Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №38/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

В.М. Сорокин
СПб.: Речь, 2003

Автор поставил перед собой очень трудную задачу — аккумулировать самые современные взгляды и подходы к теории отклоняющегося развития. (Очень приятно, что этот термин, всегда нами актуализируемый, наконец проник и в серьезные книги.)
Как и положено настоящему учебнику, в нем методично и последовательно описываются предмет и задачи дисциплины, ее межпредметные связи. Автор пытается дать четкие обоснования и определения основным принципам специальной психологии.
Сразу же с сожалением хочется отметить, что некоторые определения, сформулированные самим автором, не вполне понятны даже специалистам с большим опытом. Сомневаюсь, чтобы эти, в общем-то, совершенно правильные формулировки «дошли» до студентов.
Хорошо разработана глава, посвященная методам специальной психологии, где также рассматриваются принципы изучения ребенка и, что отрадно, большое внимание уделяется динамичности и системности развития.
Глава, посвященная истории специальной психологии, пожалуй, впервые аккумулирует многие факты развития науки в прошлые века. Опять-таки к сожалению, автор не распространил свой тщательный исторический экскурс на конец прошлого века. История, в том числе и специальной психологии, не стоит на месте, и это, пусть кратко, но должно быть отражено в каждом уважающем себя учебнике.
Если причины отклонений даны скороговоркой (всего 4 страницы) и достаточно традиционно, то явное внимание уделено классификационным подходам к оценке групп отклоняющегося развития. Пожалуй, впервые даны разнообразные системы классификаций нарушений развития, отмечаются (и в этом я вижу большую заслугу автора) критерии, по которым эти классификации строятся.
Отмечая четкую авторскую позицию — рассматривать все с точки зрения социальной детерминированности, адаптации и компенсации через и посредством социального научения и передачи культурно-исторического опыта, хотелось бы отметить следующее.
В главе, посвященной сущности феномена нарушенного развития (автор все время путает отклоняющееся и нарушенное развитие, отклонение и несформированность — для него эти пары как бы синонимы, в чем мы с ним принципиально не согласны), приводятся самые разнообразные трактовки этого феномена, определения разных авторов. И это очень хорошо, потому что студентам надо знать все разнообразие подходов и взглядов. В главе очень интересно обсуждаются проблемы развития, роста и созревания.
На наш взгляд, авторское определение отклоняющегося развития не отражает сути феномена. Автор абсолютизирует роль социума и внешних условий в их воздействии на ребенка. Отсюда и достаточно невнятное описание общих и специфических закономерностей развития, которые, по мнению автора, следует искать исключительно во внешней среде, а это сильно расходится с современными исследованиями, да и с реальной практикой работы с детьми различных категорий. Поэтому и последние главы, посвященные проблемам компенсации, реабилитации, депривационным феноменам, явно выпадают из общей достаточно стройной концепции учебника.
В целом следует приветствовать появление все более различающихся по авторским позициям пособий по специальной психологии.

Михаил СЕМАГО