ЛОЖНАЯ ЖЕНЩИНА.
НЕВРОЗ КАК ВНУТРЕННИЙ
ТЕАТР ЛИЧНОСТИ
А. Щеголев
СПб.: Речь, 2002
Новая книга петербургского психотерапевта А.
Щеголева названа в издательской аннотации самой
скандальной его работой. Тут невольно возникает
ассоциация с современным шоу-бизнесом, в котором
отсутствие таланта и ярких творческих идей
сплошь и рядом прикрывается эпатажными
выходками.
Такой рекламный прием вряд ли уместен в
отношении данной книги — очень умной,
содержательной и по-настоящему талантливой.
Скандальна она, пожалуй, лишь тем, что смело
бросает вызов устоявшимся представлениям о
психологической литературе.
Издателей автор поставил в непростое положение.
С одной стороны, им, вероятно, неловко делать свой
бизнес на дешевом ширпотребе и хочется
напечатать что-то стоящее — хотя бы для
поддержания собственного реноме. С другой
стороны, серьезные книги, как правило, убыточны и
ради прибыли необходимо как-то привлечь «широкие
читательские массы».
Первая проблема решается легко — личностный,
научный, творческий потенциал автора тому
порукой. Ради второй издателям приходится идти
на ухищрения. Самое хитрое из них — в том, что две
относительно самостоятельные работы оказались
как бы слиты в одну и анонсированы как целое.
«Данная книга посвящена внутреннему миру
современной женщины», — гласит аннотация. Сие
верно лишь наполовину. Книга состоит из двух
равновеликих частей, и «Ложная женщина» — это
лишь ее первая часть.
«Невроз...» — это не подзаголовок, а название
второй части, которая женщин касается не в
большей мере, чем мужчин.
Соответственно, и обложка оформлена в рыночной
манере, да еще и дана многообещающая заявка на
скандал. В результате реализация тиража
гарантирована. Правда, многие наивные читатели,
привлеченные рекламными трюками, рискуют
разочароваться. «Ложная женщина» — это не легкое
чтение. Книга явно рассчитана на тех, кто при
чтении шевелит не губами, а мозгами, и в этом
отношении может даже расцениваться как вариант
самотеста — не слишком ли упрощенно и
поверхностно вы понимаете назначение
психологической литературы? Если по прочтении
нескольких страниц вы не отложите книгу, то
считайте, что тест прошли успешно.
Дальше начинается самое интересное — внутренний
диалог читателя с автором, предлагающим
оригинальную типологию вариантов извращенной
женской натуры. Таких он, правда, насчитывает
всего три — сексуальная, гиперсоциальная и
интеллектуальная женщина, при этом явно
недостаточно внимания уделяя женщине, так
сказать, настоящей, полноценной (не потому ли, что
этот тип — еще большая редкость, чем настоящий
мужчина?).
Совокупные портреты получаются у автора яркими,
рельефными и узнаваемыми, хотя за их рамками
остаются многочисленные реальные вариации. В
этом, наверное, изъян любой обобщенной типологии,
ибо каждый человек — сам себе тип. Но это уже
размышления по поводу книги, а оснований она для
этого дает немало.
То же касается и второй части, рассматривающей
невроз как своеобразное лицедейство, а
психотерапию — как своего рода «коррекционную
режиссуру».
Так или иначе, прочитать эту книгу очень полезно.
Хотя она и не то, чем пытается казаться. На самом
деле она намного лучше.
Сергей СТЕПАНОВ |