ЛУЧШИЙ ПСИХОЛОГ ОБЛАСТИ
В конце учебного года в Ярославле
состоялся II областной конкурс «Психолог года».
Основной его целью были поддержка и поощрение
талантливых и высокопрофессиональных педагогов-психологов,
пропаганда опыта работы лучших педагогов-психологов
области, формирование общественного мнения о
деятельности службы практической психологии
образования.
Конкурс проходил в несколько этапов. Сначала
состоялись творческие самопрезентации: «Моя
профессиональная карьера. Этапы, достижения,
профессиональное кредо». Затем прошла
экспертиза деятельности конкурсантов:
документов, иллюстрирующих деятельность
специалиста в целом (программы, планы и отчеты о
деятельности), и результатов деятельности (методические
разработки, отзывы, награды).
Ну а самым сложным стала демонстрация
участниками своих профессиональных знаний и
умений (проведение обучающих, коррекционно-развивающих
занятий, тренингов).
Приятно отметить возросшую активность и
готовность практических психологов участвовать
в подобных конкурсах. В этом году в нем приняли
участие 12 педагогов-психологов различных
образовательных учреждений: детского сада, школ,
центров психолого-педагогической и медико-социальной
помощи. Это были представители Рыбинского,
Гаврилов-Ямского муниципальных образований, а
также городов Данилова, Переславль-Залесского,
Рыбинска, Углича, Ярославля.
Наравне с опытными профессионалами, имеющими
стаж психолого-педагогической работы более 20 лет,
в конкурсе участвовали и молодые специалисты.
Работу конкурсантов оценивала авторитетная
конкурсная комиссия под председательством
заместителя директора департамента образования
администрации Ярославской области Ольги Юрьевны
Калугиной.
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ
На суд зрителей и болельщиков выносился только
один этап, первый. А экспертиза деятельности и
посещение открытого показательного занятия —
это было уделом только членов жюри.
На творческую самопрезентацию приглашались
психологи образовательных учреждений города и
области, руководители методических объединений
педагогов-психологов, руководители школ, все
специалисты, заинтересованные в развитии службы
практической психологии образования. Были и
группы поддержки конкурсантов: школьники,
родители, коллеги по работе.
Очень творчески подошли конкурсанты к
самопрезентации. Это было одновременно и зрелище,
и осмысление, и представление своего
профессионального пути, достигнутых результатов.
Звучали авторские стихи и песни в исполнении
участников конкурса и их групп поддержки.
Запомнилось многое. Ольга Беляева (педагог-психолог
школы № 59 г. Ярославля) в стихах, обращенных к
сыну, рассказывала о своей работе, причем очень
содержательно и глубоко. Елена Петрова (педагог-психолог
Ермаковской школы Рыбинского муниципального
округа) наглядно продемонстрировала все этапы
становления себя как профессионала. Юлия
Вербицкая (педагог-психолог школы № 9 г. Данилова)
свою презентацию назвала «Провинциальные
записки», где обстоятельно и образно рассказала
о своем непростом пути к профессии психолога,
основных направлениях работы в школе.
УПУЩЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
Очень жаль, что на презентации было мало
зрителей. Ведь, на наш взгляд, данный конкурс
можно рассматривать и как хорошую возможность
педагогов-психологов познакомиться с
деятельностью своих коллег, многому научиться,
почувствовать необходимость, значимость и
разноплановость работы педагога-психолога.
Представление практической деятельности
конкурсантов проходило на базе средней школы № 57
(директор — В.А. Майорова) и детского сада № 83 (заведующая
— И.Н. Воскобойник) г. Ярославля. Всем сотрудникам,
детям и учащимся данных учреждений огромное
спасибо за прием и поддержку наших конкурсанток!
На показательном занятии в детском саду Анна
Семенова просто очаровала и заворожила детей,
исполняя роль феи. Аня продемонстрировала
удивительный контакт с детьми, умение грамотно
формулировать цели занятия и планировать
стратегию их достижения.
Марина Шеина на своем занятии с подростками
смогла создать настолько доверительные
отношения, что дети свободно обсуждали ситуации,
в которых их кто-то обидел или они сами были
обидчиками, учились конструктивному поведению в
таких ситуациях.
Молодой специалист Ирина Бутылкина поразила
всех нестандартным творческим подходом, который
она сумела проявить как во время самопрезентации,
так и во время проведения практического занятия
с детьми коррекционного класса.
В целом, все участники конкурса
продемонстрировали высокое профессиональное
мастерство, творческий подход к выполнению
конкурсных заданий, интересные аспекты
собственной деятельности.
ПОБЕДИТЕЛЬ И ЛАУРЕАТЫ
Победителем конкурса единодушно
признана Александра Монахова,
педагог-психолог средней школы № 15 г. Ярославля.
Ее общий психолого-педагогический стаж 20 лет, в
школе работает 12 лет. Закончила факультет
психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, а в 2001 году
получила второе высшее образование по
специальности «Управление персоналом». Имеет
высшую квалификационную категорию. В 2002 году в
издательстве «Академия развития» вышла ее
вторая книга «Психолог и семья: активные методы
взаимодействия». Методические разработки,
представление собственной деятельности во время
презентации отличались высоким уровнем научно-методической
обоснованности и профессионального мастерства.
Лауреатами областного конкурса стали: Анна
Семенова, педагог-психолог Ярославского
областного «Центра помощи детям»; Марина
Шеина, педагог-психолог средней школы № 66
г. Ярославля; Ирина Бутылкина,
педагог-психолог средней школы № 3 г. Рыбинска.
Победитель и лауреаты конкурса награждены
дипломами департамента образования, премиями и
подарками. Все участники — памятными подарками,
предоставленными книжным издательством
«Академия развития».
НАПУТСТВИЕ
На торжественном подведении итогов конкурса О.Ю.
Калугина, зам директора департамента
образования, сравнила коллектив школы с
оркестром, где дирижером является, несомненно,
директор, а камертоном — психолог. И именно по
звучанию камертона — психолога — происходит
настройка всех инструментов оркестра, настройка
душ и детей и взрослых.
Много хороших слов о педагогах-психологах
говорили их руководители, директора школ. До
глубины души тронуло выступление директора
средней школы № 3 г. Рыбинска В.С.Смирнова,
который подчеркнул связь между работой
психолога и душевными отношениями в коллективе.
И как напутствие всем психологам, прозвучали его
стихи.
Доброта
Для добра не жалейте минуты,
Лучше час, а быть может, и день.
Не меняйте души на валюту,
Не мешайте со славою тень.
Слава греет лучами, лелея,
Но глаголет в народе молва:
Совершайте добро, не жалея,
И стыдитесь не сделать добра.
Красотой, говорят, мир спасется.
Нас спасает пока доброта.
Пусть нигде на земле не прольется
Понапрасну ребенка слеза. |
Татьяна КУЗЬМИНА,
педагог-психолог центра «Ресурс» |