ТРЕНИНГ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ
Н.А. Гусева
СПб.: Речь, 2003
Каждый психолог, работающий с детьми, не раз
сталкивался с необходимостью проведения
профилактической работы по предупреждению
разного рода зависимостей и вредных привычек у
детей. Особую актуальность эта работа приобрела
в связи с массовым распространением наркотиков и
других психоактивные веществ в подростковой и
даже детской среде.
Но эта работа до сих пор сводится к чтению лекций
о вреде алкоголя, табака или наркотиков. И
организуют ее таким образом люди, от которых, к
великому сожалению, зависит финансирование
профилактической работы в масштабах страны.
Даже в федеральной целевой программе
«Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту на 2002–2004 годы» в целях профилактики
злоупотребления наркотиками Министерству
образования предлагается «подготовить и издать
для образовательных учреждений материалы
информационно-пропагандистской направленности
по проблемам профилактики наркомании». Так и
представляются страшного вида плакаты типа
«Курить — здоровью вредить!», развешанные на
стенах школ и детских садов.
Правда, существуют и другие крайности, когда
взрослые с радостью знакомят подрастающее
поколение с многообразием психоактивных веществ,
подробно описывая всевозможные необычные
ощущения от их применения.
Поэтому книгу Н.А. Гусевой я взяла в руки с
некоторой настороженностью. Но уже с первой
страницы изменила свое мнение. Хочется сразу
остановиться на достоинствах издания. Хотя в его
подзаголовке значится: «Программа профилактики
злоупотребления психоактивными веществами», на
самом деле перед нами своеобразное учебное
пособие, включающее тщательно изученные и
проанализированные научные подходы к этой
работе.
Автор доказывает, что профилактическую работу
надо начинать не позднее, чем в младшем школьном
возрасте, поскольку к началу подросткового
периода у трети школьников уже формируется
своеобразная наркогенная установка — доминанта
возможной наркотической активности. Поскольку
ее возникновение происходит на подсознательном
уровне, то и работать над формированием
противоположных установок предлагается очень
осторожно и ненавязчиво, с учетом познавательных
интересов и особенностей эмоциональной сферы
младших школьников.
Книгу условно можно разделить на две части:
теоретическую и практическую. В первой подробно
изложены научные и организационные основы
профилактической работы с детьми младшего
школьного возраста.
Сама профилактическая программа, построенная с
использованием сказочного сюжета и игровых
элементов, носит название «Волшебная страна
чувств». Автор представляет ее как «попытку
синтеза хорошо зарекомендовавших себя
отечественных и зарубежных программ
профилактики аддиктивного поведения, а также
валеологических и психокоррекционных программ».
В основе построения программы лежит каузальный (ориентированный
на причины употребления психоактивных веществ)
подход. Поэтому ее главная цель определяется
автором как «гармонизация личности ребенка на
основе развития его эмоционально-волевой сферы».
Ольга РЕШЕТНИКОВА |