Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТРЕНИНГ С ПОДРОСТКАМИ:
С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Д.В. Рязанова
М.: Генезис, 2003

Если кто-то из начинающих психологов хочет заняться тренинговой работой, но никак не решится на этот шаг, то я бы посоветовала ему обязательно прочитать эту книжку.
Адресована она, в первую очередь, начинающим психологам и педагогам, которые не знакомы с премудростью организации и проведения тренинга. Взяв в руки это пособие, они могут начинать осторожно постигать основы этой непростой деятельности.
Д.В. Рязанова уверена, что ничего невозможного нет и не надо бояться новой для многих формы работы. Главное — начинать взаимодействовать с детьми, получив необходимые знания.
Автор честно предупреждает, что такая работа таит в себе много неожиданностей, к которым тренер должен быть готов.
Большое внимание уделяется текущему и послетренинговому самоанализу. Ведь группа (а особенно подростковая) — тонко чувствующее и весьма динамичное образование. И любая небрежность тренера может привести к отрицательной групповой динамике. Поэтому, осознав причину нежелательных изменений в настроении учащихся, нужно постараться переломить ситуацию.
Большой опыт тренинговой работы в разных типах детских учреждений (школах, психологических центрах) позволяет автору обобщить причины ошибок и неудач ведущих и предостеречь от возможности их повторения.
Основную часть книги составляет сценарный план занятий с подростками, состоящий из трех тем: «Мир моих чувств», «Я и мой внутренний мир», «Взаимодействуем и становимся увереннее в себе». Каждая тема реализуется в цикле занятий, подготовку к которым автор расписывает очень подробно: начиная от определения целевых установок и заканчивая пошаговым раскрытием хода каждого занятия. Кроме того, ведется хронометраж заданий и упражнений, а наиболее тонкие моменты работы комментируются.
Создается впечатление, что автор постоянно опекает своих читателей (так и хочется сказать — учеников), предостерегая их от неправильных действий и неадекватных реакций, что очень важно для такой «тонкой» формы работы, как тренинг.
Читатели найдут здесь массу полезной информации. Например, узнают о сложном внутреннем мире и переживаниях подростков; о том, какие странные и непонятные взрослым поступки совершают они, пытаясь самостоятельно справиться со своими переживаниями и проблемами.
А один раздел так и называется: «К чему вы должны быть готовы, начиная эти занятия?». Но автор ни в коем случае не пугает читателей, наоборот, дает им четкие установки на действия в непредвиденных ситуациях. Его кредо: «Нет неудачи, есть обратная связь!».
Подробно рассматриваются и такие важные вопросы, как технология проведения занятий, влияние на групповую динамику, работа с различными типами кризисных ситуаций.
Большую пользу (особенно начинающим тренерам) принесет «Банк игр и упражнений», включающий как «динамичные» (подвижные), так и «эмоциональные» (направленные на групповое сплочение) игры и упражнения.
Мне кажется, что внимательное изучение этой книги и личное участие в нескольких личностных тренингах достаточны для того, чтобы психолог или педагог смогли «выруливать на взлетную полосу» групповой работы с подростками.

Ольга РЕШЕТНИКОВА