ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО «ТРЕНИНГ»
Казалось бы, в наши дни
любой мало-мальски образованный человек — а уж
тем более интересующийся психологией — легко
разгадает эту загадку. Однако
проанализированные в № 37 «Школьного психолога»
мифы о психологическом тренинге, бытующие в
современном сознании, заставляют усомниться в
том, что ответы у разных людей окажутся сходными.
А уж если нырнуть в эмпирику современной
российской тренинговой практики, то впору
хвататься за голову от обилия и разнообразия
предлагаемых систем и психотехнологий. Здесь вам
и сказкотерапевтические тренинги, и
гештальтистские, практики дзен и раджа-йоги,
тренинги по танатотерапии и ребефингу,
бизнес-тренинги и тренинги саногенного мышления,
не говоря уже о тренингах магических заклинаний
и противостояния порче.
Словом «тренинг» называют настолько разные вещи,
что содержание этого понятия ускользает,
растворяется, и честный практический психолог
порой пребывает в недоумении, имеет ли он право
называть то, что он делает, тренингом.
Впрочем, в нынешней ситуации такой практик уже
перестает сомневаться и, следуя примеру
слабокомпетентных и малообразованных, но
напористых коллег по цеху, вешает ярлык
«тренинг» на что придется.
Организация с гармонизацией
Проблема понимания сущности тренинга
обостряется еще и потому, что даже в чрезвычайно
редких в наши дни книгах, посвященных
методологическим основаниям психологических
практик, наличествуют противоречия в понимании
тренинга. И немудрено: простой подсчет
определений тренинга, только во встретившихся
авторам книгах по этому вопросу, приводит в
замешательство — около двух десятков дефиниций.
Среди них есть, например, такие.
Л.А. Петровская (1982, с. 208): «Социально-психологический
тренинг — средство психологического
воздействия, направленное на развитие знаний,
социальных установок, умений и опыта в области
межличностного общения».
Ю.Н. Емельянов (1985, с. 89): «При этом термин
«тренинг», по нашему мнению, в структуре русской
психологической речи должен использоваться не
для обозначения методов обучения, а для
обозначения методов развития способностей к
обучению или овладению любым сложным видом
деятельности, в частности общением».
А.П. Ситников (1996, с. 144): «Тренинги (обучающие игры)
являются синтетической антропотехникой,
сочетающей в себе учебную и игровую
деятельность, проходящие в условиях
моделирования различных игровых ситуаций...»
С.И. Макшанов (1997) определяет тренинг как
многофункциональный метод преднамеренных
изменений психологических феноменов человека,
группы и организации с целью гармонизации
профессионального и личностного бытия человека.
А.С. Прутченков (2001, с. 5) указывает, что «слово
«тренинг» не означает ничего другого, кроме
хорошо известного нам понятия «тренировка».
Оригинальным является понимание тренинга Т.В.
Зайцевой (2002). Опираясь на положения
культурно-исторической теории Л.С. Выготского,
она предлагает рассматривать тренинг как
своеобразное «культурное оружие», как особое
инструментальное опосредствующее действие. Это
оружие применяется для освоения нового или
изменения старого поведения. Т.В. Зайцева особо
выделяет стадию овладения-присвоения, которой
завершается процесс внутренней трансформации
участников в ходе тренинга. Овладение-присвоение
нового (знаний, навыков, умений) происходит в
рамках «зоны ближайшего развития» (ЗБР)
участников в результате совместной деятельности
ведущего и участников психологического
тренинга.
Тренировка, и не только
Одно из самых последних определений
психологического тренинга можно встретить в
книге В.В.Никандрова. Он полагает, что тренингом
называется «метод игрового моделирования
психогенных ситуаций в целях развития
психологической компетентности и формирования и
совершенствования различных психологических
качеств, умений и навыков у людей, включенных в
эти ситуации в роли участников или зрителей» (2003,
с.6).
При этом разные трактовки понятия «тренинг»
встречаются буквально на соседних страницах.
Так, например, в своей (в целом удачной) книжке И.Н.
Карицкий пишет: «Тренинг — это психологическая
практика, мотивом которой выступает тренировка
тех или иных психических, психологических,
психосоциальных свойств личности или группы» (с.
106) и указывает на неправомерность при
определении понятия «тренинг» говорить о
«терапевтической, коррекционной, обучающей,
методической, познавательной, регуляционной и
развивающей стороне психопрактического
процесса» (там же).
А в другом месте автор признается:
«...психологический тренинг — это не только
тренировка какой-то функции, способности, навыка.
В нем всегда содержатся моменты объяснения,
просвещения, консультирования, диагностики. В
ряде тренингов, особенно
телесно-ориентированных, с использованием
дыхательных техник, интегративных технологий,
существенным является психотерапевтический
эффект. Естественно, каждый тренинг также
выстроен технологически и психотехнически» (с.
92).
Остается неясным: так все-таки сводится тренинг к
тренировке или не сводится?
В общем, вопрос о том, что же такое
психологический тренинг, оказывается не
настолько простым. Для ответа на него следует,
по-видимому, выделить существенные
характеристики тренинга.
Формулируем цель
Итак, начнем с предпосылок и условий. Что же
нужно для проведения тренинга?
Во-первых, сформулированная ведущим цель.
Цель должна формулироваться им не для себя, а для
будущих участников.
Конечно, встречаются ведущие, которые осознали
будущий результат своей деятельности — скажем,
денег заработать — и этим ограничились. Что
делать и как — уже неважно. Однако, если речь идет
о психологическом тренинге, проводимом
ответственным специалистом, то, очевидно, его
проведение должно нечто дать участникам. Нечто
такое, что позволит им изменить свою жизнь и
(или) измениться самим. Причем в лучшую (пусть
даже субъективно) сторону. Если тренинг не меняет
ничего, значит, он бесполезен и бессмыслен.
Таким образом, цель тренинга (как и любого
другого психологического воздействия) —
изменение. Но есть изменение и изменение. Скажем,
цель диагностики — изменение представлений
клиента о своих качествах и свойствах, цель
консультирования — изменение понимания своей
проблемы и обнаружение способов ее решения, цель
психотерапии — изменение личностных
характеристик человека и избавление от болезни.
У тренинга цель другая (в работе с психически
здоровыми людьми) — изменение навыков и умений
человека, ведущее к его развитию и более
эффективной адаптации.
Это изменение навыков и умений не сводится лишь к
тренировке определенных, заранее заданных
поведенческих проявлений. Можно говорить о
формировании, развитии, совершенствовании не
только поведенческих, но и умственных навыков и
умений, говоря широко — навыков самопознания и
саморазвития.
Такое понимание целей тренинга, которые могут
быть конкретизированы огромным количеством
способов, отражает то общее, что есть в
большинстве трактовок этого метода практической
психологии.
Участник(и) тренинга
Откровенно говоря, слово в единственном числе в
заголовке можно было не ставить. В настоящее
время словосочетание «индивидуальный тренинг»
не является содержательно наполненным. Ситуацию,
когда психолог натаскивает неуспевающего
школьника в решении мыслительных задач, нельзя
назвать тренингом мышления — это пример
индивидуальной психокоррекционной работы.
Думается, что неправомерно называть тренингом
индивидуальные занятия аутотренингом, как это
порой происходит. Несмотря на сходство названий,
эти методы из разных областей. Хотя в
психологических тренингах иногда происходит
обучение техникам аутотренинга, это далеко
не одно и то же.
Таким образом, современный психологический
тренинг имеет, как правило, групповую форму. При
этом состав тренинговой группы в процессе
занятий обычно остается более или менее
неизменным. В некоторых случаях это является
обязательным требованием, в других — группа
«открыта», однако основной костяк все равно
сохраняется.
Классическая тренинговая группа имеет в своем
составе от четырех (практически общепризнанный
минимум) до восемнадцати-двадцати человек. Это в
среднем.
Случаются тренинги, в работе которых принимает
участие сорок человек и более. В таких ситуациях
многие важные аспекты тренинговой реальности
теряются. Так, происходит, например, резкое
уменьшение возможности активной коммуникации
каждого участника с каждым.
Велика опасность в подобном случае превращения
тренинга в обучающий семинар. Оптимальное число
(которое опять-таки можно считать
общепризнанным) участников тренинговой группы —
двенадцать человек.
Правила групповой работы
Вообще-то, в каждой тренинговой группе
вырабатываются свои правила (нормы, принципы) —
их количество варьируется от одного до
нескольких десятков. Все они призваны
регламентировать отношения между участниками.
Это необходимо, прежде всего, для создания
благоприятного климата психологической
безопасности.
Лучше, чтобы правил было не слишком много —
больше шансов, что участники их запомнят и будут
соблюдать.
Назовем те, которые в явном или неявном виде
используются в деятельности большинства
тренинговых групп.
1. «Здесь и теперь»
Этот принцип ориентирует участников тренинга
на то, чтобы предметом их анализа постоянно были
процессы, происходящие в группе в данный момент,
чувства, переживаемые в данный конкретный
момент, мысли, появляющиеся в данный момент.
Кроме специально оговоренных случаев,
запрещаются проекции в прошлое и в будущее.
Принцип акцентирования на настоящем
способствует глубокой рефлексии участников,
обучению сосредотачивать внимание на себе, своих
мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
2. Искренность и открытость
Самое главное в группе — не лицемерить и не
лгать. Чем более откровенными будут рассказы о
том, что действительно волнует и интересует, чем
более искренним будет предъявление чувств, тем
более успешной будет работа группы в целом.
Самораскрытие направлено на другого человека, но
позволяет стать самим собой и встретиться с
самим собой настоящим. Искренность и открытость
способствуют получению и предоставлению другим
честной обратной связи, то есть той информации,
которая так важна каждому участнику и которая
запускает не только механизмы самосознания, но и
механизмы межличностного взаимодействия в
группе.
Следует заметить, что на первых этапах работы
группы введение указанной нормы во многом носит
декларативный характер. В самом деле, с какой
стати участники группы, пока еще практически
незнакомые, станут настолько доверять друг другу
и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и
открытыми (даже при учете «эффекта попутчика»)?
Однако уже через несколько часов занятий это
правило, предложенное ведущим, начинает
действовать, особенно если он сам выступает как
образец эффективного участника группы.
3. Принцип «Я»
Основное внимание участников должно быть
сосредоточено на процессах самопознания, на
самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения
другого члена группы должна осуществляться
через высказывание собственных возникающих
чувств и переживаний.
Запрещается использовать рассуждения типа: «мы
считаем...», «у нас мнение другое...» и т.п.,
перекладывающие ответственность за чувства и
мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все
высказывания должны строиться с использованием
личных местоимений единственного числа: «я
чувствую...», «мне кажется...».
Это тем более важно, что напрямую связано с одной
из задач тренинга — научиться брать
ответственность на себя и принимать себя таким,
какой есть.
Уже первые групповые дискуссии обнаруживают,
насколько непохожи мысли и чувства разных людей,
что является определяющим аргументом для
введения названного правила.
4. Правило обращения
В группе следует оговорить способ обращения
друг к другу. Общение между всеми участниками и
ведущими независимо от возраста и социального
статуса во многих рекомендациях предлагается
осуществлять на «ты». Как принято считать, это
позволяет создать дружескую и свободную
обстановку в группе.
Следует заметить, что эта традиция, по-видимому,
пришла в Россию от наших англоязычных коллег.
Вспомним, что в английском языке нет обращения
«вы», а в русском — психологическая разница
между «вы» и «ты» довольно существенна.
Если тренинг проводится в уже сложившейся группе
(например, менеджеров одного предприятия,
учителей одной школы), участникам достаточно
трудно переходить с «вы» на «ты» вследствие
привычки и определенной иерархичности
отношений. Поэтому, как нам представляется,
бездумное требование обращения на «ты» не всегда
бывает в тренингах оправданным. Об этом можно
договориться с участниками.
Кроме того, всем участникам предлагается выбрать
себе на время тренинговой работы «игровое имя» —
то имя, по которому все остальные обязаны будут
обращаться к человеку. Это может быть как
действительное собственное имя (иногда в
уменьшительно-ласкательной форме), так и детская
кличка, институтское прозвище, имя любимого
художественного персонажа или просто любое
нравящееся имя.
Бывает важно, чтобы все имена участников были
разными — не только для проведения некоторых
упражнений, но и для ощущения каждым собственной
уникальности. Этого нетрудно добиться, если
попросить участников — в случае совпадения имен
— выбрать разные формы одного имени. Например:
Лена, Леночка, Ленок, Елена и т.п.
5. Конфиденциальность
Все, о чем говорится в группе относительно
конкретных участников, должно остаться внутри
группы, — естественное этическое требование,
которое является условием создания атмосферы
психологической безопасности и самораскрытия.
Само собой разумеется, что психологические
знания и конкретные приемы, игры, психотехники
могут и должны использоваться вне группы — в
профессиональной деятельности, в учебе, в
повседневной жизни, при общении с родными и
близкими, в целях саморазвития.
Специфика - в активности
Особенность тренингов заключается в том, что
практически все используемые методы имеют
активный характер. Поэтому недаром тренинг часто
определяют как активный метод обучения и
развития. Существует даже шутливый девиз
психологических тренингов: «Истину нельзя
вызубрить, истину надо выстрадать».
В группе отсутствует возможность пассивно
«отсидеться». Такая норма, как активное участие
всех в происходящем на тренинге, является
обязательной. Большинство упражнений
подразумевает включение всех участников. Но даже
если упражнение носит демонстрационный характер
или подразумевает индивидуальную работу в
присутствии группы, все участники имеют
безусловное право высказаться по завершении
упражнения.
Эта специфическая черта предъявляет и особое
требование к ведущему — уменьшение до минимума
монологических форм работы с его стороны. Очень
легко скатиться к банальной лекции и превратить
увлекательный, живой, поисковый тренинговый
процесс в скучное изложение прописных истин.
В пространстве круга
Наличие круга, в котором сидят участники, —
один из наиболее ярких внешних признаков,
позволяющих почти безошибочно отнести
применяемую психопрактическую систему к
тренингу. Правда, и групповая клиническая
психотерапия тоже подразумевает подобную форму
расположения участников, но тут критерием
становится контингент участников.
Почему круг? Причин много. Это идеальная
геометрическая фигура. Это известный с
древности, смыслово и метафорически насыщенный
знак. Это сильнейший архетип. Это простейшая
возможность оказаться всем лицом к лицу. Это
наиболее удобная для общения форма. Это символ
равенства.
Внимание к взаимоотношениям
Шестое условие и предпосылка проведения
тренинга — активное общение участников и
внимание к взаимоотношениям. Некоторые из
ведущих жестких поведенческих тренингов,
имеющих исключительно обучающий характер,
полагают, что взаимоотношения участников не
имеют особого значения. Однако большинство
специалистов полагает, что тренинги наиболее
успешны, когда группа сплочена и способна к
конструктивному разрешению возникающих
конфликтов.
Этого невозможно достичь, не организуя
многосторонние коммуникации между участниками,
не строя открытые субъект-субъектные
взаимоотношения. Мы стоим именно на такой точке
зрения.
Межличностная обратная связь
Указанная характеристика напрямую связана с
предыдущей. Под обратной связью в общении
понимается процесс и результат получения
информации о состоянии партнера по общению и о
его восприятии поведения субъекта.
В тренинговой группе, как правило, используется
безоценочная обратная связь, то есть такое
сообщение, исходящее от участников, которое
отражает прежде всего чувства, переживаемые
человеком при восприятии поведения другого.
Например: «Когда я вижу, как ты обращаешься к
Сергею, мне становится стыдно и обидно». Никаких
«ярлыков» и никаких утверждений типа: «Знаешь,
Вася, ты человек нахальный и недалекий» — не
допускается.
В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс
получить искреннюю, безоценочную обратную связь.
Бывает, что мнений и суждений о себе и на работе и
дома человек наслушался уже вдосталь. Но
суждения эти, категоричные, явно оценочные,
предвзятые, пристрастные, не могут быть приняты
— срабатывает защитный психологический
механизм отрицания.
Случается, что в обыденной жизни человек просто
не имеет возможности услышать хоть какое-то
мнение о себе — нет рядом людей, которым можно
полностью довериться. Нет близких, способных на
полную искренность. Да и небезопасно это — не
всегда и близкие нас щадят.
В тренинговой группе создается ситуация,
позволяющая увидеть свое отражение в глазах
других людей, отлично понимающих сущность твоих
переживаний, поскольку сами они переживают почти
то же самое. Каждый может выступить «зеркалом»,
дающим отражение.
Наверное, среди этих «зеркал» есть и «кривые». Но
возможность «смотреться» в целую галерею «живых
зеркал» является, по-видимому, самым важным
преимуществом групповой психологической работы,
не достижимым никаким другим способом.
Когда человек взаимодействует только с
психологом, он тоже может получить обратную
связь. Но при этом у него отсутствует выбор —
мнение-то лишь одно. В группе могут быть
высказаны разные мнения, и тут уж человек сам
может решать, с какой обратной связью
согласиться, а какую отвергнуть.
Развитие самосознания
Еще одним важным условием тренинга является
сочетание формирования навыков и умений с
развитием самосознания.
В наши дни разобраться в пестроте имеющихся
видов и подвидов психотерапевтических групп и
каким-то единственным образом классифицировать
их все представляется занятием
бесперспективным. Тем не менее можно говорить о
бесспорном наличии ключевой и ведущей идеи,
объединяющей почти все имеющиеся в практической
психологии подходы. Эта идея — помочь развитию
личности путем снятия ограничений, запретов,
комплексов, освобождения ее потенциала; это идея
изменения, трансформации человеческого Я в
динамично изменяющемся мире.
Иными словами, речь идет о фактическом
воздействии на те или иные составляющие
самосознания, которое осуществляется во всех
типах медицинской психотерапии и во всех видах
групповой психокоррекционной работы, во всех
видах тренингов, даже в тех, где подобная задача
является второстепенной или совсем не ставится и
не осознается.
И, наконец, ведущий тренинга
Девятое, но далеко не последнее по значимости
условие проведения тренинга — специально
подготовленный ведущий.
Не обязательно, чтобы это был профессиональный
психолог, прошедший подготовку в качестве
тренера. В группах, организованных по принципу
«Анонимных алкоголиков» или «Анонимных
наркоманов», роль ведущего может переходить от
участника к участнику.
Вместе с тем очевидно, что не всякий человек
может успешно справиться с функциями ведущего. В
тренингах же, имеющих явно выраженный обучающий
характер, требования к уровню квалификации
ведущего весьма высоки.
О сущности понятия
Перечисленные характеристики не исчерпывают
возможный список специфических черт тренинга
как метода практической психологии. Однако их
достаточно, чтобы выявить сущность понятия
«тренинг».
Можно предложить следующее рабочее определение: психологический
тренинг представляет собой совокупность
активных методов практической психологии,
которые используются в работе с психически
здоровыми людьми, имеющими различные
психологические трудности, в целях оказания им
психологической помощи через формирование
навыков самопознания и саморазвития.
Игорь ВАЧКОВ,
доктор
психологических наук
Публикация статьи произведена при поддержке психологического центра «Мегаполис». Команда психологов центра (одних из лучших специалистов в своей области) наряду с консультированием и психотерапией проводит психологические тренинги на такие актуальные темы как принятие себя и поднятие самооценки, женские программы, тренинги по семейным взаимоотношениям и эффективному родительству. Психологический центр «Мегаполис» – это авторские программы, расстановки, мастер-классы, коучинг, кинотерапия и многое другое.
|