ТРЕНИНГ С ПОДРОСТКАМИ:
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Д.В. Рязанова
М.: Генезис, 2003
Если кто-то из начинающих психологов хочет
заняться тренинговой работой, но никак не
решится на этот шаг, то я бы посоветовала ему
обязательно прочитать эту книжку.
Адресована она, в первую очередь, начинающим
психологам и педагогам, которые не знакомы с
премудростью организации и проведения тренинга.
Взяв в руки это пособие, они могут начинать
осторожно постигать основы этой непростой
деятельности.
Д.В. Рязанова уверена, что ничего невозможного
нет и не надо бояться новой для многих формы
работы. Главное — начинать взаимодействовать с
детьми, получив необходимые знания.
Автор честно предупреждает, что такая работа
таит в себе много неожиданностей, к которым
тренер должен быть готов.
Большое внимание уделяется текущему и
послетренинговому самоанализу. Ведь группа (а
особенно подростковая) — тонко чувствующее и
весьма динамичное образование. И любая
небрежность тренера может привести к
отрицательной групповой динамике. Поэтому,
осознав причину нежелательных изменений в
настроении учащихся, нужно постараться
переломить ситуацию.
Большой опыт тренинговой работы в разных типах
детских учреждений (школах, психологических
центрах) позволяет автору обобщить причины
ошибок и неудач ведущих и предостеречь от
возможности их повторения.
Основную часть книги составляет сценарный план
занятий с подростками, состоящий из трех тем:
«Мир моих чувств», «Я и мой внутренний мир»,
«Взаимодействуем и становимся увереннее в себе».
Каждая тема реализуется в цикле занятий,
подготовку к которым автор расписывает очень
подробно: начиная от определения целевых
установок и заканчивая пошаговым раскрытием
хода каждого занятия. Кроме того, ведется
хронометраж заданий и упражнений, а наиболее
тонкие моменты работы комментируются.
Создается впечатление, что автор постоянно
опекает своих читателей (так и хочется сказать —
учеников), предостерегая их от неправильных
действий и неадекватных реакций, что очень важно
для такой «тонкой» формы работы, как тренинг.
Читатели найдут здесь массу полезной информации.
Например, узнают о сложном внутреннем мире и
переживаниях подростков; о том, какие странные и
непонятные взрослым поступки совершают они,
пытаясь самостоятельно справиться со своими
переживаниями и проблемами.
А один раздел так и называется: «К чему вы должны
быть готовы, начиная эти занятия?». Но автор ни в
коем случае не пугает читателей, наоборот, дает
им четкие установки на действия в непредвиденных
ситуациях. Его кредо: «Нет неудачи, есть обратная
связь!».
Подробно рассматриваются и такие важные вопросы,
как технология проведения занятий, влияние на
групповую динамику, работа с различными типами
кризисных ситуаций.
Большую пользу (особенно начинающим тренерам)
принесет «Банк игр и упражнений», включающий как
«динамичные» (подвижные), так и «эмоциональные»
(направленные на групповое сплочение) игры и
упражнения.
Мне кажется, что внимательное изучение этой
книги и личное участие в нескольких личностных
тренингах достаточны для того, чтобы психолог
или педагог смогли «выруливать на взлетную
полосу» групповой работы с подростками.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |