Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

УРОКИ РАДОСТИ

Я — детский психолог. Я помогаю ребенку понять себя и мир вокруг, помогаю построить мостик между детской душой и окружающим миром. Стараюсь помочь взрослым вспомнить, разбудить, открыть в себе своего внутреннего ребенка. Потому что только «тогда человек может творить, когда жив его внутренний ребенок» (эти слова принадлежат известному российскому режиссеру-мультипликатору Александру Татарскому).
Способность к творчеству — отличительная черта человека. Только человек может преобразовывать мир, создавать что-то новое. И в каждом ребенке заключены невиданные силы, скрытые возможности и таланты. Раскрыть их, научить пользоваться ими — это одна из важнейших задач моей деятельности.
Я сторонница гуманистического направления в психологии, которое утверждает, что каждый ребенок — талантлив. Важно научить его не только мыслительной деятельности, напитать его знаниями, но и развить его чувства. Чтобы знания были пережиты, прочувствованы, а чувства осознаны, чтобы произошло «соединение интеллекта и аффекта», как говорил Л.С. Выготский.
Только в детстве к Малышу может прилететь Карлсон и подарить колокольчик со словами: «Малыш, когда тебе будет плохо или просто грустно, ты позвони в колокольчик — и я прилечу». Так вот у меня тоже есть этот колокольчик внутри, и он «звонит», когда ребенку плохо.
Я чувствую его боль, как свою, и помогаю высказать ее, перевожу с детского языка (языка чувств) на взрослый (язык логики и слов). Но также я чувствую и его радость. Тогда мы вместе летаем. Это происходит и во сне и наяву. Главное — чтобы в каждой детской душе колокольчики звонили только торжествующим звоном! Не случайно на Руси так ценится колокольный перезвон. А птицу-тройку невозможно представить без бубенцов — звонких колокольцев.
Мы вместе учимся любить этот мир и передавать свою любовь другому.
Но любое знание о мире начинается со знания о себе. Поэтому в разработанной мною программе работы с детьми дошкольного возраста «Уроки радости» главный акцент делается на познании и принятии своего «Я», своего имени, своей семьи, своих друзей, своих интересов. Дети в общении друг с другом осознают, что каждый может быть успешен, учатся принимать себя и другого такими, какие они есть, учатся ценить и любить друг друга, учатся навыкам эффективного взаимодействия, осознают свои чувства и чувства другого.
В этом нам помогает великая сила искусства: слушая музыку, дети учатся регулировать свои чувства; рисуя — передавать чувства в образах, в цвете; создавая и инсценируя сказку, историю — чувствовать свое единство со всеми, когда каждый принят, ценим и значим.
И главное в моей психологической работе — не отдельные эффективные методы и даже не их система (сколько хороших психологов, столько и методов), а особое качество общения ребенка с взрослым и со сверстником, особая атмосфера их взаимодействия, позволяющая раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его лучшие человеческие качества.
Уча детей сотворчеству, сотрудничеству, и мы, взрослые, учимся строить свои отношения друг с другом и с детьми на гуманистических принципах. Потому что «взрослые те же дети, только они родились раньше», как метко заметила моя дочь Татьяна.
Творческий человек, а педагогов и психологов можно причислить именно к этой категории людей, на всю жизнь остается ребенком, то есть несет в себе свежесть чувств, умение удивляться этому миру, жажду преобразования. И не случайно у великих педагогов и психологов остается на всю жизнь детский взгляд. Их лица как бы излучают радость и счастье. Таким был и С.Л. Соловейчик, который говорил: «Всматриваясь только в детей, детей не поймешь. Мы воспитываем не ребенка, а человека. Человека в человеке... Имей дух и умей возбудить его в детях!»
Работая над психологизацией образовательного процесса, я ориентируюсь на сотрудничество с педагогами. По запросу администрации нашего детского сада мы с группой педагогов (воспитателя по изодеятельности, эколога, музыкального руководителя) разработали и провели цикл интегрированных занятий по развитию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста. Составной частью в этот цикл вошли мои занятия по развитию эмоционально-волевой сферы личности, направленного воображения. Результатом нашей совместной деятельности с педагогами стало развитие креативности, улучшение взаимоотношений детей, что благоприятно сказалось на самооценке каждого и на общем уровне психологического комфорта в группах.
Работая в содружестве с педагогами и родителями, мы подошли к реализации идеи сопровождения развития ребенка: не столько оберегать его от болезней и опасностей (что всегда делалось и делается), а помочь осознать свои силы, научить самому сохранять свое здоровье, самому справляться с трудностями, испытывать радость от их преодоления.
Для этого на базе нашего детского сада усилиями специалистов была создана психолого-педагогическая медико-социальная (ППМС) служба сопровождения здоровья и развития ребенка. Результатом этой деятельности явилось: снижение заболеваемости детей, улучшение взаимодействия детей и родителей, развитие способностей и талантов каждого ребенка. Об этом свидетельствуют отзывы родителей, учителей школ, лицеев, гимназий, где обучаются наши воспитанники.
Благодаря усилиям всех участников педагогического процесса наши дети запомнят время, прожитое в детском саду, и те уроки радости — уроки детства, которые, как маячок, будут светить им всю жизнь.

Ирина ЯРУШИНА,
педагог-психолог, г. Сургут