МУЗЫКА ОСЕНИ
Много-много лет назад
воспитательница брала из шкафа потертую папку,
развязывала трогательные тесемки и доставала
оттуда большую картинку. Там были нарисованы
веселые мальчики и девочки, купающиеся в голубом
пруду на фоне зеленого леса. «Лето, лето!» — хором
кричали мы, и радостные купальщики отправлялись
назад в папку.
Им на смену появлялся следующий рисунок, где ежик
тащил на спине грибы, шурша листьями на лесной
тропинке между желтыми и красными деревьями. И
нам становилось чуточку грустно, как будто
настоящая осень пришла на смену настоящему лету.
Затем следовали зима с голубыми сугробами и
весна с веселой птичкой на ветке.
Все четыре картинки кружатся с тех пор в нашей
памяти бесконечным хороводом под аккомпанемент
Чайковского и Вивальди. Мы уверяем себя, что
смирились с неизбежностью их смены, и каждое лето
пытаемся «ухватить» побольше тепла в преддверии
неотвратимой осени. Но втайне надеемся, что она
не придет. Или хотя бы задержится.
В ответ осень лукаво подыгрывает нам и медлит с
приходом холодов, снисходительно позволяя
помечтать о вечном лете. Мы недоверчиво сверяем
показания градусника с прогнозом, делаем вид, что
обманываемся и принимаем сентябрь за
продолжение августа.
Только как не заметить тяжелые утренние туманы,
ведра с опятами и картошкой вдоль дорог,
внезапную желтизну березовых прядей и
пронзительную синеву неба... Осень задумчиво
пробует свои силы, словно музыкант, бережно
настраивающий инструмент перед концертом.
Наконец ей надоедает кокетничать, и она
приступает к делу. Сначала осторожно берет
пробные ноты, внимательно прислушивается к их
щемящему звуку, потом подкручивает колки. Ранний
вечер медленно гасит свет в зрительном зале.
Курлычут журавли, шелестит высохшая трава, с
шумом хлещет дождь, сбивая на землю золото и
багрянец.
А потом симфония стихает, и только похрустывает
под ногами первый хрупкий ледок. Впереди мягкое
безмолвие белой зимы...
Марк САРТАН |