ПРОЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА
В СКАЗКОТЕРАПИИ
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,
Е.А. Тихонова
СПб.: Речь, 2003
Встречая очередную книгу, выпущенную
издательством «Речь» в последнее время, я
постоянно удивляюсь: сколько можно публиковать
книг по сказкотерапии! Складывается такое
впечатление, что больше ни одно психологическое
направление не пользуется такой популярностью у
читателей и издателей.
Не подумайте, что я пишу это с чувством горечи.
Совсем нет! Скорее с чувством глубокого
удовлетворения и радости: во-первых, потому что
сам всерьез и давно занимаюсь сказкотерапией, а
во-вторых, потому что почти все появляющиеся по
этой проблематике книги очень интересны,
практичны и увлекательны.
Эти слова полностью могут быть отнесены и к
совместной работе Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и
Е.А.Тихоновой. Если эту книгу сравнить с
изданиями, посвященными другим направлениям
практической психологии и психотерапии, то ее
преимущества для практика станут очевидными.
Важнейшее достоинство этой работы, на мой взгляд,
— это ее технологичность. Коротко описаны
возможные подходы к анализу авторских сказок,
сформулированы принципы анализа, которых
придерживаются авторы. Все очень четко, ясно и
лаконично.
Другое достоинство книги — обоснованность (по
крайней мере, эмпирическая) выдвигаемых в ней
положений. Здесь можно найти не только авторские
рассуждения о природе психологического
воздействия сказочной метафоры и о раскрываемом
ею информационном пространстве, но и
аргументированные мысли о сочинении сказок и о
возрастных особенностях авторских сказок. При
этом авторы показывают, что проективная
психодиагностика с использованием сочинения
сказок наиболее эффективна начиная с
11–12-летнего возраста. Они приводят конкретные
примеры сказок, сочиненных детьми разного
возраста, и делают выводы о специфике этих
сказок.
Очень интересна психологическая интерпретация
сказок, которые подразделяются на следующие
виды: сказки о любви; сказки о человеческих
ценностях, пороках и добродетелях, несущих
определенную мораль; сказки о взаимоотношениях в
семье; сказки о личностном росте. Каждый вид
сказок снабжен многочисленными примерами — и
самих сказок, и их интерпретации.
Даже если бы в книге было только это, то уже был бы
несомненный повод ее приобрести. Однако в ней
можно найти еще и описание конкретных случаев из
практики работы с авторской сказкой, включающее
формулирование стратегий работы с клиентом.
Но есть и еще кое-что. Поскольку большинство
практических психологов и их клиентов — женщины
(куда уж деваться от реалий нашей профессии!), то
несомненно привлекательным и для тех и для
других станет наличие в книге большого раздела
«Пути женской самореализации в контексте
сказкотерапии». В нем заинтересованные
читательницы найдут оригинальную периодизацию
возрастного развития женщины и описание
возникающих в этом процессе трудностей и
новообразований.
Короче говоря, внимательно прочтите эту книгу,
запомните важнейшие правила
сказкотерапевтической диагностики и держите ее
под рукой, чтобы изредка обращаться к ее
страницам за советом или примером в тот момент,
когда сказка клиента (или ваша собственная)
покажется вам трудной для интерпретации.
Игорь ВАЧКОВ |