Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЛОЖНАЯ ЖЕНЩИНА.
НЕВРОЗ КАК ВНУТРЕННИЙ
ТЕАТР ЛИЧНОСТИ

А. Щеголев
СПб.: Речь, 2002

Новая книга петербургского психотерапевта А. Щеголева названа в издательской аннотации самой скандальной его работой. Тут невольно возникает ассоциация с современным шоу-бизнесом, в котором отсутствие таланта и ярких творческих идей сплошь и рядом прикрывается эпатажными выходками.
Такой рекламный прием вряд ли уместен в отношении данной книги — очень умной, содержательной и по-настоящему талантливой. Скандальна она, пожалуй, лишь тем, что смело бросает вызов устоявшимся представлениям о психологической литературе.
Издателей автор поставил в непростое положение. С одной стороны, им, вероятно, неловко делать свой бизнес на дешевом ширпотребе и хочется напечатать что-то стоящее — хотя бы для поддержания собственного реноме. С другой стороны, серьезные книги, как правило, убыточны и ради прибыли необходимо как-то привлечь «широкие читательские массы».
Первая проблема решается легко — личностный, научный, творческий потенциал автора тому порукой. Ради второй издателям приходится идти на ухищрения. Самое хитрое из них — в том, что две относительно самостоятельные работы оказались как бы слиты в одну и анонсированы как целое.
«Данная книга посвящена внутреннему миру современной женщины», — гласит аннотация. Сие верно лишь наполовину. Книга состоит из двух равновеликих частей, и «Ложная женщина» — это лишь ее первая часть.
«Невроз...» — это не подзаголовок, а название второй части, которая женщин касается не в большей мере, чем мужчин.
Соответственно, и обложка оформлена в рыночной манере, да еще и дана многообещающая заявка на скандал. В результате реализация тиража гарантирована. Правда, многие наивные читатели, привлеченные рекламными трюками, рискуют разочароваться. «Ложная женщина» — это не легкое чтение. Книга явно рассчитана на тех, кто при чтении шевелит не губами, а мозгами, и в этом отношении может даже расцениваться как вариант самотеста — не слишком ли упрощенно и поверхностно вы понимаете назначение психологической литературы? Если по прочтении нескольких страниц вы не отложите книгу, то считайте, что тест прошли успешно.
Дальше начинается самое интересное — внутренний диалог читателя с автором, предлагающим оригинальную типологию вариантов извращенной женской натуры. Таких он, правда, насчитывает всего три — сексуальная, гиперсоциальная и интеллектуальная женщина, при этом явно недостаточно внимания уделяя женщине, так сказать, настоящей, полноценной (не потому ли, что этот тип — еще большая редкость, чем настоящий мужчина?).
Совокупные портреты получаются у автора яркими, рельефными и узнаваемыми, хотя за их рамками остаются многочисленные реальные вариации. В этом, наверное, изъян любой обобщенной типологии, ибо каждый человек — сам себе тип. Но это уже размышления по поводу книги, а оснований она для этого дает немало.
То же касается и второй части, рассматривающей невроз как своеобразное лицедейство, а психотерапию — как своего рода «коррекционную режиссуру».
Так или иначе, прочитать эту книгу очень полезно. Хотя она и не то, чем пытается казаться. На самом деле она намного лучше.

Сергей СТЕПАНОВ