Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

АНТИТРЕНИНГ, ИЛИ КОНТУРЫ
НРАВСТВЕННЫХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

В.В. Никандров
СПб.: Речь, 2003

Среди великого множества книг, посвященных психологическим тренингам (в наши дни новые работы на эту тему выходят едва ли не каждую неделю), книга под названием «Антитренинг» явно претендует на особое, исключительное место. Так оно и есть на самом деле.
Правда, не до конца ясным остается замысел автора, рискнувшего дать книге столь вызывающее название. Логично было бы предположить, что наподобие классического «Антидюринга», выступающего с критикой Дюринга, или знаменитого «Антикарнеги» Шострома, выступающего с критикой Карнеги, «Антитренинг» бросает вызов тренингам, их теории и практике.
Ничего подобного! Оно и понятно — критиковать теорию бессмысленно ввиду ее почти полного отсутствия, практику — крайне непопулярно. Большинство новоиспеченных психологов именно в тренингах видят основную форму своей профессиональной деятельности. И было бы крайне неосторожно лишать всех этих людей той иллюзии, которая их вполне реально, а порой и довольно неплохо кормит.
Автор, напротив, раздает им реверансы, позволяя себе лишь робко посетовать на отсутствие у данной формы психологической практики мало-мальски достойного теоретического основания. Это упущение он и стремится восполнить своей работой, призванной наметить «контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга».
Подзаголовок книги, правда, следовало бы признать столь же неадекватным и неудачным, как и само название. За исключением, пожалуй, слова «контуры» — им автор подчеркивает эскизный характер своей попытки, не претендующей на завершенность, и тут с ним нельзя не согласиться.
Что же касается нравственных основ, то в текст, наверное, надо вчитываться очень внимательно, дабы отыскать их контуры. Я, например, так и не нашел ответа на давно волнующие меня вопросы об этичности произвольных изменений внутреннего мира человека. Или это не самый важный нравственный аспект тренинга? Тогда какой же? Возможно, иной читатель и найдет в книге ответ, но моих сомнений она, признаюсь, не разрешила.
С теоретическими основами еще сложнее. Большинство практиков, даже не будучи знакомы с грубоватым высказыванием Ф. Перлза, который называл психологическую теорию, пардон, «слоновьим дерьмом», готовы в этом согласиться с автором «Помойного ведра». Несогласие В.В.Никандрова с этой неконструктивной позицией выливается в попытку систематизации разнообразных видов тренингов и их увязывания с той или иной кучей... простите, теорией. Получается довольно стройно, действительно систематично, но... не очень убедительно.
Фактически перед нами пример каталогизации, но не теоретического осмысления. Хотя для расширения эрудиции систематизированная информация на тему «Какие бывают тренинги» очень полезна и интересна. В этом и видится основная заслуга книги — преимущественно просветительская, но, увы, в значительно меньшей степени научно-теоретическая.

Сергей СТЕПАНОВ