Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПАТРИОТ САМОГО СЕБЯ

Не важно, насколько нелеп,
глуп и смешон я могу быть,
это я, и я должен быть патриотом себя.
Э. Шостром

Меня зовут Настя. Мне 16 лет, и в этом году я заканчиваю школу. Я учусь в физико-математическом классе школы № 8 города Орска.
Почему я решила заняться психологией? На самом деле для меня это огромная тайна. Я просто не знаю, что сыграло в выборе решающую роль: может быть, моя первая и неудачная олимпиада по математике, возможно, то, что друзья часто обращались и обращаются ко мне за советом, не знаю точно. Но я уверена в одном — желание познать саму себя, понять окружающих меня людей настолько сильно во мне, что именно оно становится определяющим в выборе будущей профессии.
Конечно, я понимаю, что желание это просто вселенского размаха, а как гласит китайская пословица: «Человек, который хочет передвинуть горы, начинает с того, что переносит мелкие камни».
Следуя народной мудрости, мы с группой ребят из 10 «А» класса школы № 8 создали творческую студию «Образ», где занимались каждую неделю. Я разработала программу, состоящую из 7 занятий, так называемых «образов», каждое из которых включает в себя разнообразные упражнения.
Что мы только ни делали: и лепили из пластилина, и пели, и танцевали, и обсуждали притчи и психологические сказки, и создавали мультфильмы, и еще много чего интересного. Но главной задачей студии стало не столько развитие гибкости, оригинальности мышления, сколько развитие самосознания в процессе творческой деятельности. На самом деле, я довольна своей работой и ее результатами, но еще больше я довольна работой ребят.
Мне бы очень хотелось поблагодарить мою первую в жизни тренинговую группу. Спасибо вам, ребята, за то, что первый мой «психологический» блин получился румяным и очень даже съедобным.

ЧТО ТАКОЕ СТУДИЯ «ОБРАЗ»?

Решение создать студию «Образ» именно для работы со старшеклассниками пришло после того, как я познакомилась с целой серией статей, где подчеркивался в принципе один и тот же факт: каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но по мере взросления креативное мышление «затухает», а значит, подавляющее число старшеклассников и студентов тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и «разложенной по полочкам» информации.
По данным, представленным Гатановым Ю. (О пользе старого дивана, или Как развивать креативность. «Школьный психолог», № 4, 1999), выходит, что российские ребята в возрасте 6–8 лет чуть ли не в 2 раза обгоняют американских по показателям креативности, но уже к 16 годам все совершенно меняется, причем некоторые результаты россиян не просто не растут, они снижаются.

Страна Возраст Беглость Гибкость Оригинальность
Россия
США
Россия
США
Россия
США
6–8 лет
7 лет
11–12 лет
12 лет
15–17 лет
16 лет
51,4
34,1
47,7
71,0
36,3
82,0
26,4
16,4
21,8
32,3
20,7
37,6
25,0
12,9
21,8
41,9
25,8
56,1

Я думаю, что это имеет тем более неприятные последствия, что во многом именно под влиянием творческого процесса формируется отношение ученика к самому себе и к окружающим.
Пожалуй, не стоит винить в этом школу. Как нельзя научить птицу летать в клетке, так и невозможно углублять самосознание старшеклассников, не выходя на простор специальных, «открытых» заданий, допускающих разные творческие подходы к решению, разную степень углубления в существо проблемы, разные варианты ответов.
Именно поэтому структура занятий студии «Образ» не является чем-то строго определенным, заранее расписанным по минутам и включает следующие типы работы: беседа, игра, разбор специально подобранных иллюстраций, «психологических» и философских сказок, изобразительное искусство, лепка из пластилина, театральная постановка и т.д.
Причем стоит отметить, что старшеклассники успешно включаются в работу, поскольку выбранный стиль занятий очень часто доставляет удовольствие, вызывает интерес.
Сами занятия носят название «образ», поскольку неправильным было бы назвать ту форму общения, которая предлагается участникам группы, уроком, да и «беседа» тоже не совсем верное определение. Смысл названия заключается в основной цели каждого занятия и студии в целом: заложить в сознании ребят образы своего Я.
Курс призван обеспечить:
1) взаимосвязь творческой деятельности с развитием самосознания старшеклассников и в целом с личностным развитием;
2) развитие творческого мышления;
3) выработку способности анализировать свое внутреннее состояние и свое отношение к существующей реальности;
4) развитие умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций;
5) выработку позитивного самоотношения и отношения к окружающим.
Для работы создается группа старшеклассников, включающая не более 12 человек. Занятия проводятся 2 часа в неделю. Столы и стулья в кабинете необходимо расставить так, чтобы ребята сидели в одном кругу и при этом оставалось бы достаточно свободного места для подвижных игр.
Ведущим студии могут быть как психолог или педагог, так и старшеклассник, интересующийся психологией.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Темы занятий Часы
Кто такой человек?
(Знакомство. Введение в работу студии)
2
Что такое творческая деятельность? 1
Познание себя в творческой деятельности 2
Давайте поговорим о себе 1
Кто я? 1
Я и другие
(как вести себя в конфликтных ситуациях)
1
То, что никогда не кончается... 2

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРОГРАММЕ СТУДИИ «ОБРАЗ»

ОБРАЗ 1

Тема. Кто такой человек?
Цель. Сформировать представление о том, кто такой человек, где его начало и какое место в жизни человека занимает творческая деятельность.

Разминка

1. Приветствие
Войдя в класс, руководитель студии приветствует ребят и представляется. Если участвуют ребята из разных классов, то проводится процедура знакомства.
Можно предложить каждому выбрать для себя то имя, которое ему нравится, а все остальные будут обращаться к нему только так в течение всей работы студии. Затем, встав в круг, участники по очереди произносят свои игровые имена, сопровождая их, может быть, характерным для себя жестом, определенным движением. Задача следующего участника: представиться самому, а затем повторить имена и жесты всех предыдущих, уже представившихся ребят. Возможны и другие варианты знакомства.

2. Игра «Коллективный счет»
(по учебному пособию И.В. Вачкова «Основы технологии группового тренинга. Психотехники»)
Эта широко известная детская игра пользуется большой популярностью. Ее можно смело повторять каждый день занятий, совершенствуя степень взаимной чувствительности членов группы.
Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.
При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.
Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать, или пришла пора озвучить число. Более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

3. Составление правил для группы
Это очень важно, поскольку творческая деятельность — процесс личный и психологически тонкий, деликатный. Кроме того, для многих ребят выбранный стиль работы может оказаться необычным.
Руководитель студии может сам предложить несколько правил, а затем передать инициативу участникам группы, при этом все предложения лучше записывать на листе ватмана, который на следующих занятиях вывешивается на доске.
Правил, на мой взгляд, должно быть не больше 7, так чтобы их было достаточно, и в то же время чтобы это не было чем-то вроде военного устава.
Вот те правила, которые могут быть включены в список:
— Я внимательно слушаю и не перебиваю участников группы
— Я не оцениваю работу других (это правило обязательно для работы)
— Я говорю о том, что мне мешает работать в группе
— Я говорю максимально искренне
— Я уважаю мнение участников группы
— Я не обсуждаю работу других «за глаза»
— Провозглашается свобода слова

Работа по теме

Стоит начать с того, что задать участникам группы вопрос: «Кто такой человек?» (Здесь можно не предлагать своего определения, таким образом давая понять, что на этот вопрос нет правильного ответа, как, впрочем, нет и неправильного.) Затем, выслушав ответы ребят, задать следующий вопрос: «Как же появилась Земля и человек на ней?»
Возможно, прозвучит теория пылевого облака, теория Дарвина, Ветхого Завета, предположение о происхождении человека от инопланетян, а Земли из метеоритов и др. Но я предлагаю подробнее остановиться на анализе текста Ветхого Завета (Быт. 1–2:3). При этом необходимо подчеркнуть, что на протяжении веков мудрецы спорят о значении практически каждого слова в Священном Писании и что обсуждение, предлагаемое участникам, — это отнюдь не навязывание каких-то идей, а лишь предложение стать на некоторое время философами и попытаться дать свою трактовку текста.
Такое упражнение уже на первом занятии полезно еще и тем, что дает представление о том, что значит «свобода слова». В последующем анализ, обсуждение и интерпретация текстов будут использоваться достаточно часто.
Зачитав описание семи дней творения, надо обратить внимание участников группы на то, что четкого ограничения по времени мы здесь не видим, хотя и сказано «день», но он мог длиться тысячелетия.
Описание шести первых дней творения оканчивается следующими словами: «И был вечер, и было утро: день...», а седьмой как бы не имеет концовки вообще. Можно предположить, что процесс творчества бесконечен, что и сегодня человек создает планету, на которой он живет, создает себя. «Творчество — процесс вечный, очень захватывающий», — вот тот вывод, который важен для работы творческой студии.
И завершить работу можно обсуждением вопросов: «Что первично: самосознание или творческая деятельность? Чем мы отличаемся от наших предков?»

Подведение итогов

Что нового узнали участники группы на занятии?
Что понравилось, а что нет?
Какой главный вывод они для себя сделали?

ОБРАЗ 2

Тема. Что такое творческая деятельность?
Цель. Ввести понятие «творческая деятельность» и обсудить специфичность данного рода деятельности.

Разминка

Игра «Печатная машинка»
Она направлена на углубление умений участников группы понимать друг друга без слов.
Каждому из ребят раздается карточка с одной или двумя (зависит от количества участников) буквами алфавита. Показывать друг другу карточки или сообщать свои буквы запрещается. Процедура заключается в следующем: ведущий называет слова и предлагает «печатной машинке» их набрать. При этом хлопок означает «печать», а руки, поднятые вверх всеми участниками группы, — конец слова. Если ребята «напечатали» две (или более) буквы одновременно, то, как сами понимаете, — «лист испортили», а значит, начинать надо сначала. В последующем можно усложнить задание, предложив напечатать целое предложение.

Работа по теме

1. Теория. Что такое творческая деятельность?
2. Упражнение «Поэзия рисунков» (авторская разработка)

Упражнение призвано не только развить креативность (хотя и это немаловажно), но и показать, насколько разнообразны могут быть результаты творческой деятельности, как зависит от человека то, что он творит, и как неоднозначно мы это воспринимаем.
Участникам группы предлагаются две картины, противоположные по своему эмоциональному содержанию (например, «Подсолнухи» Ван Гога и «Параноидо — критическое одиночество» Дали или «Портрет актрисы Самари» Ренуара и «Мадам Помпадур» Модильяни).
Ведущий. Каждый из нас, рассматривая творения великих художников, слушая музыку гениальных композиторов, читая сочинения замечательных писателей и поэтов, испытывает какие-то чувства, эмоции. Порой наше воображение в ответ рисует причудливые картины нашего же эмоционального состояния. Я предлагаю вам, внимательно рассмотрев обе картины, изобразить свое отношение к ним на бумаге. Постарайтесь выразить все те чувства, образы, ассоциации, которые у вас возникают.
Участники получают по два листа бумаги, краски, карандаши или фломастеры. Время на выполнение задания — 15 минут.
Ведущий. Теперь внимательно посмотрите на то, что вы нарисовали, — это ваша интерпретация, ваше восприятие картин. Я хочу предложить вам озвучить их. Для этого у меня есть карточки с японскими трехстишиями (приложение 1). Выберите те, которые, как вам кажется, лучше всего подходят к вашим рисункам, и перепишите понравившиеся строки на свои листы.
Время на выполнение задания — 10 минут.
Упражнение заканчивается обсуждением нарисованных ребятами картин и подобранных к ним трехстиший.
Стоит пояснить, почему мой выбор остановился именно на японской поэзии. Во-первых, рисовали ребята, скорее всего, те образы, которые были продиктованы эмоциями. А сама сжатость изложения в традиционной японской лирике диктует свои условия осознания ее смысла на уровне чувственного восприятия. Во-вторых, трехстишия точно направлены, отточены и выверены в движении мысли. Образный выпад достигает своей цели на уровне интуиции.

3. Обсуждение стихотворения «Как они представляют мир»
Стихотворение О.И. Скороходовой взято из книги Платонова «Занимательная психология». Важно, чтобы ребята поняли, что как бы ни был сложен творческий процесс, он доступен каждому из нас, поскольку каждый осознает себя как личность.

Подведение итогов занятия

Есть ли у каждого человека свое понимание творчества?
Как человек выражает себя через творческую деятельность?

ОБРАЗ 3

Тема. Познание себя в творческой деятельности.
Цель. Используя различные методы, вывить в собственной творческой деятельности индивидуальные специфические черты.

Разминка

Для разминки я предлагаю выбрать веселую детскую игру «Да. Нет». Ведущий задумывает какого-либо человека, которого ребята точно знают (учителя, актера, певца, спортсмена), а участники группы задают вопросы. Отвечать можно только словами «Да» или «Нет». Можно играть «на желание»: выигравший загадывает желание — остальные исполняют.

Работа по теме

1. Что такое театр? Какую роль он играет в жизни человека?
2. Обсуждение и постановка притчи

Группа делится на две подгруппы. Ведущий читает притчу Пауло Коэльо «Вероника решает умереть» (см. приложение 2) до момента, когда подданные решают свергнуть короля, а затем предлагает подгруппам придумать конец притчи и сделать инсценировку придуманной концовки.

Подведение итогов

«Время музыки»: прослушивание нескольких мелодичных музыкальных композиций, как современных, так и классических; в это время можно просто помолчать, потанцевать, пообщаться с участниками группы.

ОБРАЗ 4

Тема. Давайте поговорим о себе.
Цель. При помощи тестов и игр выявить, произошло ли какое-либо изменение в развитии самосознания учащихся.

Разминка
Работа по теме

1. Тест «Шкала самооценки»
Методика Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейна.

2. Упражнение «Я — танец» (авторская разработка)
Ведущий раскладывает перед ребятами набор карточек с названиями танцев: степ, вальс, рок-н-ролл, самба, танго, брейк. Лучше всего приготовить по несколько карточек на каждый танец.
Ведущий. Вспомните, когда вы в последний раз были на дискотеке, когда танцевали дома, когда смотрели чемпионат по бальным танцам. А теперь вспомните те чувства, которые были у вас в душе. Я предлагаю вам самим стать танцем, стать тем, что вызывает чувство радости, грусти, нежности, мгновением любви или ненависти, не измеряемым временем.
Каждый из вас может выбрать тот танец, в котором ваши эмоции, ваш внутренний мир, то есть содержание танца, гармонично сочетается с формой. У вас есть 5 минут на обдумывание, а затем вы должны будете объяснить, почему выбрали именно этот танец, начав такими словами: «Я — вальс» или «Я — самба» и т.д.

В конце упражнения можно задать участникам группы следующие вопросы: «Как вы думаете, соответствует ли сделанный ребятами выбор их внутреннему Я? И если нет, то какой танец, по вашему мнению, наиболее гармонично сочетается с их характером и почему?»

3. Обратная связь
Обсуждение мнений участников по поводу работы студии «Образ»: произошли ли у участников какие-нибудь изменения в осознании своего «Я».

Подведение итогов

«Картинная галерея»
Ведущий заранее подбирает картины известных художников, изображающие внутренне состояние человека, вывешивает их на доске вместе с рисунками участников группы. Ребят приглашают прогуляться по картинной галерее.

ОБРАЗ 5

Тема. Кто я такой?
Цель. Попытаться ответить на вопрос, поставленный темой урока, и дать реальное, визуальное воплощение ответа.

Разминка
Работа по теме

1. Теория
Ведущий объясняет участникам группы, что такое «Окна Джо Харри», рисуя их на доске.

2. Упражнение «Мои окна «Я» (авторская разработка).
Каждому даются лист бумаги, краски, карандаши, фломастеры (по выбору участников группы).
Ведущий. Теперь вы знаете, что такое окна Джо Харри. Попробуйте представить, как выглядят ваши окна «Я», какая у них форма, размер. Что вы видите через каждое из окон? Может, на нем что-то изображено, а возможно, там нет ничего? Нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели.
На выполнение задания — 10 минут.
Упражнение заканчивается обсуждением того, что каждый из участников группы нарисовал, какое из окон было сложнее всего представить и изобразить.

3. Упражнение «Мой внутренний мир твоими глазами»
Ребятам предлагается на листе бумаги изобразить свой внутренний мир, его особенности. Затем ведущий меняет рисунки между участниками группы и предлагает дорисовать или оставить их в первозданном виде. В конце упражнения ребята объясняют, что они исправили, почему они это сделали, а тот, чей рисунок был исправлен, выражает свое отношение к дополнениям.

Подведение итогов

Можно в качестве завершения занятия открыть студию «Движение», то есть предложить ребятам потанцевать под музыку, представляя себя сначала амебой, затем рыбой, птицей, зайцем, тигром, обезьяной и, наконец, человеком.

ОБРАЗ 6

Тема. Я и другие (как вести себя в конфликтных ситуациях).
Цель. Познакомить участников группы с практической и теоретической конфликтологией. На примере постановки сказки рассмотреть творческий подход к решению конфликта.

Разминка

Игра «Встреча взглядами»

Группа делится на две одинаковые подгруппы. Одна садится в круг, а другая встает сзади, таким образом получаются пары. Задача тех, кто сидит в кругу, найти себе пару, встретившись взглядами, то есть договориться невербально и попытаться поменяться местами.
Те же, кто стоит сзади, должны удержать своих партнеров и не дать им «сбежать». При этом находящиеся вне круга ребята должны все время смотреть в затылок своего напарника.

Работа по теме

1. Теория
Что такое конфликт? Как вести себя в конфликтных ситуациях? (Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. Ч. 2. — М.: Аванта+, 2002. С. 416–425).

2. Конфликтные ситуации
Формулирование и анализ конфликта (см. статью М. Битяновой «Горе — не беда», «Школьный психолог», № 2, 1999).

3. Обсуждение
Обсуждаем с ребятами вопрос: зачем, на ваш взгляд, была создана студия «Образ»?
Хотя это занятие не последнее, но обсуждение данного вопроса именно сейчас позволяет показать, что с окончанием работы студии никоим образом не прекратится процесс самопознания, поскольку он, как и творчество, бесконечен и не существует для него никаких границ. Важно объяснить это ребятам. Я думаю, стоит также пояснить участникам группы, в чем состоит единство всех «образов» и их связь.

Подведение итогов

Какое оно — бесконфликтное общение и существует ли оно вообще?
Как, на ваш взгляд, лучше всего разрешать конфликты?
Бывают ли столкновения, из которых нет выхода?
Обсуждение «образов» 1–6.

ОБРАЗ 7

Тема. То, что никогда не кончается...
Цель. Самим проведением урока показать, что творческая деятельность не кончается с завершением работы студии.

Разминка

Игра «Китайский футбол»
Это еще один вариант подвижной и веселой разминки. Мяч для игры должен быть небольшим (около 10 см в диаметре) и легким (можно сделать из бумаги и скотча).
Участники группы встают в круг нога к ноге (ноги на ширине плеч — это ворота). Руки — это и «вратари», и «нападающие». Все наклоняются в круг и пытаются забить гол другим, при этом бить в «ворота» двух своих ближайших соседей нельзя.

Работа по теме

1. Анализ жизненной ситуации
Право выбора самой ситуации, на мой взгляд, необходимо предоставить ведущему группы, поскольку в разных группах — совершенно разные интересы. Важно, чтобы предлагаемая проблема (выбор жизненного пути, профессии, тема любви, ненависти, самореализации) была актуальна, интересна для ребят.

2. Анализ притчи
Читаем притчу Пауло Коэльо «Алхимик» (приложение 3). Ребята делятся на две группы, каждая из которых должна придумать свою интерпретацию притчи и создать мультфильм (из пластилина, бумаги и др.).

3. Беседа «То, что никогда не кончается...»
В «Книге воина света» Пауло Коэльо, одного из самых известных писателей нашего времени, есть такие строки: «Воин света не боится показаться безумным. Вслух и в полный голос разговаривает он сам с собой. Некто внушил ему, что это — наилучший способ общения с ангелами, и вот он рискнул вступить с ними в связь.
Поначалу ему представляется это очень трудным. Он думает, что ему нечего сказать им, что он будет лишь повторять бессмыслицу и чушь. И все же воин настаивает и упорствует и каждый день ведет беседу с собственным сердцем. И произносит то, с чем не согласен, и говорит глупости.
Но вот в один прекрасный день он замечает, что голос его звучит иначе. И понимает тогда, что открыл путь для постижения высшей мудрости...»
Эти строки я бы поставила эпиграфом к программе студии «Образ». В них очень точно отражен не только результат самопознания, но и сложный, порой непонятный процесс его. Обращаясь к самому себе в процессе творческой деятельности, погружаясь в мир своей мечты, своего Я, начинаешь принимать себя таким, какой ты есть, осознаешь уникальность своей судьбы, легче воспринимаешь непредсказуемость жизни.
В совокупности разные грани, слои, элементы формируют одно целое. Причем целое, осознающее свое единство; целое, способное творить, принимающее свою уникальность.
Каждый в большей или меньшей степени готов отстаивать собственную неповторимость, дорожит ею и стремится лучше понять ее.
Человеческая душа, творческие возможности личности, ее самовыражение и самопознание — это всегда бездна, погружение в которую, видимо, является самым увлекательным и самым важным из всех путешествий.

Подведение итогов

Шаг назад — это прощание, но не совсем обычное. Участники группы сидят в кругу. Можно взять какой-нибудь предмет (мяч, мягкую игрушку и т.п.) и передавать его друг другу. Говорить может только тот, у кого в руках этот предмет, причем высказать можно все, что захочется, любые пожелания, чувства, итоги.
Ведущий обязательно должен поблагодарить всех за работу и также высказаться. На этом работу студии можно считать оконченной.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне бы хотелось отметить некоторые специфические особенности работы студии «Образ» и отношение старшеклассников к этой работе.
На мой взгляд, самым сложным как для руководителя группы, так и для ее участников является первое занятие, особенно если ребята ранее не были знакомы. Возможно, уже после первого занятия (поскольку оно на самом деле трудновато для понимания, но просто необходимо для дальнейшей работы) кто-то из ребят откажется посещать студию, и это его право.
Так было и в моей практике руководителя студии «Образ» в школе № 8. Но для меня лестно то, что, пропустив всего одно занятие, этот человек все же вернулся к работе в студии. Я думаю, что вполне возможно такое неприятие чего-то нового, но это проходит, когда процесс познания себя и окружающих через творчество целиком захватывает человека.
На 4-м «образе», при получении обратной связи, ребята говорили о том, что им понравилось участвовать в постановке притчи, а их просьба заключалась в том, чтобы в систему занятий был также включен анализ реальных жизненных ситуаций. Это говорит о понимании того процесса, участниками которого они стали.
Причем осознание этого произошло вовремя, так как к обсуждению жизненных проблем уже на первых занятиях ребята, скорее всего, не были готовы, а невозможность увидеть альтернативные выходы из предложенных ситуаций могла бы наложить отпечаток безысходности на настроение участников группы.
Если на первых занятиях некоторые задания вызывали недоумение, непонимание их смысла, то предложение нарисовать свои окна «Я» на 5-м «образе» уже не было столь неожиданным и отнюдь не показалось участникам группы бессмысленным.
Результатом всей работы студии, на мой взгляд, стал последний «образ». Важно то, что при обсуждении проблемной ситуации о выборе жизненного пути ребята смогли прийти к единому мнению о необходимости самореализации, важности творческой деятельности для любого человека, независимо от его профессии. Практическим результатом стала собственная интерпретация и постановка притчи.
Мне хотелось бы верить, что интересные, необычные творения ребят — отчасти плоды работы студии «Образ». Для меня очень важным было то, что участники группы говорили на последнем занятии при подведении итогов. Эти слова ребят-старшеклассников для меня чрезвычайно значимы, поэтому именно этими словами мне бы хотелось закончить.
Эльмира: «Про занятия хочу сказать, что это интересно и прикольно! Просто хорошо, что все было искренне, честно!»
Андрей: «Все было необычно, поэтому интереснее, чем на любых других занятиях».
Вика: «Игры, сказки, притчи — все было настолько необычно и интересно, что время пролетало незаметно. Еще мне очень понравилась дружественная атмосфера, отношения на образах!»
Дима: «Абсолютно не было скучно. Было очень здорово работать вместе с моими одноклассниками».
Оля: «С помощью занятий я задумалась о многих вопросах, о которых раньше просто не думала!»


Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

БАСЁ

Подкравшись к изголовью,
Шепнул на ухо ветер:
«Осень уже здесь!»

В постели из ветра
Закутался в иней
Сирота.

Тают без следа
Мальки в морской воде,
Когда пытаешься поймать.

Все изменилось,
Лишь меня не коснулось,
Да и этого вечного дуба.

Шуршаньем пытается согреться
Бамбук в ночи,
Наполняя тоской мою душу.

Как грустно, просыпаясь, наблюдать
Борьбу огня за жизнь
С застывшим в светильнике маслом.

Лишь ночуя в поле,
Сможешь понять стихи
О свисте осеннего ветра.

Гвоздикой поросли
Речные камни,
Пьяня и навевая сон.

Цикады звон
Пытается добиться
Ответа у колокола.

Увы, но опоздал червяк
Стать бабочкой.
Холодит его осенний ветер.

От одного лишь вида
Горного источника
Ломит зубы.

На ширме солнца блик тихонько угасает...
И, видя это, я
Впускаю в сердце ночь.

Тихо бредет лошадка моя,
Снова я средь цветущего луга,
Снова я на просторе лета.

Не связанный ничем с землей
Звенящий жаворонок
В просторе неба.

Ясно. Солнце!
Заблудилось облачко,
Заплакало...

Возрадуйся счастливым днем,
Наполни сердце,
Как зимняя слива.

Цветов в полях не сосчитать.
Но как они прекрасны
В своей неповторимости!

Зима. Одиноко. Грущу,
Прислонясь к столбу
Посередине крова.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пауло Коэльо. «Вероника решает умереть»

Могущественный колдун, желая уничтожить королевство, вылил в источник, из которого пили все жители, отвар волшебного зелья. Стоило кому-нибудь глотнуть этой воды — и он сходил с ума.
Наутро все жители напились этой воды, и все до одного сошли с ума, кроме короля, у которого был свой личный колодец там, куда колдун добраться не мог.
Встревоженный король попытался призвать к порядку подданных, издав ряд указов о мерах безопасности и здравоохранения, но полицейские и инспектора успели выпить отравленную воду и сочли королевские решения абсурдом, а потому решили ни за что их не выполнять.
Когда в стране узнали о королевских указах, то все решили, что их властитель сошел с ума и теперь отдает бессмысленные приказы. С криками они пошли к замку и стали требовать, чтобы король отрекся от престола.
В отчаянии король уже собирался сложить с себя корону, когда его остановила королева, которая сказала: «Давай пойдем к тому источнику и тоже выпьем из него. Тогда мы станем такими же, как они».
Так они и сделали. Король и королева выпили воды из источника безумия и тут же понесли околесицу. В тот же час их подданные отказались от своих требований: если теперь король проявляет такую мудрость, то почему бы не позволить ему и дальше править страной?
В стране воцарилось спокойствие, несмотря на то что ее жители вели себя совсем не так, как их соседи. И король смог править до конца своих дней.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пауло Коэльо. «Алхимик»

Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.
Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посреди зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю.
Мудрец не спеша обходил гостей, и юноше пришлось два часа дожидаться своей очереди.
Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа.
«И вот еще какая у меня к тебе просьба, — сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. — Возьми с собой эту ложечку и смотри, не разлей масло».
Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а через два часа вновь предстал перед Мудрецом.
«Ну, — молвил тот, — понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале? Деревья и цветы в саду, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет? Старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?»
Пристыженный юноша признался, что ничего этого не видел, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.
«Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, — сказал тогда Мудрец. — Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет».
С ложечкой в руке юноша вновь двинулся по залам и коридорам. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.
«А где те две капли масла, которые я просил донести и не пролить?» — спросил Мудрец.
И тут юноша увидел, что капли пролиты.
«Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, — сказал ему мудрейший из мудрых. — Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке».

Анастасия ХУСИД,
г. Орск