Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2003


АРСЕНАЛ

КАТАЛОГ
научно-методических исследований и разработок ярославских ученых и  практиков 1997—2002

Каталог содержит информацию о наиболее интересных исследованиях, методических разработках, программах учебных курсов и практических занятий, технологиях работы ярославских ученых и практиков, участвовавших в областных выставках «Психологические ресурсы образования» 1997—2002 годов.
Познакомиться с представленными в каталоге работами можно, обратившись в фонд научно-методических материалов информационно-методического банка центра «Ресурс».
В каталог не включены статьи, опубликованные в научных сборниках, монографии и книги, вышедшие большими тиражами в издательствах «Академия развития», «Академия К», «Сфера», «Владос».

1. Адаптация ребенка к детском саду: Методические материалы для руководителей, воспитателей, психологов дошкольных учреждений /Автор-составитель С.Ю. Южалкина. Переславль-Залесский, 2000. 30 с. Материалы по организации и содержанию работы по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения. Данная разработка включает в себя теоретические, практические, конкретные методические и диагностические материалы для специалистов дошкольных образовательных учреждений.
2. Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Критерии эффективности центров реабилитации по работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении: Методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1999. 48 с. В методическом пособии дана структура центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, занимающихся профилактикой и коррекцией девиантного поведения детей и подростков, рассмотрены критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений. Методические рекомендации адресованы практическим работникам центров реабилитации детей и подростков с отклоняющимся поведением.
3. Афанасьева А.Б. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста: Творческая работа / Ярославль, 1998. 56 с. В работе представлена авторская программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Коррекционный процесс включает три этапа: диагностический, коррекционный, контрольный. В заключении представлены результаты апробации данной коррекционной программы.
4. Балуева Е.Б., Корикова И.А. Компьютерный вариант психодиагностического комплекса методик для определения уровня развития младших школьников. Пояснительная записка /специалисты Государственного образовательного учреждения «Центр помощи детям» г. Ярославля. Ярославль, 2000. Предлагаемая компьютерная программа содержит набор методик психодиагностического комплекса для определения уровня развития младших школьников. Программа включает три методики: методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка»; цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена в модификации Т.В.Розановой (1978) или методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления; методика диагностики словесно-логического мышления.
5. Белкова Е.А. Нарушения общения с родителями и способы их коррекции в подростковом и раннем юношеском возрасте: Творческая работа /Ярославль, 2000. 51 с. Представлен один из возможных вариантов работы с детьми подросткового возраста, имеющими проблемы во взаимоотношениях с родителями. Автор считает целесообразным использование активных методов обучения, позволяющих сгладить большую часть возникающих проблем.
6. Васильев Н.Н., Васильева Е.А. Технологии профессионального общения: Рабочая тетрадь практического психолога. Книга 1. Базовые навыки. Ярославль: Центр «Ресурс», 1997. 82 с. В учебном пособии представлена информация, кратко и наглядно иллюстрирующая некоторые закономерности профессионального общения в ситуациях, вызывающих трудности у практикующих психологов. Учебное пособие призвано оказать помощь в профессиональном росте практикующим психологам, желающим усовершенствовать свои навыки в области профессионального общения. Руководство будет особенно полезно для специалистов, непосредственно работающих с людьми: социальных работников, консультантов служб занятости, служб социальной помощи и защиты, педагогов, воспитателей, менеджеров.
7. Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено: Методические указания/ Составители: С.Б. Корнилова, В.К. Солондаев, Т.А. Иванова, Л.Н. Лисенкова, Р.А. Поваренкова. Ярославль: Центр помощи детям, 2000. 31 с. Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.
8. Залюбовская Е.Д. Телефон доверия как форма социально-психологической помощи подросткам: Творческая работа / Ярославль, 2000. 36 с. В работе представлена программа подготовки подростков-волонтеров для обеспечения дежурства на «телефоне доверия» в ППМС-центре помощи детям «Доверие». Практическая часть программы представляет собой тренинг навыков консультативной помощи, приемов и методов слушания и воздействия на абонента. Программа является экспериментальной и поэтому может быть вариативной. Она может корректироваться в зависимости от поставленных задач и стратегий, индивидуальных особенностей подростков, возникающих психологических ситуаций.
9. Иванова М.Ф. Программа тренинга «Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков». Ярославль: Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников, 1999. 28 с. Тренинг направлен на предотвращение употребления подростками алкоголя и наркотиков, а также на пропаганду здорового образа жизни. Программа тренинга может быть полезна психологам-практикам, педагогам, социальным работникам, работающим с детьми и связанным с работой по предупреждению наркотической зависимости у подростков.
10. Клюева Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности (технологии работы психолога с педагогами). Ярославль, 1998. 92 с. Работа посвящена одному из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога — взаимодействию с педагогами. Предложены технологии работы психолога, каждая из которых может быть использована в комплексе с другими методами или по отдельности.
11. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1992. 66 с. Данная работа включает две программы тренингов общения для педагогов и для ребят старшего школьного возраста. Пособие состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части представлен краткий анализ особенностей работы ведущего с личностью и группой в процессе тренинга. Второй раздел содержит описание групповых встреч с подробным описанием их целей и методического обеспечения. Программы предназначены для специалистов, имеющих психологическое образование и опыт участия в социально-психологических тренингах.
12. Кобцева Ж.В. Mini book, или экзамениада, или учимся сдавать экзамены. Ярославль: Центр «Ресурс», 1998. 59 с. Как готовиться к экзаменам? Как учить и что учить? Как улучшить память, не волноваться, обрести уверенность в себе и успешно сдать экзамены? Эти и многие другие секреты автор, профессиональный психолог, раскрывает в своей книге. Издание предназначено для широкого круга читателей, для всех, кто учится или собирается учиться.
13. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общ. ред. Е.Е. Чепурных. М.–Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. 174 с. Созданное на основе обобщения опыта работы образовательных учреждений для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры Российской Федерации), методическое пособие содержит описание сущности коррекционно-развивающей работы, направлений и принципов ее проведения с детьми и подростками, назначения и функций специального оборудования, требований к разработке и реализации коррекционно-развивающих программ. Пособие содержит большой спектр форм и методов (игр, упражнений, комплексных занятий и т.п.) по развитию и коррекции детей, имеющих трудности в развитии.
14. Красавина Т.Д. Технология оказания психологической помощи младшим школьникам, испытывающим «учебные трудности»: Творческая работа. Ярославль, 1999. 44 с. Здесь дано обобщение и описание опыта работы службы по оказанию психологической помощи детям младшего школьного возраста. Изложены принципы организации коррекционно-развивающей работы в начальной школе, также подробно описана технология оказания психологической помощи детям, которая в одинаковой степени может подойти и к другим возрастным категориям.
15. Кузнецова И.В., Большакова О.В., Филина С.В. Методические рекомендации для специалистов службы занятости по работе с инвалидами. Ярославль: Центр «Ресурс». 1999. 143 с. Издание предназначено, прежде всего, для специалистов службы занятости, психологов и педагогов, занимающихся вопросами рационального трудоустройства инвалидов. Опираясь на гуманистический, субъективно-ориентированный подход, авторы рассматривают организационно-методические основы профессиональной реабилитации инвалидов, шаги подбора подходящей работы для клиентов-инвалидов, психологические характеристики лиц с ограниченными возможностями, особенности взаимодействия с ними в процессе подбора подходящей работы, вопросы профилактики напряженности и утомления у специалистов по трудоустройству, некоторые методы и способы саморегуляции.
16. Кузнецова И.В. Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1999. 22 с. Данное пособие содержит методические рекомендации, которые помогут специалистам и родителям установить помогающие отношения при взаимодействии с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении; точнее определить собственную позицию, наметить тактику и стратегию взаимодействия, подобрать (выработать) необходимые и достаточные средства и способы помощи в каждом конкретном случае.
17. Кузнецова И.В., Ансимова Н.П. Профориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 1997. В пособии изложены основные направления, содержание и задачи профориентационной работы с молодежью, сущность самоопределения и формирования профессиональной готовности к эффективному поведению на рынке труда, формы и методы работы со школьниками и учащимися профессиональных учебных заведений. Пособие предназначено для студентов учебных заведений, получающих специализацию «Профконсультант» и «Практический психолог». Также пособие может быть интересно специалистам, занимающимся вопросами профориентации молодежи.
18. Кузьмина Т.Н., Бычков М.Н. Компьютерная технология профессионального самоопределения «Весы». Пояснительная записка.Ярославль: Центр «Ресурс». 1999. В качестве основы для данной работы взята технология В. Борейши (г. Томск) «Авральный выбор профессии», главной особенностью которой является техника принятия сложных решений. Данный вариант дополнен списком специальностей и профессий, которые можно получить в учебных заведениях Ярославской области, по ряду профессий предлагается их описание (профессиограмма). Технология предназначена для школьников, педагогов, практических психологов, профконсультантов службы занятости.
19. Куличкина С.В. Родительские собрания. Материал в помощь координаторам работы с семьей, психологам, воспитателям. Ярославль, 1998. 40 с. В работе представлен опыт по проведению родительских собраний детского комбината № 209. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, психологам, координаторам работы с семьей.
20. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа / Государственное образовательное учреждение Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр помощи детям». Ярославль, 2000. 24 с. В предлагаемой программе выделены следующие разделы: развитие у ребенка общей моторики, мелкой моторики, сенсорное развитие детей. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. На каждом занятии решаются задачи всех трех разделов программы.
21. Лофицкая Ю.Н. Программа курса «Психология общения»: Аттестационная работа. Переславль-Залесский: Центр диагностики и консультирования «Доверие», 2000. 72 с. Предлагаемый курс психологии общения рекомендуется вводить в 10–11 классах средней школы, также он может быть использован и при проведении факультативных занятий. Занятия по данному курсу проводятся еженедельно в течение полугодия по одному часу (уроку) в неделю. Предлагаемый тематический план носит приблизительный характер, по усмотрению преподавателя он может быть скорректирован.
22. Малахова С.Ю. Пальчиковый театр как метод развития мелкой моторики пальцев рук: Творческая работа детского психолога. Ярославль, 1998. 30 с. В работе предлагается серия упражнений, которые направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук. Как показала практика, предложенная система подготовки ребенка к письму наиболее полно учитывает возрастные возможности 5–6-летних детей, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, обеспечивает формирование функциональной зрелости мелкой мускулатуры руки, помогает сочетать темп и ритм речи с движениями глаз и руки. Работа может быть использована практическими психологами, работающими в дошкольных учреждениях.
23. Методические рекомендации по проведению групповой профконсультации для выпускников 9–11 классов. Ярославль: Центр «Ресурс», 1998. 34 с. В данном пособии содержится описание одной из форм проведения профориентационной работы — групповой справочно-информационной консультации со школьниками, в ходе которой можно решить следующие задачи: помощь в профессиональном самоопределении, информирование школьников о ситуации на рынке труда, знакомство с рынком образовательных услуг. В данном пособии предлагается примерный план проведения групповой профконсультации в выпускном классе.
24. Молодцова Т.Н. Работа с трудными подростками в условиях оздоровительного лагеря: Творческая работа. Углич: Центр «Гармония». 1999. 18 с. Программа направлена на адаптацию подростков к современным условиям жизни, снятие личностной тревожности, развитие эмпатии, обучение саморегуляции эмоций, обучение формированию позитивных жизненных установок методом рисуночных ассоциаций, организацию досуга, связанного с романтикой приключений, обучение психологическим основам человеческих отношений. Работа представляет интерес для психологов и педагогов.
25. Монахова А.Ю., Полянко М.А. Методический материал для родительских собраний. Психология — практике. Ярославль, 2000. 40 с. Цель данной работы — ознакомить педагогов, психологов, социальных педагогов с опытом проведения родительских собраний. Авторы предлагают активную форму проведения родительских собраний, которая способна вызвать у родителей доверие и желание сотрудничать со школой. В работе предложены сценарии родительских собраний в форме лекций и психологических практикумов, разработанных для родителей учеников разного возраста. Материал будет интересен и полезен как для школьных психологов, так и для творчески работающих педагогов.
26. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: Теория и методы исследования. Ярославль: ЯГПУ, 1999. 248 с. В книге излагается авторское понимание сущности психологической готовности к усвоению знаний в форме учебной деятельности, готовность к учебной деятельности исследуется на основе методологических принципов системного подхода. Книга может быть полезна для исследователей в области детской психологии, практических работников образования, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений и факультетов психологии.
27. Никитина А.И. Муниципальная психологическая служба: руководящие начала, организация и содержание деятельности / Из опыта работы директора центра психологической помощи «Развитие» управления образования Угличского МО. Ярославль, 1998. 21 с. В данной работе представлена модель муниципальной психологической службы, ее структура, цели и задачи, основные виды деятельности, организаторы и показатели; рассказано об основных проблемах развития и становления центра психологической помощи, планировании и организации его работы. Также представлена схема методического взаимодействия психологов в муниципальной психологической службе.
28. Петрова Л.В. Изучение особенностей мотивации учения при переходе из начальной школы в среднюю: Авторская работа. Углич, 1998. 38 с. В работе освещены теоретические аспекты мотивации учения, изменения, которым она подвергается в процессе обучения в школе. Описаны результаты исследования, проведенного среди учащихся 3–5-х классов школы, а также даны рекомендации по сохранению и формированию учебной мотивации. Результаты исследования и рекомендации могут быть интересны учителям и школьным психологам.
29. Проблемы школьной дезадаптации. Диагностика и поиск путей решения: Методическое пособие для школьных психологов и педагогов начальной школы / Составитель Павлова Е.И.// Инициатива. Творчество. Поиск.// Вып. 27 (Издано департаментом образования Администрации Ярославской области). Ярославль, 1998. 56 с. Пособие содержит программу семинара для педагогов начальной школы по проблемам школьной дезадаптации. Методические материалы могут быть использованы школьным психологом при подготовке обучающих семинаров для педагогов начальной школы, для повышения квалификации начинающих школьных психологов, в диагностической, консультационной работе. Отдельные фрагменты пособия могут быть оформлены как памятки для учителя.
30. Психологическая служба образования: нормативно-правовой аспект. Вопросы и ответы / Составители: А.И. Конев, И.В. Кузнецова, Т.Н. Кузьмина, А.Э. Симановский. Ярославль: Центр «Ресурс», 1999. 40 с. В сборнике в форме вопросов и ответов представлена информация о нормативно-правовых аспектах деятельности психолога образовательного учреждения. Сборник предназначен для руководителей и психологов образовательных учреждений, специалистов социально-психологических служб, студентов факультетов психологии высших учебных заведений.
31. Психологическое консультирование подростков-инвалидов /Авторы-составители: И.В. Кузнецова, О.В. Большакова и др. Ярославль: Центр «Ресурс», 1996. 170 с. Издание предназначено для психологов, занимающихся консультированием подростков-инвалидов. Рассматриваются психологические проблемы подростков-инвалидов, пути и способы их разрешения в консультационной работе. Предлагаемая процедура консультирования — шаги по разрешению актуальных жизненных задач (затруднительных ситуаций) — дополнена описанием конкретных способов работы с подростками-инвалидами и их родителями. Разработка может быть полезна также для широкого круга психологов, педагогов и социальных работников.
32. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей-дошкольников: Учебное пособие. Ярославль: Издательство Ярославского областного ИПК работников образования, 1999. 39 с. Важной особенностью программы является параллельное развитие чувственной сферы ребенка и его речи. На этой основе в более старшем возрасте формируется понятийное мышление. Кроме этого, идет подготовка ребенка к восприятию и пониманию причинно-следственных связей. Для лучшей ориентировки над каждым заданием обозначено умение, на выработку которого направлено это упражнение.
33. Текнеджян Т.В. Рационализация труда школьного психолога: Творческая работа. Ярославль, 2000. 51 с. Представлена авторская модель школьной психологической службы, основанная на двух организационных принципах: системности и закреплении. Работа знакомит с авторским видением рационализации деятельности школьного психолога по направлениям: психодиагностика, психопрофилактика, психопросвещение. Представляет интерес для практических психологов образования.
34. Уханова А.В. Опыт игровых психокоррекционных занятий с детьми 4–10 лет и психологического консультирования родителей в ОЦДЮ. Ярославль, 1997. 21 с. В работе проанализирован и обобщен трехлетний опыт психокоррекционных занятий с детьми 4–10 лет в игровой комнате и опыт психологического консультирования родителей. Автор адаптирует известную технологию, предложенную Г.Л. Лэндретом в книге «Игровая терапия: искусство отношений», к условиям областного центра детей и юношества, вносит свои индивидуальные игровые приемы. Работа может быть интересна детским психологам, использующим в своей практике игровые приемы.
35. Филина С.В., Бычков М.Н. Опросник профессиональных предпочтений (модифицированный компьютерный вариант для самодиагностики профессиональных интересов школьников). Ярославль, 1998. 19 с. Особенностью данной компьютерной версии является то, что она предполагает самостоятельную работу школьников и молодежи, направленную на самодиагностику их профессиональных интересов, включает не 50, а 60 утверждений и позволяет провести диагностику профессиональных предпочтений по шести типам. Особую ценность представляет «Указатель профессий и специальностей», составленный на основе «Справочника учебных заведений Ярославской области» и сгруппированный по уровням образования и типам профессий. Опросник предназначен для школьников и молодежи, интересующихся вопросами самодиагностики профессиональных предпочтений и интересов. Может быть также использован в работе учителями, школьными психологами, профконсультантами.
36. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: Программа для детей в возрасте (4)5–6 лет: Авторская работа. Ярославль, 1998. 64 с. В работе изложена апробированная программа для работы с детьми, направленная на развитие и формирование чувственного познания. Задания, представленные в программе, допускают творческое отношение к ним: подбор иного игрового материала, соответствующего цели и логике занятий; изменение хода задания в плане обогащения и усложнения процедуры выполнения; внесение дополнительных игровых моментов в ход работы. Работа может представлять интерес для педагогов учреждений дошкольного воспитания, дополнительного образования, детских психологов, а также родителей.
37. Формирование профессиональной позиции / Программа психологической подготовки. /Авторский коллектив: Л.Г. Жедунова, О.Н. Посысоев, Е.Н. Юрасова. Ярославль: ИПП ЯГПУ, 1998. 33 с. Программа содержит описание конкретных тренинговых процедур, игр и семинаров, направленных на формирование навыков развивающей коммуникации, восстановление смысла деятельности, коррекции феномена эмоционального выгорания личности воспитателя. Предназначена для психологов, занимающихся подготовкой и обучением специалистов (воспитателей, педагогов), работающих с детьми группы риска (сироты, воспитанники детских домов и специнтернатов).
38. Шимина А.В. Диагностика и коррекция минимальных мозговых дисфункций (психологический аспект). Ярославль, 2000. 47 с. В работе освещены факторы, которые могут повлиять на развитие ребенка, провоцируя легкие нарушения сознания и функционирования мозга. Автор предлагает свою систему организации эффективного взаимодействия «психолог—родитель—учитель» для обеспечения психологического благополучия детей с синдромом ММД (минимальные мозговые дисфункции). Для диагностики на наличие синдрома ММД используется тест Тулуз-Пьерона. Разработка представляет интерес для учителей начальных классов и школьных психологов.
39. Школьные проблемы глазами психолога: Как оказать помощь дезадаптированному ребенку / Авторы-составители: Л.В. Варначева, Р.Б. Джузенова и др. Ярославль: Александр Рутман, 1996. 178 с. Книга поднимает очень актуальные на сегодняшний день проблемы, учитывает неготовность большинства педагогов и педагогических коллективов к ориентации в педагогическом процессе на интересы ребенка, его способности, возможности и особенности. Книга позволит педагогу выработать инструментарий объективной самооценки, профессионального взгляда на свои позиции, привычки в отношениях с детьми и в то же время определить механизмы оказания помощи и поддержки себе, ребенку, родителю: перейти от интуитивных поисков выхода из сложных ситуаций к осмысленному профессиональному выстраиванию своего поведения во взаимоотношениях с дезадаптированным ребенком.