УРОКИ РАДОСТИ
Я — детский психолог. Я помогаю ребенку понять
себя и мир вокруг, помогаю построить мостик между
детской душой и окружающим миром. Стараюсь
помочь взрослым вспомнить, разбудить, открыть в
себе своего внутреннего ребенка. Потому что
только «тогда человек может творить, когда жив
его внутренний ребенок» (эти слова принадлежат
известному российскому
режиссеру-мультипликатору Александру
Татарскому).
Способность к творчеству — отличительная черта
человека. Только человек может преобразовывать
мир, создавать что-то новое. И в каждом ребенке
заключены невиданные силы, скрытые возможности и
таланты. Раскрыть их, научить пользоваться ими —
это одна из важнейших задач моей деятельности.
Я сторонница гуманистического направления в
психологии, которое утверждает, что каждый
ребенок — талантлив. Важно научить его не только
мыслительной деятельности, напитать его
знаниями, но и развить его чувства. Чтобы знания
были пережиты, прочувствованы, а чувства
осознаны, чтобы произошло «соединение
интеллекта и аффекта», как говорил Л.С. Выготский.
Только в детстве к Малышу может прилететь
Карлсон и подарить колокольчик со словами:
«Малыш, когда тебе будет плохо или просто
грустно, ты позвони в колокольчик — и я прилечу».
Так вот у меня тоже есть этот колокольчик внутри,
и он «звонит», когда ребенку плохо.
Я чувствую его боль, как свою, и помогаю высказать
ее, перевожу с детского языка (языка чувств) на
взрослый (язык логики и слов). Но также я чувствую
и его радость. Тогда мы вместе летаем. Это
происходит и во сне и наяву. Главное — чтобы в
каждой детской душе колокольчики звонили только
торжествующим звоном! Не случайно на Руси так
ценится колокольный перезвон. А птицу-тройку
невозможно представить без бубенцов — звонких
колокольцев.
Мы вместе учимся любить этот мир и передавать
свою любовь другому.
Но любое знание о мире начинается со знания о
себе. Поэтому в разработанной мною программе
работы с детьми дошкольного возраста «Уроки
радости» главный акцент делается на познании и
принятии своего «Я», своего имени, своей семьи,
своих друзей, своих интересов. Дети в общении
друг с другом осознают, что каждый может быть
успешен, учатся принимать себя и другого такими,
какие они есть, учатся ценить и любить друг друга,
учатся навыкам эффективного взаимодействия,
осознают свои чувства и чувства другого.
В этом нам помогает великая сила искусства:
слушая музыку, дети учатся регулировать свои
чувства; рисуя — передавать чувства в образах, в
цвете; создавая и инсценируя сказку, историю —
чувствовать свое единство со всеми, когда каждый
принят, ценим и значим.
И главное в моей психологической работе — не
отдельные эффективные методы и даже не их
система (сколько хороших психологов, столько и
методов), а особое качество общения ребенка
с взрослым и со сверстником, особая атмосфера их
взаимодействия, позволяющая раскрыть и развить
потенциальные возможности маленького человека,
его лучшие человеческие качества.
Уча детей сотворчеству, сотрудничеству, и мы,
взрослые, учимся строить свои отношения друг с
другом и с детьми на гуманистических принципах.
Потому что «взрослые те же дети, только они
родились раньше», как метко заметила моя дочь
Татьяна.
Творческий человек, а педагогов и психологов
можно причислить именно к этой категории людей,
на всю жизнь остается ребенком, то есть несет в
себе свежесть чувств, умение удивляться этому
миру, жажду преобразования. И не случайно у
великих педагогов и психологов остается на всю
жизнь детский взгляд. Их лица как бы излучают
радость и счастье. Таким был и С.Л. Соловейчик,
который говорил: «Всматриваясь только в детей,
детей не поймешь. Мы воспитываем не ребенка, а
человека. Человека в человеке... Имей дух и умей
возбудить его в детях!»
Работая над психологизацией образовательного
процесса, я ориентируюсь на сотрудничество с
педагогами. По запросу администрации нашего
детского сада мы с группой педагогов
(воспитателя по изодеятельности, эколога,
музыкального руководителя) разработали и
провели цикл интегрированных занятий по
развитию творческого потенциала у детей
старшего дошкольного возраста. Составной частью
в этот цикл вошли мои занятия по развитию
эмоционально-волевой сферы личности,
направленного воображения. Результатом нашей
совместной деятельности с педагогами стало
развитие креативности, улучшение
взаимоотношений детей, что благоприятно
сказалось на самооценке каждого и на общем
уровне психологического комфорта в группах.
Работая в содружестве с педагогами и родителями,
мы подошли к реализации идеи сопровождения
развития ребенка: не столько оберегать его от
болезней и опасностей (что всегда делалось и
делается), а помочь осознать свои силы, научить
самому сохранять свое здоровье, самому
справляться с трудностями, испытывать радость от
их преодоления.
Для этого на базе нашего детского сада усилиями
специалистов была создана
психолого-педагогическая медико-социальная
(ППМС) служба сопровождения здоровья и развития
ребенка. Результатом этой деятельности явилось:
снижение заболеваемости детей, улучшение
взаимодействия детей и родителей, развитие
способностей и талантов каждого ребенка. Об этом
свидетельствуют отзывы родителей, учителей школ,
лицеев, гимназий, где обучаются наши
воспитанники.
Благодаря усилиям всех участников
педагогического процесса наши дети запомнят
время, прожитое в детском саду, и те уроки радости
— уроки детства, которые, как маячок, будут
светить им всю жизнь.
Ирина ЯРУШИНА,
педагог-психолог, г. Сургут |