РАДОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Развитие сенсомоторики у детей
старшего дошкольного возраста
Готовность ребенка к обучению в школе в
значительной мере зависит от уровня его
сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с
одной стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, а с другой — имеет
самостоятельное значение, так как полноценное
восприятие является базовым для успешного
овладения многими видами деятельности. К концу
дошкольного возраста у нормально развивающихся
детей должна сформироваться система сенсорных
эталонов и перцептивных действий как результат
правильно организованного обучения и практики.
У многих детей с проблемами в развитии
отмечается недостаточность двигательных
навыков: скованность, плохая координация,
неполный объем движений, нарушена их
произвольность. Отмечается также недоразвитие
мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации. Движения рук бывают неловкими,
несогласованными. Эти дети утомляемы, отличаются
пониженной работоспособностью, что в
значительной степени связано с их физическим
недоразвитием.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ
Упражнения направлены на развитие отдельных
двигательных качеств и способностей ребенка (силы,
ловкости, быстроты, координации, равновесия и др.),
на развитие свойств психики (внимания,
сообразительности, ориентировки в пространстве,
времени и пр.), на повышение функционального
уровня систем организма (упражнения для
тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой
системы, активизации обменных процессов, для
формирования осанки).
Занятия проводятся в игровой форме.
Эффективность занятий определяется по следующим
показателям:
— общее оздоровление, укрепление организма,
развитие двигательных качеств, развитие
сознательного управления движениями,
формирование правильной осанки, развитие
нервной системы (быстроты реакций, координации
движений и др.), развитие организованности,
дисциплины;
— совершенствование мелкой моторики,
движения пальцев становятся более точными,
ловкими, произвольными, согласованными;
— совершенствование сенсорных представлений,
перцептивных действий, формирование
аналитического восприятия;
— развитие произвольного внимания, памяти,
речи, мыслительных способностей.
Первая группа упражнений направлена
на повышение функционального уровня систем
организма.
1. Дыхательные упражнения
Обучение детей четырехфазным дыхательным
упражнениям (3–5 раз), содержащим равные по
времени «вдох—задержка—выдох—задержка»,
соединение дыхания и движения.
а) Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены,
ладони обращены вперед. На медленный вдох руки
плавно разводятся в стороны и вверх, на выдохе
опускаются вдоль тела ладонями вниз.
б) Встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе
медленно поднять расслабленные руки вверх,
постепенно растягивая все тело и напрягая его в
струнку, не отрывая пятки от пола. На выдохе
постепенно расслаблять тело, опустить руки и
согнуться в пояснице. Вернуться в исходное
положение.
в) Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены,
ладони обращены вперед. На быстрый вдох
свободные руки подтягиваются к подмышкам
ладонями вверх. На медленный выдох руки
опускаются вдоль тела ладонями вниз.
Тренировка делает глубокое медленное дыхание
простым и естественным, регулируемым
бессознательно. При правильном выполнении оно
успокаивает и способствует концентрации
внимания. Со временем отмечается увеличение
объема легких, усиливается газообмен и
улучшается кровообращение, под воздействием
диафрагмы происходит интенсивный массаж
внутренних органов, что способствует общему
оздоровлению и улучшению самочувствия.
2. Стимулирующие упражнения, повышающие
энергетический потенциал
— Хлопки (ладонями, кулаками): дети
располагают свои ладони перпендикулярно друг
другу и резко хлопают так, чтобы местом
соприкосновения были углубления между запястьем
и нижней частью ладони. Или то же самое, но место
соприкосновения — внешняя сторона запястья;
— самомассаж головы;
— самомассаж ушных раковин: растираем ладонями
уши, как будто они замерзли, разминаем уши три
раза сверху вниз;
— самомассаж стоп;
— массаж и самомассаж кистей и пальцев рук,
работа с пальцами (пальчики «здороваются»,
показывают козу, зайчика, собачку).
Данные упражнения не только повышают
потенциальный энергетический уровень, но и
обогащают знания ребенка о собственном теле,
развивают внимание, произвольность, успокаивают
и уравновешивают психику.
3. Оптимизация тонуса и обучение
релаксации
Оптимизация тонуса является одной из самых
важных задач коррекционной работы, любое
отклонение от оптимального тонуса может
являться как причиной, так и следствием
возникших изменений в психической и
двигательной активности ребенка и негативно
сказывается на общем ходе его развития.
На занятиях ребенку необходимо дать
почувствовать его собственный тонус,
одновременно обучая возможным приемам
релаксации.
Игра «Огонь и лед» включает в себя попеременное
напряжение и расслабление всего тела. Дети
выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде
«огонь» дети начинают интенсивные движения всем
телом, а по команде «лед» застывают в том
положении, в котором их застала команда, при этом
напрягается все тело.
4. Повышение устойчивости
Повышение устойчивости связано с
развитием равновесия, то есть «чувства опоры».
Основным здесь является привлечение внимания к
контакту тела с полом, необходимо расслабить
брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также
слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и
пятки должны находиться на прямой линии.
а) Предлагается перенести вес тела на правую ногу
(она немного согнута в колене), а левую слегка
приподнять над полом (нога прямая), руки опущены.
б) Детям дается инструкция: «Представьте, что мы
на корабле, начался шторм и корабль
раскачивается из стороны в сторону». Дети стоят
свободно, ноги на ширине плеч, перенести вес на
правую ногу, почувствовать изменения; приподнять
левую ногу, не теряя равновесия; вернуться в
исходное положение. То же самое выполнять на
другой ноге, сосредоточив внимание на
собственном теле.
Вторая группа упражнений направлена
на коррекцию следующих недостатков:
— бедность, однотипность движений тела в
пространстве, их недостаточная координация и
несформированность сенсомоторной координации;
— обеднение перцептивных и мнестических
возможностей ребенка,
— несформированность пространственных
представлений.
1. Формирование чувства ритма
2. Развитие перцептивных и мнестических
возможностей
— Развитие зрительной, тактильной и
слуховой чувствительности.
— Перевод из модальности в модальность,
межмодальный синтез и запоминание.
— Запоминание и воспроизведение
последовательности элементов в определенном
порядке.
3. Формирование пространственных
представлений
— Формирование пространственной
дифференциации самого себя, представлений о
схеме тела.
При формировании пространственных
представлений каждое направление (верх, низ,
вперед, назад, влево, вправо) связывается с
определенными движениями и закрепляется через
них. Например, даются команды: «Два шага вперед,
один шаг вправо, три шага назад, два шага влево»
или «Два прыжка вперед, один прыжок влево, один
прыжок назад, два прыжка вправо».
— Работа с кубиками, разрезными картинками,
пазлами.
— Графические схемы (двигательный, графический
диктант).
4. Динамическая организация
двигательного акта
Она связана с переходом от единичных
двигательных актов к системе или серии
однотипных движений.
5. Развитие ловкости
Бег, прыжки, упражнения с мячом.
6. Развитие внимания
Упражнения на развитие внимания строятся по
следующему принципу: задается условный сигнал и
соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок
должен как можно быстрее реагировать на
подаваемый сигнал соответствующей реакцией.
Упражнение «Хлопки»: дети свободно
передвигаются по комнате. На один хлопок
педагога каждый ребенок должен присесть на
корточки, на два хлопка — встать с поднятыми
вверх прямыми руками.
А.Н. ЛЕБЕДЕВА,
«Центр помощи детям»,
г. Ярославль |