Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №36/2003


РЕПОРТАЖ

ЛУЧШИЙ ПСИХОЛОГ ОБЛАСТИ

В конце учебного года в Ярославле состоялся II областной конкурс «Психолог года».
Основной его целью были поддержка и поощрение талантливых и высокопрофессиональных педагогов-психологов, пропаганда опыта работы лучших педагогов-психологов области, формирование общественного мнения о деятельности службы практической психологии образования.
Конкурс проходил в несколько этапов. Сначала состоялись творческие самопрезентации: «Моя профессиональная карьера. Этапы, достижения, профессиональное кредо». Затем прошла экспертиза деятельности конкурсантов: документов, иллюстрирующих деятельность специалиста в целом (программы, планы и отчеты о деятельности), и результатов деятельности (методические разработки, отзывы, награды).
Ну а самым сложным стала демонстрация участниками своих профессиональных знаний и умений (проведение обучающих, коррекционно-развивающих занятий, тренингов).
Приятно отметить возросшую активность и готовность практических психологов участвовать в подобных конкурсах. В этом году в нем приняли участие 12 педагогов-психологов различных образовательных учреждений: детского сада, школ, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Это были представители Рыбинского, Гаврилов-Ямского муниципальных образований, а также городов Данилова, Переславль-Залесского, Рыбинска, Углича, Ярославля.
Наравне с опытными профессионалами, имеющими стаж психолого-педагогической работы более 20 лет, в конкурсе участвовали и молодые специалисты.
Работу конкурсантов оценивала авторитетная конкурсная комиссия под председательством заместителя директора департамента образования администрации Ярославской области Ольги Юрьевны Калугиной.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ

На суд зрителей и болельщиков выносился только один этап, первый. А экспертиза деятельности и посещение открытого показательного занятия — это было уделом только членов жюри.
На творческую самопрезентацию приглашались психологи образовательных учреждений города и области, руководители методических объединений педагогов-психологов, руководители школ, все специалисты, заинтересованные в развитии службы практической психологии образования. Были и группы поддержки конкурсантов: школьники, родители, коллеги по работе.
Очень творчески подошли конкурсанты к самопрезентации. Это было одновременно и зрелище, и осмысление, и представление своего профессионального пути, достигнутых результатов. Звучали авторские стихи и песни в исполнении участников конкурса и их групп поддержки.
Запомнилось многое. Ольга Беляева (педагог-психолог школы № 59 г. Ярославля) в стихах, обращенных к сыну, рассказывала о своей работе, причем очень содержательно и глубоко. Елена Петрова (педагог-психолог Ермаковской школы Рыбинского муниципального округа) наглядно продемонстрировала все этапы становления себя как профессионала. Юлия Вербицкая (педагог-психолог школы № 9 г. Данилова) свою презентацию назвала «Провинциальные записки», где обстоятельно и образно рассказала о своем непростом пути к профессии психолога, основных направлениях работы в школе.

УПУЩЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

Очень жаль, что на презентации было мало зрителей. Ведь, на наш взгляд, данный конкурс можно рассматривать и как хорошую возможность педагогов-психологов познакомиться с деятельностью своих коллег, многому научиться, почувствовать необходимость, значимость и разноплановость работы педагога-психолога.
Представление практической деятельности конкурсантов проходило на базе средней школы № 57 (директор — В.А. Майорова) и детского сада № 83 (заведующая — И.Н. Воскобойник) г. Ярославля. Всем сотрудникам, детям и учащимся данных учреждений огромное спасибо за прием и поддержку наших конкурсанток!
На показательном занятии в детском саду Анна Семенова просто очаровала и заворожила детей, исполняя роль феи. Аня продемонстрировала удивительный контакт с детьми, умение грамотно формулировать цели занятия и планировать стратегию их достижения.
Марина Шеина на своем занятии с подростками смогла создать настолько доверительные отношения, что дети свободно обсуждали ситуации, в которых их кто-то обидел или они сами были обидчиками, учились конструктивному поведению в таких ситуациях.
Молодой специалист Ирина Бутылкина поразила всех нестандартным творческим подходом, который она сумела проявить как во время самопрезентации, так и во время проведения практического занятия с детьми коррекционного класса.
В целом, все участники конкурса продемонстрировали высокое профессиональное мастерство, творческий подход к выполнению конкурсных заданий, интересные аспекты собственной деятельности.

ПОБЕДИТЕЛЬ И ЛАУРЕАТЫ

Победителем конкурса единодушно признана Александра Монахова, педагог-психолог средней школы № 15 г. Ярославля. Ее общий психолого-педагогический стаж 20 лет, в школе работает 12 лет. Закончила факультет психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, а в 2001 году получила второе высшее образование по специальности «Управление персоналом». Имеет высшую квалификационную категорию. В 2002 году в издательстве «Академия развития» вышла ее вторая книга «Психолог и семья: активные методы взаимодействия». Методические разработки, представление собственной деятельности во время презентации отличались высоким уровнем научно-методической обоснованности и профессионального мастерства.
Лауреатами областного конкурса стали: Анна Семенова, педагог-психолог Ярославского областного «Центра помощи детям»; Марина Шеина, педагог-психолог средней школы № 66 г. Ярославля; Ирина Бутылкина, педагог-психолог средней школы № 3 г. Рыбинска.
Победитель и лауреаты конкурса награждены дипломами департамента образования, премиями и подарками. Все участники — памятными подарками, предоставленными книжным издательством «Академия развития».

НАПУТСТВИЕ

На торжественном подведении итогов конкурса О.Ю. Калугина, зам директора департамента образования, сравнила коллектив школы с оркестром, где дирижером является, несомненно, директор, а камертоном — психолог. И именно по звучанию камертона — психолога — происходит настройка всех инструментов оркестра, настройка душ и детей и взрослых.
Много хороших слов о педагогах-психологах говорили их руководители, директора школ. До глубины души тронуло выступление директора средней школы № 3 г. Рыбинска В.С.Смирнова, который подчеркнул связь между работой психолога и душевными отношениями в коллективе. И как напутствие всем психологам, прозвучали его стихи.

Доброта
Для добра не жалейте минуты,
Лучше час, а быть может, и день.
Не меняйте души на валюту,
Не мешайте со славою тень.
Слава греет лучами, лелея,
Но глаголет в народе молва:
Совершайте добро, не жалея,
И стыдитесь не сделать добра.
Красотой, говорят, мир спасется.
Нас спасает пока доброта.
Пусть нигде на земле не прольется
Понапрасну ребенка слеза.

Татьяна КУЗЬМИНА,
педагог-психолог центра «Ресурс»