СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
В.М. Сорокин
СПб.: Речь, 2003
Автор поставил перед собой очень трудную
задачу — аккумулировать самые современные
взгляды и подходы к теории отклоняющегося
развития. (Очень приятно, что этот термин, всегда
нами актуализируемый, наконец проник и в
серьезные книги.)
Как и положено настоящему учебнику, в нем
методично и последовательно описываются предмет
и задачи дисциплины, ее межпредметные связи.
Автор пытается дать четкие обоснования и
определения основным принципам специальной
психологии.
Сразу же с сожалением хочется отметить, что
некоторые определения, сформулированные самим
автором, не вполне понятны даже специалистам с
большим опытом. Сомневаюсь, чтобы эти, в общем-то,
совершенно правильные формулировки «дошли» до
студентов.
Хорошо разработана глава, посвященная методам
специальной психологии, где также
рассматриваются принципы изучения ребенка и, что
отрадно, большое внимание уделяется
динамичности и системности развития.
Глава, посвященная истории специальной
психологии, пожалуй, впервые аккумулирует многие
факты развития науки в прошлые века. Опять-таки к
сожалению, автор не распространил свой
тщательный исторический экскурс на конец
прошлого века. История, в том числе и специальной
психологии, не стоит на месте, и это, пусть кратко,
но должно быть отражено в каждом уважающем себя
учебнике.
Если причины отклонений даны скороговоркой (всего
4 страницы) и достаточно традиционно, то явное
внимание уделено классификационным подходам к
оценке групп отклоняющегося развития. Пожалуй,
впервые даны разнообразные системы
классификаций нарушений развития, отмечаются (и
в этом я вижу большую заслугу автора) критерии, по
которым эти классификации строятся.
Отмечая четкую авторскую позицию —
рассматривать все с точки зрения социальной
детерминированности, адаптации и компенсации
через и посредством социального научения и
передачи культурно-исторического опыта,
хотелось бы отметить следующее.
В главе, посвященной сущности феномена
нарушенного развития (автор все время путает
отклоняющееся и нарушенное развитие, отклонение
и несформированность — для него эти пары как бы
синонимы, в чем мы с ним принципиально не
согласны), приводятся самые разнообразные
трактовки этого феномена, определения разных
авторов. И это очень хорошо, потому что студентам
надо знать все разнообразие подходов и взглядов.
В главе очень интересно обсуждаются проблемы
развития, роста и созревания.
На наш взгляд, авторское определение
отклоняющегося развития не отражает сути
феномена. Автор абсолютизирует роль социума и
внешних условий в их воздействии на ребенка.
Отсюда и достаточно невнятное описание общих и
специфических закономерностей развития, которые,
по мнению автора, следует искать исключительно
во внешней среде, а это сильно расходится с
современными исследованиями, да и с реальной
практикой работы с детьми различных категорий.
Поэтому и последние главы, посвященные проблемам
компенсации, реабилитации, депривационным
феноменам, явно выпадают из общей достаточно
стройной концепции учебника.
В целом следует приветствовать появление все
более различающихся по авторским позициям
пособий по специальной психологии.
Михаил СЕМАГО |