В ЛАДУ С СОБОЙ
Кто может
быть
самим собой,
пусть не будет ничем другим. |
Парацельс |
КОНГРУЭНТНОСТЬ — 1) способность
человека к безоценочному принятию, осознанию
своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а
также к их адекватному выражению в поведении и
речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком
некоторому объекту и другому человеку, также
оценивающему этот объект. Термин, подобно многим
другим, сравнительно недавно заимствован из
английского языка и в большинстве отечественных
психологических словарей отсутствует. Однако в
лексиконе практических психологов он в
последние годы употребляется все чаще (почти
исключительно в первом значении).
Английское слово congruence происходит от
латинского congruens, в родительном падеже congruentis
— соразмерный, соответствующий, совпадающий, и
означает соответствие, сообразность (например,
соответствие закону и т.п.). Это слово
используется в различных областях научного
знания, в частности в математике, где оно
означает равенство отрезков, углов,
треугольников и других фигур в элементарной
геометрии.
В
этом значении термин был заимствован
отечественными математиками довольно давно, и
только так его и трактует Большая Советская
Энциклопедия (тридцать лет назад, когда вышел
соответствующий том, невозможно было и
вообразить ту безудержную склонность к
подражательству, которая обуяет постсоветских
психологов). В физике под конгруэнтностью
понимают количественную равнозначность
качественно равноценных состояний какого-либо
процесса. В специфическом значении термин
употребляется также в медицине, что совсем не
удивительно, учитывая традиционную
латинизированность медицинской терминологии.
А.Б. Орлов, автор статьи о конгруэнтности в
недавно изданном «Большом психологическом
словаре», указывает, что данный термин введен в
психологию К. Роджерсом. Это утверждение верно
лишь отчасти. Экзальтированное почитание
Роджерса, столь модное среди нынешних
отечественных психологов, заставляет их
упускать из виду тот факт, что им термин был
использован лишь в одном специфическом значении,
тогда как другое примерно в то же время
предложено социальными психологами Ч. Осгудом и
П. Танненбаумом. Поэтому во избежание
односторонности трактовки рассмотрим также
понятие конгруэнтности в
социально-психологическом контексте.
В середине ХХ века для объяснения разнообразных
феноменов социального поведения разными
авторами было предложено несколько близких по
содержанию теорий, объединяемых в социальной
психологии под общим названием «теории
когнитивного соответствия». Это теория
коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория
структурного баланса Ф. Хайдера, а также наиболее
известная у нас (и довольно подробно описанная в
нескольких публикациях «Школьного психолога»)
теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Этот ряд был бы неполным без упоминания теории
конгруэнтности Осгуда и Танненбаума,
разработанной независимо от других и впервые
изложенной в публикации 1955 г. Как указывает
Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность»,
введенный Осгудом и Танненбаумом, является
синонимом термина «баланс» Хайдера или
«консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным
русским переводом слова было бы «совпадение», но
сложилась традиция употреблять термин без
перевода» (Андреева Г.М. и др. Современная
социальная психология на Западе. — М., 1978. —
С. 134). Как видим, еще за 8 лет до явления
Роджерса советскому народу сложилась
определенная традиция, никак с ним не связанная.
Основная идея всех теорий когнитивного
соответствия состоит в том, что когнитивная
структура человека не может быть
несбалансированной, дисгармоничной, если же это
имеет место, то немедленно возникает тенденция
изменить это состояние и вновь восстановить
внутреннее соответствие когнитивной системы.
Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома
проводится мысль о том, что для человека
средством преодоления дискомфорта, вызванного
несоответствием между отношением к другому
человеку и его отношением к общему для них
объекту, является развитие коммуникации между
партнерами, в ходе которой позиция одного из них
изменяется и тем самым восстанавливается
соответствие.
Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и
Танненбаума заключается в том, что для
достижения соответствия в когнитивной структуре
воспринимающего субъекта он одновременно
изменяет свое отношение и к другому человеку, и к
тому объекту, который они оба оценивают.
Чаще всего данная теория находит практическое
применение в области коммуникации,
соответственно и примеры приводятся обычно из
этой сферы.
Не изменяя традиции, воспользуемся примером из
реального опыта. Допустим, некая студентка
Иванова ухитряется сочетать интерес к
психологической науке с восторженным увлечением
астрологией. В то же время она с известной
симпатией относится к доценту Степанову как к
заслуживающему доверия источнику информации.
Однако Степанов демонстрирует по поводу
астрологии неприкрытый скепсис. В сознании
студентки наступает диссонанс, который
необходимо преодолеть, то есть достичь
конгруэнтности.
По мнению Осгуда и Танненбаума, это происходит не
за счет отказа от одной из оценок, а посредством
их некоторого сближения: восторг в адрес
зодиакальных бредней несколько стихает, хотя и
не сходит на нет, но в то же время и преподаватель
утрачивает в глазах студентки некоторую долю
своей привлекательности, доверие и симпатия к
нему снижаются, хотя тоже не пропадают совсем.
Так за счет частичного примирения
противоречивых элементов сознания достигается
их конгруэнтность.
Для коллег-преподавателей отсюда следует не
очень приятный вывод: если превыше всего вы
дорожите симпатиями студентов, то достичь этой
цели проще всего, потакая любым их незрелым
суждениям и модным увлечениям, даже наивным и
абсурдным. Призывы к здравому смыслу и научной
корректности могут достичь своей цели лишь
отчасти (к чему, впрочем, все равно стоит
стремиться), зато неизбежно снизят симпатии к
вам. Выбирайте!
Кстати, еще один аспект этого явления состоит в
том, что когда некто, нам неприятный,
демонстрирует расположение к тому, что нравится
и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может
и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это
обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку
нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».
Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как
правило, мы убеждены, что наши взгляды и
пристрастия разделяют в основном люди достойные.
А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что
разделяют наши взгляды? Более трезвый взгляд тут
был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь
не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы
просто поторопились привести в соответствие
свою неприязнь к их позиции и к ним самим.
Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие
конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в
социальной психологии. По его собственному
определению, «конгруэнтность — термин, который
мы используем для обозначения точного
соответствия нашего опыта и его осознания. Он
может быть расширен далее и обозначать
соответствие опыта, осознания и общения»
(Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление
человека. — М., 1994. — С. 401). Тут, правда, следует
иметь в виду трудности буквального перевода
текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience
(так в оригинале) означает как опыт, так и
переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о
переживании, под опытом мы привыкли понимать
нечто другое.
Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными
примерами. Представим себе, что некто в дискуссии
со своим партнером испытывает явное раздражение
и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении
и даже в физиологических реакциях. В то же время
сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и
убежден (в целях самозащиты), что всего лишь
логично отстаивает свою точку зрения. Налицо
явное несоответствие переживания и его
самоощущения.
Или представим себе человека, который провел
вечер в скучной компании, явно тяготился убитым
временем, более того — вполне осознает владеющее
им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он
заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был
чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет
место не между переживанием и осознанием, а между
переживанием и сообщением.
По мнению Роджерса, такое рассогласование
приводит к серьезному разладу человека с самим
собой и требует психотерапевтического
вмешательства. Зрелая здоровая личность — это,
прежде всего, человек конгруэнтный. Он способен
отдать себе отчет в том, что происходит в его
душе, и вести себя в соответствии с этими
переживаниями.
Понятно, что конгруэнтность таким образом
выступает неотъемлемым профессиональным
качеством каждого, чья деятельность связана с
общением с другими людьми, — прежде всего самих
психологов, а также не в последнюю очередь
педагогов (это Роджерс подчеркивает особо).
«Если учитель конгруэнтен, это, вероятно,
способствует приобретению знаний.
Конгруэнтность предполагает, что учитель должен
быть именно таким, какой он есть на самом деле; к
тому же он должен осознавать свое отношение к
другим людям. Это также значит, что он принимает
свои настоящие чувства. Таким образом, он
становится откровенным в отношениях с учениками.
Он может восторгаться тем, что ему нравится, и
скучать в разговорах на темы, которые его не
интересуют. Он может быть злым и холодным
(учитель?! — С.С.) или, наоборот,
чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он
принимает свои чувства как принадлежащие ему,
у него нет необходимости приписывать их ученикам
или настаивать, чтобы они чувствовали то же
самое. Он — живой человек, а не безличное
воплощение требований программы или связующее
звено для передачи знаний» (там же, с. 347–348).
Очень соблазнительная получается картина. Я —
живой человек, а значит, имею право быть злым и
холодным, игнорировать то, что меня не волнует,
открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не
нравится, и т.п.
Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку
воспитанным, социализированным, цивилизованным
человеком принято считать того, кто, умея
адекватно выражать свои чувства, в то же время
умеет их при необходимости скрывать, более того
— иной раз произвольно демонстрировать иные,
даже противоположные, в соответствии с принятыми
общественным соглашением нормами.
С точки зрения здравого смысла ценным является
умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо
бы еще и думать, что говоришь. Так, автор этих
строк вполне отдает себе отчет: скажи он все,
что на самом деле думает по поводу
псевдогуманистической ажитации, охватившей наше
профессиональное сообщество, он рискует обидеть
многих уважаемых коллег. Да и просто ради того,
чтобы лишний раз не навлекать на себя гнев
записных самоактуализаторов, лучше большую
часть своих мыслей и чувств оставить при себе.
Хотя, как может заметить читатель, удержаться
иной раз бывает трудно и получается... ну оч-чень
конгруэнтно!
Сергей СТЕПАНОВ |