«НЕ СУДИТЕ СТРОГО...»
Здравствуйте!
Снова набралась я сил, впечатлений и размышлений,
чтобы написать вам. Сделать это надо было давно,
так как много всего накопилось, а кое-что,
наверное, уже успело забыться, потеряться, стать
неважным. То, что осталось, и предлагаю вам
прочитать, хотя, возможно, это будет нелегко
сделать. Мысли мои прыгают с одного на другое, по
пути зацепляясь за посторонние предметы, и
уводят в такие душевные дебри, куда никто и не
планировал забираться.
Попытаюсь все-таки сначала сказать о событиях,
которые произошли и в которых мне было интересно
поучаствовать.
Событие 1. В Лугоболотной средней
общеобразовательной школе (п. Юбилейный,
Оричевского района Кировской области) прошло
выездное заседание творческого объединения
психологов образовательных учреждений
«Разработка и реализация психологических
программ по сохранению психологического
здоровья детей и подростков». Принимала гостей
психолог высшей категории, сказкотерапевт,
арт-терапевт Светлана Сергеевна Коротаева.
Она продемонстрировала, как воплощается в жизнь
идея психологического сопровождения детей.
Нужно сказать несколько слов и о самой школе. Это
маленькая, уютная и какая-то очень домашняя
школа, где все — и учителя, и ученики — улыбаются
друг другу и по-настоящему дружат.
И это неудивительно. Как выразился директор
школы Василий Яковлевич Овчинников, «дети
попадают к нам с самого рождения» (есть там и
дошкольное отделение) и взрослеют на глазах
педагогов.
И, конечно, немалую роль в осуществлении
основного принципа школы — обеспечения
преемственности в обучении и воспитании —
играет психологическая служба. На каждом этапе
обучения используются соответствующие возрасту
психологические программы.
Участники творческого объединения имели
возможность наблюдать, как реализуются эти
программы.
За время работы семинара мы посетили занятие в
подготовительной группе дошкольного отделения
по программе «Введение в школьную жизнь»
(Цукерман, Поливанова); урок в 3-м классе по
программе «Тропинка к своему Я» (Хухлаева); урок в
5-м классе по программе «Профессия — школьник»
(Битянова, Азарова, Земских) и занятие в 8-м классе
по программе «Школа мудрости».
Светлана Сергеевна заражала всех своей
активностью, творческим подходом к делу,
артистизмом и оптимизмом. Удивительно, как же у
нее на все хватает сил! Ведь она буквально с утра
до ночи в школе (после уроков ведет кружки
«Экология души» и «Арт-терапия»).
Конечно, в такой атмосфере гости не могли не
проявить свои таланты. Поэтому работа группы
закончилась созданием релаксационной картины,
которая осталась в школе на память о нашем
посещении.
Событие 2. В Кировском областном
наркологическом диспансере состоялся семинар
«Групповая техника в работе с подростками и
молодежью по профилактике ВИЧ/СПИД и
злоупотребления ПАВ». Его провели Валентина
Анатольевна Зубарева, заместитель главного
врача Кировского областного наркологического
диспансера по детско-подростковой
наркологической службе, и Наталья Владимировна
Перминова, психолог отдела профилактики
Кировского областного СПИД-центра.
В семинаре приняли участие психологи, социальные
педагоги образовательных учреждений, а также
врачи.
В первый день работы семинара участникам было
предложено в роли подростков пройти
профилактический тренинг и ощутить на себе
особенности его проведения и содержания.
Например, «подростки» узнали, что такое ВИЧ/СПИД,
как развивается заболевание, как оно передается,
какие ситуации наиболее опасны в плане заражения
и т.д. Вся эта информация закреплялась с помощью
различных игр и упражнений.
Во второй половине дня участники работали над
темой «Наркомания». И здесь они узнали много
нового и важного — как формируется зависимость,
по каким причинам человек начинает употреблять
наркотики, какие существуют мифы о наркомании и
т.д.
Очень важно, что вся работа была настроена на то,
чтобы показать, что у подростка есть выбор, есть
возможность решить, как ему жить — с наркотиками
или без. И, наверное, именно этот настрой
отразился в плакатах, созданных в микрогруппах
по теме «Здоровый образ жизни».
Второй день можно назвать методическим. Здесь
участники познакомились с целями, задачами
профилактического тренинга, формами работы,
стилями подачи информации, барьерами восприятия,
структурой тренинга и методами оценки его
эффективности.
После работы в микрогруппах были выделены
особенности подростков, которые необходимо
учитывать на занятиях; этапы проведения
тренинга; качества, которыми должен обладать
тренер.
После обхода участники продемонстрировали
упражнения, которые они считают наиболее
эффективными в работе с подростками.
В конце работы семинара все получили
методические пособия по теме встречи и
приглашение к дальнейшему сотрудничеству.
Это я перечислила события. Но есть еще
разные мысли, страхи, сомнения. Письмо, начатое
еще весной, заканчиваю лишь сейчас, осенью. И
нельзя сказать, что мешали дела и не было
возможности писать. Что-то удерживало. Но что? Я
не могу точно определить. Сомнения в том, что это
кому-нибудь нужно? Нет. Знаю, что прочитаете.
Страх, что мои мысли никому не интересны? Пожалуй.
Но больше всего, наверное, боязнь оценки. Этакий
серьезный дядя (или тетя), грозящий пальчиком и
приговаривающий: «Непрофессионально!» Понимаю,
что никого вы не судите и не осуждаете за
размышления, но все же... страшно. Страшно за свои
«крамольные» мысли. Какие?
Например, не забросить ли всю эту диагностику
куда подальше? Это, конечно, крайность, но вот в
чем для меня проблема: реальный, живой ребенок
после диагностики распадается на внимание,
память, самооценку и т.д. И как я ни пыталась
«собрать» его — не вижу того, настоящего. Есть
что-то неуловимое, что восстанавливается только
при доверительным общении, когда я наконец
забываю, у кого какие результаты по тому или
иному тесту.
Наверное, это и есть выход — личное общение. Но
ведь в нашей работе есть еще и групповые занятия.
И их проведение часто заставляет меня
задуматься. О чем? О том, в чем я согласна с
уважаемым и обожаемым мной Сергеем Степановым, —
есть вещи, которые нельзя постичь играючи, они
требуют большого и серьезного душевного труда. А
для меня именно они важны.
Хочу сказать огромное спасибо Сергею Степанову
за то, что он мне помогает и своим юмором, и своей
открытостью и прямотой, и способностью быть
самим собой, но оставаться готовым к изменениям.
И за «прикладную философию» — спасибо. Это так
мне близко. Только как это сочетать с практикой?
Не верю я «в рукотворение личности посредством
упражнений».
И много у меня еще вопросов и «крамольных»
мыслей.
Знаю, что решить свои проблемы я должна сама, и
все же — спасибо вам за то, что поддерживаете в
этих нелегких раздумьях. Так важно знать, что ты
не одинок.
С уважением,
Ксения РУМЯНЦЕВА,
педагог-психолог
Кирово-Чепецкой
санаторной школы-интерната |