О СТРАТЕГИИ ГУМАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Для армавирских психологов 2003 год
оказался щедрым на конференции, круглые даты и
юбилейные заседания.
Мы уже писали о прошедшей в феврале
научно-практической конференции
«Психологическая наука — образовательной
практике» (см. «Школьный психолог», № 15, 2003).
Не менее значительным событием в жизни
психолого-педагогического сообщества Северного
Кавказа стала межрегиональная
научно-практическая конференция «Развитие
личности как стратегия гуманизации
образования», проходившая на базе Армавирского
государственного педагогического института
(АГПИ, ректор — доктор филологических наук,
профессор В.Т. Сосновский)
ПО КОМПАСУ
Конференция явилась очередным этапом в
развитии научной школы «Гуманизация и личностно
развивающие технологии образования». Руководит
школой доктор педагогических наук, профессор Е.Н.
Шиянов (в 2002 г. в Ставрополе состоялась первая
межрегиональная научно-практическая
конференция «Гуманизация и личностно
развивающие технологии образования»).
Мероприятия армавирской конференции собрали тех
людей, для которых гуманистическая школа в
образовании стала компасом в мире педагогики и
психологии, а может быть, и средством для
личностного и профессионального саморазвития.
В конференции приняли участие психологи,
педагоги, ведущие ученые, представители
образовательных учреждений, руководство и
специалисты управлений образования при
администрации городов и районов края,
психологических центров, государственных и
общественных организаций из различных регионов
России (Москва, Санкт-Петербург, Белгород,
Кострома, Магнитогорск, Минск, Махачкала, Омск,
Ростов-на-Дону, Ульяновск, Йошкар-Ола, Ярославль,
Ставропольский и Краснодарский края, республики
Карачаево-Черкесия, Калмыкия).
Основная цель конференции заключалась в том,
чтобы объединить усилия
психолого-педагогического сообщества региона,
академической науки и практики для разработки
стратегии и тактики развития личности,
отвечающей требованиям гуманизации и
демократизации общественной жизни, и для
определения стратегии развития образования на
Северном Кавказе.
10 программных докладов, заслушанных на двух
пленарных заседаниях, работа 4 симпозиумов,
2 творческих мастерских, 3 мастер-классов дали
участникам возможность подробно обсудить
вопросы социализации и воспитания, содержания
высшего педагогического образования, культуры
личности и профессионализма педагога в
контексте идеи гуманизации; развитие
субъектности личности средствами
психологической практики; состояние, проблемы и
перспективы развития службы практической
психологии в системе образования; содержание
психолого-педагогической подготовки будущих
специалистов в области образования; проблемы,
поиски, перспективы развития негосударственного
образования и др.
Присутствие на открытии конференции мэра г.
Армавира В.В. Колодяжного и заместителя главы
администрации города Г.Г. Оробей, начальника
Управления образования администрации
г. Армавира В.Е. Данцева придало значимость
сугубо профессиональному мероприятию.
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
|
Выставку достижений
практической психологии
в области образования посетил
зам. начальника отдела образования
администрации
г. Краснодара С.Н. Лукин
|
Важным событием открытия конференции стала
презентация документального фильма «Психологи
Кубани о времени и о себе», рассказывающего об
истории становления, организации деятельности,
перспективе развития службы практической
психологии в системе образования, подготовке
кадров практических психологов г. Армавира и
Кубани в целом.
Открывая научную часть, Е.Н. Шиянов отметил, что
конференция выявила высокую востребованность
гуманистических оснований и традиций
современной психологической и педагогической
науки и практики. Ориентация на личность и ее
развитие является важнейшей мировоззренческой
установкой ученых и практиков образования
Северо-Кавказского региона.
В ходе пленарного заседания были представлены
доклады таких ведущих специалистов,
занимающихся вопросами гуманизации образования,
как Е.Н. Шиянов («Социализация и воспитание в
контексте идеи гуманизации»), доктор
педагогических наук, профессор В.А. Сластенин
(«Содержание высшего педагогического
образования в контексте гуманистической
парадигмы»), доктор психологических наук,
профессор Л.А. Регуш («Возможности
психологической подготовки в личностном
развитии студентов»), доктор психологических
наук, доцент Л.А. Темнова («Служба практической
психологии вуза: поиск путей формирования
психологической готовности студентов к
профессии»), доктор психологических наук,
профессор С.В. Недбаева («Развитие
субъектности личности средствами
психологической практики»), доктор
педагогических наук, профессор А.Я. Данилюк
(«Интеграция содержания как средство
гуманизации образования»), доктор
психологических наук, профессор Л.В. Лидак
(«Рефлексия как феномен научно-психологического
исследования»), доктор педагогических наук,
профессор Л.Ф. Сербина («Понятие нормы и
отклонения в процессе социализации детей»),
начальник Управления образования администрации
г. Армавира В.Е. Данцев («Состояние, проблемы и
перспективы развития службы практической
психологии в системе образования г. Армавира»).
На конференцию был приглашен ведущий специалист
в области возрастной и практической психологии,
кандидат психологических наук, зав. кафедрой
возрастной психологии факультета психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова А.Г. Лидерс. Его доклад был
посвящен позиции практического психолога по
отношению к клиенту.
После завершения пленарного заседания началась
интенсивная работа симпозиумов, творческих
мастерских и мастер-классов. Их тематика была
настолько разнообразна, что каждый из участников
мог выбрать то, что соответствовало его
интересам. Рассматривались как
общетеоретические проблемы гуманизации
образования, так и практические вопросы. Во
многих выступлениях речь шла о том, как идеи
личностно развивающего образования
используются в современных психологических
разработках, реализуются на практике.
СКАЗОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
В работе второго дня конференции большое
внимание практических психологов привлек
мастер-класс «Сказочное решение не сказочных
проблем» (ведущие — практический психолог
О.И.Клушина, кандидат медицинских наук, доцент
М.В. Овсянников).
А.Г. Лидерс познакомил собравшихся с тренингом
личностного роста для подростков. Эта тема и
личность ведущего заинтересовали такое большое
число и психологов-практиков, и теоретиков
психолого-педагогической науки, что аудитория, в
которой проходил мастер-класс, не смогла
вместить всех желающих.
Участники творческой мастерской
«Технологическое обеспечение гуманизации
образования средствами психологической
практики» (ведущие – доктор психологических
наук, профессор С.В.Недбаева, кандидат
психологических наук Е.В. Стрюкова) смогли не
только обсудить вопросы современного состояния
и перспективы развития территориальной службы
практической психологии в системе образования,
но и непосредственно познакомиться с моделью
деятельности психологической службы АГПИ, а
также с работой кабинета педагога-психолога
гимназии № 1 г. Армавира (победитель
городского конкурса на лучший кабинет
психологической службы).
Предложения и рекомендации, выработанные на
каждом из симпозиумов, на творческой мастерской
и мастер-классе, вошли в резолюцию, принятую по
результатам работы конференции. Резолюция
содержит целый ряд конкретных предложений в
адрес академической науки и высшей школы,
региональных и муниципальных органов управления
образованием Южно-Российского региона.
ОТ ИДЕИ К ПРАКТИКЕ
Наряду с обширной научной программой
конференция включала интересную культурную
программу. Гости и участники познакомились с
историческими достопримечательностями города
во время экскурсии, проведенной кандидатом
исторических наук С.Н. Ктиторовым. Теплые
июньские вечера позволили насладиться красивой
природой нашего края, вкусом собранной душистой
земляники, звуками песни под гитару у вечернего
костра.
Вышедшие к началу работы конференции сборники
материалов содержат 126 статей по различным
направлениям: развитие личности как стратегия
гуманизации современного образования; развитие
субъектности личности как ведущая тенденция
гуманизации образования; культура личности и
профессионализм педагога в контексте
гуманизации образования; научно-методическое
обеспечение и управление качеством образования
вуза; социально-правовые, экономические,
духовные проблемы развития современного
общества.
Работу конференции сопровождала
выставка-ярмарка «Педагогика и психология —
образовательной практике». Основные цели
выставки — демонстрация достижений в системе
образования города Армавира и Краснодарского
края, обеспечение их доступности для потребителя
образовательных услуг; показ передовых методов и
технологий психолого-педагогического
сопровождения субъектов образовательного
процесса; совершенствование деятельности
образовательных служб региона; содействие в
установлении деловых, научно-практических
контактов; обобщение и распространение
инновационного и практического опыта
образовательных учреждений.
Важным аспектом работы конференции явилось
создание условий для обмена опытом, идеями.
Главное теперь — осмыслить и творчески
реализовать тот богатейший материал, который был
получен.
Елена СТРЮКОВА,
преподаватель
кафедры психологии АГПИ
Тел.: (86137) 5-35-08
Факс: (86137) 4-05-73
E-mail: Golodov@mail.ru |