ИГРАЮТ ВСЕ!
Казалось бы, что может быть проще и
понятнее детской игрушки?
Естественно, что девочки играют в куклы, а
мальчики — в машинки и разных там солдатиков. Но
оказывается, в детской игре все гораздо сложнее и
интереснее.
Такое открытие ждало меня на мастер-классе
«Психологические концепции игрушки и проблемы
экспертизы игрушек», который состоялся в рамках
VI Всероссийской выставки достижений
практической психологии. Проводили это
мероприятие известный специалист по детским
играм М.В.Осорина (кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей психологии факультета
психологии Санкт-Петербургского
государственного университета и вице-президент
Петербургского психологического общества) и
О.И.Пальмов (сотрудник Центра ранней помощи детям
с особыми потребностями г. Санкт-Петербурга).
Игрушечные миры
Мария Владимировна Осорина считает игрушку
настолько сложным и многоплановым объектом, что
ребенок (впрочем, как и взрослый) может
запутаться в ней. Дело в том, что она одновременно
является «жителем трех миров».
Первый мир, в котором существует игрушка, это мир
материальных предметов. Игрушка — материальное
тело (увы, непрочное). Ребенку всегда интересно:
какая она на ощупь, какие у нее размеры и чем она
пахнет. К сожалению, большинство изготовителей
отечественных игрушечных изделий (как и дешевых
импортных), не учитывают эти сенсорные
возможности. Для взрослых более важно, чтобы в
процессе манипулирования игрушкой малыш не
получил травму.
Распространенные сейчас пластмассовые игрушки,
считает Мария Владимировна, лишены того
сенсорного богатства, которое имеют
традиционные материалы: глина, дерево, веревки,
перья.
Второй мир, в котором существует игрушка, — мир
культуры. Игрушка — это и посуда, и орудия труда,
и животные. Чем древнее игрушка, тем она ближе к
обыденной жизни. Даже сам материал, из которого
изготовлены лошадка или погремушка, несет
элемент той или иной культуры. Во время
археологических раскопок ученые находили
игрушки, сделанные из кости, глины, дерева.
С доисторических времен в эти предметы
закладывалась (сознательно или бессознательно)
программа, развивающая память, внимание,
мышление, мелкую моторику.
Третий мир игрушки транслирует социальные
сценарии. Поэтому производство детских игрушек
может стать мощной сферой пропаганды. Это
реализуется через их содержание и оформление.
Любимой игрушкой ребенка может стать как
симпатичный и добрый мишка, так и мало эстетичный
монстр. Здесь все полностью зависит от взрослых.
Точнее, от того, что они предлагают детям.
Нужна экспертиза
О том, что необходимо хоть как-то
контролировать производство и закупку игрушек,
говорится уже давно. Министерство образования РФ
считает необходимым ввести в стране социальную,
психологическую и педагогическую экспертизу игр
и игрушек для детей.
Был даже издан приказ за № 1717 от 26.06.2000,
утверждающий «Временный порядок проведения
экспертизы настольных, компьютерных и иных игр,
игрушек и игровых сооружений для детей».
Специалисты Минобразования отмечают, что в
последние годы массовый характер приобрели
оптовые закупки и продажа зарубежных игрушек,
часто не отвечающих гуманистическим принципам
образования либо вообще не предназначенных для
детей. «Это игрушки, провоцирующие у детей
развитие жестокости, страхов, преждевременных
сексуальных проявлений», — указывают авторы
документа.
В министерстве отмечают, что в России существует
практика оценки игрушек только с точки зрения
физической безопасности детей —
санитарно-эпидемиологическая экспертиза и
сертификация соответствия. По идее
разработчиков документа, экспертизу игрушек
будут осуществлять Министерство образования и
региональные органы управления образованием.
Как всегда бывает, в приказе предусмотрено все —
и организации, которые производят экспертизу, и
бланки для заявлений на ее проведение, и
инструкция о порядке оплаты экспертизы. Не нашла
я там самого главного — основания для оценки
качества той или иной игрушки.
А для этого, как я поняла из рассказа М.В.
Осориной, важно знать целый ряд вещей. Прежде
всего, надо быть знакомым с игровой
деятельностью детей, понимать ее смысл. И кроме
того — уметь отличить хорошую игрушку от плохой.
И первый, и второй пункты требуют серьезного
изучения и обоснования, поэтому сейчас
Министерство образования и занимается
разработкой критериев определения качества
игрушек. А коллектив под руководством М.В.
Осориной получил заказ на разработку
содержательной основы оценки игр и игрушек.
Поучиться бы у орангутана
К этой работе были привлечены специалисты
Центра ранней помощи детям с особыми
потребностями г. Санкт-Петербурга, занимающиеся
вопросами психологического проектирования
новых игрушек для маленьких детей.
Было проведено совместное исследование, в основу
которого легла идея о том, что раскрыть суть
игрушки без изучения процесса игры невозможно.
Изучение игровой деятельности решено было
начать с наблюдения за обитателями зоопарка,
ведь игра свойственна не только человеку, но и
высшим животным и проявляется у них более
непосредственно.
Дети, посещающие Центр раннего развития, собрали
старые ломаные игрушки, чтобы передать их в
зоопарк. Звери в неволе сильно страдают от
сенсорной депривации, поэтому ухаживающие за
ними сотрудники охотно поддержали это начинание.
Получив игрушки, животные сразу начали с ними
играть. Играли не только малыши, но и взрослые
особи.
Мария Владимировна рассказывала, что очень
интересно было наблюдать за белыми медведями,
которым досталась пластмассовая лейка с
гремящими внутри элементами конструктора. Когда
это сооружение попытался взять себе медвежонок,
то папа сразу же отнял его. А затем, изучив в
течение 10–15 минут возможности этой игрушки,
передал ее детишкам.
Очень забавно вели себя бурые медведи — мама с
двумя дочками. Детенышам были предложены мячики,
а маме достался большой пластмассовый телефон,
который она тут же подхватила и унесла в угол. В
течение пяти минут она изучала аппарат и
обнаружила, что ее большие когти вполне
помещаются в дырочки диска. Покрутив его, она
услышала звонок и долго наслаждалась его
звучанием. При этом она настолько увлеклась
процессом, что отгоняла желающих присоединиться
к ней дочек.
С обезьянами вообще вышел казус. Орангутан сидел
в клетке на расстоянии примерно метра от решетки
и терпеливо ждал, когда ему просунут большую
надувную игрушку. Люди с этим заданием
справиться не могли... Тогда он, не выдержав, сам
просунул лапу, взял игрушку и, повернув ее
определенным образом, легко втащил в клетку,
продемонстрировав людям, как это нужно было
сделать!
Практически у всех животных этапу игры
предшествовало изучение возможностей игрушки. И
чем больше этих возможностей обнаруживалось, тем
дольше и увлеченнее животные играли с ней.
Камешек, листочек, стеклышко
Этой стратегии придерживаются и дети. При
необходимости они сами изготавливают нужные им
игрушки из подручного материала: всевозможные
«секретики», куколки из тряпочек, линзы из
цветных стеклышек. Ведь часто те игрушки, которые
предлагают взрослые (считая их привлекательными
и подходящими для детей), с точки зрения самого
малыша, таковыми не являются.
Игрушка — это не материальный объект, считает
М.В. Осорина. Ей может стать любая вещь (например,
кошелек или бумажка), камешек или листочек, живое
существо, даже другой человек (в том случае, если
он соглашается на эту роль). При этом многие
игрушки могут таковыми и не стать, до тех пор пока
они не встроены в игровые действия. Наверное,
каждый вспомнит, как легко превратить листья в
игрушечные деньги.
Это традиционные детские субкультурные
технологии, поэтому каждый ребенок может сделать
игрушку в соответствии со своим игровым планом.
Откуда берутся игрушки?
Как уже говорилось, часто дети сами мастерят их.
Несмотря на то что взрослые отрицательно
относятся к игрушкам из проволоки, старых
пуговиц, камешков, тряпочек и т.д., они составляют
1/3 всех детских игровых материалов.
Создателями игрушек могут стать и близкие
ребенку люди. Причем родители часто делают
игрушки, не осознавая этого, например шьют
кукольную одежду.
Игрушки, сделанные взрослыми, имеют особый смысл
для детей. Родители закладывают в них понимание
мира, максимально соответствующее нуждам
ребенка. Их можно рассматривать как своеобразную
форму присутствия взрослого в душевном мире
малыша. И оно сохраняется, даже когда взрослого
нет рядом. Поэтому такие игрушки долго хранятся.
Третий (на первый взгляд — самый
распространенный) вид — покупные игрушки. С
ними-то как раз и возникают все проблемы.
Часто те, кто производит детские игрушки, не
отдают себе отчета, насколько это ответственное
занятие. Начиная с последней трети XIX века на
игрушку стало губительно действовать
производство в промышленных масштабах.
На конструирование новых изделий влияют такие
факторы, как мода, развитие новых технологий. К
примеру, когда в конце девятнадцатого века в
Германии решили обзавестись собственным флотом,
то в продаже появились различные игрушечные
кораблики.
Возникновение психологической науки
способствовало появлению новых развивающих игр
и игрушек. Настоящий переворот был осуществлен
Марией Монтессори, которая реализовала идею
встраивания в игрушки различных дидактических
компонентов. Эти две линии (промышленная и
дидактическая) не противоречили друг другу,
поскольку отвечали общей задаче — подготовке
детей к будущей жизни в обществе.
Но, как считает М.В. Осорина, в результате
пострадали сами игрушки, поскольку они утратили
многие функции.
О том, какой же должна быть игрушка, отвечающая
потребностям детей, и как с этой позиции отличить
«хорошую» погремушку или пирамидку от «плохой»,
вы узнаете в следующем номере «Школьного
психолога».
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина товаров для детей DetiMag.ru, предлагающей полный ассортимент детских товаров, в том числе развивающих игрушек для малышей. С помощью детского развивающего коврика (магазин производит доставку по всей стране) вы сможете создать своему ребенку эффективную познавательную среду прямо с рождения, материалы различных фактур позволяют развивать тактильное восприятие, слух, внимание ребенка, а для детей постарше есть мультифункциональные коврики пазлы. В каталоге магазина вы обнаружите большое количество интересных и полезных игрушек и других необходимых товаров. |