СКАЗОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Тренинговая программа для педагогов и
воспитателей
Когда психолог начинает
работать в детском саду или школе, он часто
сталкивается с тем, что администрация и
педколлектив не совсем понимают, для чего же
все-таки им нужен психолог, чем он занимается.
Воспитатели, никогда раньше не принимавшие
участия в тренинговых программах, относятся с
опаской и недоверием к предложениям психолога
поучаствовать в такого рода занятиях.
Бывает очень трудно наладить контакт и найти
свою нишу в общей деятельности коллектива.
Предлагаемая программа, на наш взгляд, может
помочь достигнуть этой цели с наименьшими
эмоциональными потерями как для психолога, так и
для педагогов или воспитателей. В нашей
программе может принимать участие и
администрация, так как основная цель наших
тренингов — сплочение коллектива, развитие
креативности с помощью различных арт-методик и
медитативных техник. Адаптация самого психолога
в новом коллективе также происходит намного
легче, так как он, как правило, сам принимает
непосредственное участие в проводимых занятиях.
Данную тренинговую программу мы проводили в
своих педагогических коллективах. Воспитатели
уже после двух-трех занятий начинали живо
интересоваться, что будет дальше, и их совершенно
не нужно было уговаривать прийти в следующий раз.
Занятия проводятся раз в месяц, исключая
сентябрь, который является организационным в
работе образовательного учреждения, и май,
который является итоговым.
ЗАНЯТИЕ 1
Цель: создание благоприятных условий
для работы группы; освоение активного стиля
общения, методов передачи и приема обратной
связи; гармонизация отношений.
Материалы: листы бумаги; маркеры,
фломастеры, карандаши; корсажная лента; мука;
соль; вода; растительное масло; клей ПВА; гуашь;
пластиковый стакан (0,5л); аудиокассета со
спокойной музыкой; прессованный картон разных
размеров.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Представление с помощью визиток
Каждый участник берет полоску бумаги длиной
около 20 см и шириной 10 см и складывает ее вчетверо
по более короткой стороне. Получается «гармошка»
из 4 прямоугольников. На обратной стороне каждого
прямоугольника, а также на титульной стороне в
первом прямоугольнике каждый пишет свое имя, а
затем рисует по порядку: что он любит делать, где
любит отдыхать и что бы хотел назвать своим
именем. С помощью скотча каждый прикрепляет к
себе свою визитку обратной стороной, то есть так,
чтобы были видны рисунки.
Участники должны обменяться друг с другом
рисунками своей визитки, начиная с самого
нижнего, и раскрыть содержание, которое они
вложили в свой рисунок. Например, два участника
показывают друг другу свой рисунок на нижней
визитке и рассказывают о том, что они хотели бы
назвать своим именем. Затем обмениваются этими
рисунками (отрывают от визитки) и идут искать
партнера, у которого следующий рисунок
обозначает, где вы любите отдыхать и т.д. Таким
образом каждый участник должен обменяться
рисунками с тремя разными партнерами.
Первое знакомство со сказочной страной
Ведущий. Наверное, нет человека,
который не любил бы сказки. Те из нас, кому не
интересны классические варианты сказочных
историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают
детективы, любовные романы, фэнтэзи. Но что это,
если не современные сказки?
Сейчас я предлагаю каждому вспомнить ту сказку,
которая нравилась в детстве, и рассказать, за что
вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше
всего.
Участники по кругу представляют свои любимые
сказки (2–3 минуты на участника).
Какая сказочная галерея у нас получилась! В ней
ваша любовь и тепло. А сейчас сядьте поудобнее,
можете закрыть глаза, и в нашу сказочную галерею
войдет еще одна сказка. Называется она «Озеро».
Включается спокойная музыка, и ведущий
начинает читать сказку.
«Однажды, после сильного дождя, умытое озеро
замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было
вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг...
Из полураскрытых цветов, растущих на берегу,
вылетели маленькие крылатые существа. Они
стряхивали с себя дождевые капельки и
перемигивались друг с другом. Конечно, это были
лесные эльфы.
От глади воды поднимался пар. И эльфы принялись
играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в
тумане.
Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под
шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и
зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов
превратились в радужные искорки, которых стало
так много, что воздух вокруг светился.
Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть свежести.
Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы
подумали, что их драгоценные камни начали летать,
и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища
могли разом разлететься! Гномы принялись ловить
искорки и складывать в мешки.
Это так развеселило эльфов, что искрящихся
смешинок стало еще больше. Вскоре часть их осела
на берегу и превратилась в маленький огонек.
Огонек поселился в корнях старого дерева и своим
теплом согрел всех.
Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно
попавший в это место странник мог бы сказать: «Я
знаю, что такое волшебство!»
Ведущий. Может, кто-нибудь хочет
поделиться чувствами, которые возникли во время
прослушивания?
Сегодня я предлагаю отправиться в сказочную
страну и познакомиться с одним из видов
волшебства — творением волшебных красок.
Но чтобы попасть в сказочную страну, нужно
преодолеть сказочное испытание — пройти через
волшебный тоннель. Чтобы мы не потерялись во
время путешествия, держитесь крепко за руки.
Упражнение с корсажной лентой
Все участники становятся в круг, берутся за
руки. У ведущего наискосок через плечо висит
сшитая корсажная лента (диаметром примерно 110 см).
Каждому участнику нужно попытаться каким-нибудь
образом передать корсажную ленту на плечо рядом
стоящего участника. Через ленту можно
переступать либо перебрасывать ее через голову,
не разъединяя рук. Помощь соседей при этом
допускается.
Упражнение проходит до тех пор, пока каждый из
участников не «пройдет» через ленту и она не
вернется к ведущему с другой стороны круга.
Творение «волшебных красок»
На полу расстилаются газеты, выставляется все
необходимое для создания «волшебных красок».
Рецепт «волшебных красок»: 150 г муки, 1 ч. л. соли, 1
ст. л. растительного масла, немного клея ПВА, вода
до консистенции густой сметаны, гуашь (цвет по
желанию).
Когда все приготовлено, ведущий включает
спокойную музыку и начинается процесс создания
красок.
Ведущий. Вот мы и попали в сказочную
страну. Мы все превратились в сказочных мастеров
и сейчас будем создавать волшебные краски.
Именно с помощью волшебных красок можно
рассказать миру о том, что чувствуешь, о чем
думаешь, к чему стремишься.
Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не
может быть черно-белым. Он цветной, многогранный,
искрящийся. Посмотрите, какая чудесная палитра у
нас получилась! И сейчас мы поставим все краски в
середину круга, возьмем картон и каждый создаст
свою картину. Быть может, это будет картина
вашего внутреннего мира, может, что-то подскажет
музыка...
Участники под спокойную музыку рисуют на
прессованном картоне. Когда все картины готовы,
они переносятся в специально отведенное место,
«картинную галерею», и участники возвращаются из
сказочной страны, «проходя» через корсажную
ленту.
Обсуждение занятия
— Что вы чувствовали во время создания
волшебных красок?
— Какой опыт вы сегодня приобрели?
ЗАНЯТИЕ 2
Цель: научиться создавать сказки;
гармонизация внутреннего состояния.
Материалы: воздушные шары по количеству
участников; маркеры, фломастеры, ручки; лист
ватмана; листы бумаги на всех участников.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сказочные существа
Ведущий. Давным-давно одну страну
населяли сказочные существа, подобные птицам. Но
налетел ураган и унес их. Только глубоко в пещере
остались яйца этих существ. Сейчас я дам вам всем
по одному такому яйцу, вы их согрейте своим
теплом, и из них вылупятся маленькие сказочные
существа.
Участники берут воздушные шарики, молча
прижимают их к себе, что-то рисуют на них. Через
2–3 минуты каждый участник рассказывает о том,
кто появился из «яйца», как его зовут и т.п.
Какие замечательные существа появились в
нашей сказочной стране! У каждого какие-то свои,
не похожие ни на кого качества, свой характер. Но
мы еще очень мало знаем о них. Где они живут, что с
ними происходит? Я предлагаю вам сейчас
разбиться на четыре подгруппы и сочинить четыре
истории о ваших персонажах.
Деление на подгруппы
Ведущий быстро и неожиданно командует:
«Встаньте те, кому в детстве нравились сказки о
животных!» Первые четверо, кто вскочил со своего
места, наделяются правом набрать свои подгруппы.
Если участников нечетное количество, оставшийся
сам выбирает, к какой подгруппе присоединиться.
Сочинение сказки
Каждая подгруппа образовывает свой маленький
круг и в течение 10 минут сочиняет сказку с
обязательным участием всех сказочных существ,
которые есть в данной подгруппе. Затем все снова
садятся в общий круг и представители от каждой
подгруппы зачитывают получившиеся сказки.
Рефлексия
Участникам задаются вопросы:
— Как быстро вам удалось придумать общий сюжет
сказки?
— Какую стратегию выбрала группа?
— Довольны ли вы получившейся сказкой?
Волшебный дождик
Ведущий. А теперь встаньте все в
круг друг за другом. В сказочной стране пошел
дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по
шее, по плечам, по спине...
Все участники двигаются по кругу и, в
соответствии со словами ведущего, с помощью
легких постукиваний пальцами делают впереди
идущему участнику массаж. Затем все
поворачиваются в другую сторону и производят
аналогичные действия.
Поляна
Ведущий. Волшебный дождик перенес
нас на сказочную поляну. Расскажите, кто появился
на поляне?
Каждый из участников выбирает, кем он будет на
поляне. Ведущий задает наводящие вопросы:
— Где ты стоишь?
— Сколько тебе лет?
— Что ты на полянке делаешь?
— Какой сейчас день, время года? И т.п.
Так проговариваются все роли, затем дается
возможность при желании поменять роль. Все
участники располагаются на поляне, и поляна
оживает на 7–10 минут. Затем все садятся в круг, и
каждый участник высказывается от имени своего
героя.
Деролинг
Каждый участник произносит фразу: «Я не (имя
персонажа), я — (собственное имя)».
Обсуждение занятия
— Какие чувства вы испытывали во время занятия?
— Возникали ли трудности? Если да, то какие?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
ЗАНЯТИЕ 3
Цель: групповое взаимодействие;
самовыражение; снятие напряжения; гармонизация
внутреннего состояния.
Материалы: куски старых обоев; краски;
журналы с картинками, фотографиями; карандаши,
фломастеры; кисти; ножницы; пластилин; различный
бросовый материал; клей; небольшие карточки с
первыми буквами имен участников; аудиокассета с
записью спокойной музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Ведущий. Сегодня наше занятие я хочу
начать с того, что каждый участник по кругу
назовет свое имя, а затем какого-нибудь
сказочного героя на первую букву своего имени.
Путешествие
Перед началом чтения сказки включается запись
спокойной музыки.
Ведущий. А теперь закройте глаза...
Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы
объездили множество стран, познакомились с
разными людьми.
И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали
бабочки, стрекозы, жужжали пчелы. Пели птицы —
они радовались, что вы едете через их поле. Пахло
цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы
увидели прекрасный дворец. Что-то внутри
подсказало, что для вас очень важно поехать
именно туда. И вы направились по дороге, ведущей к
дворцу.
Когда вы вошли во дворец, вы были поражены его
красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как
будто кто-то строил его специально для вас. И вы
поняли, что в этом дворце найдете что-то очень
важное для себя. Вы пошли по дворцу своей легкой и
уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для
себя то, что вы хотите...
Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном
дворце, остается с вами. Вы возьмете это с собой,
когда будете возвращаться.
А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох.
Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И
потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
Создание сказочной страны
Ведущий. Сейчас я предлагаю вам
взять все то хорошее, что вы приобрели во время
путешествия, и создать нашу общую сказочную
страну.
Все необходимые вам волшебные материалы вы
можете найти здесь, на столе.
Группе предлагается, используя вырезки из
журналов, цветную бумагу, пластилин, краски,
фломастеры, карандаши и прочие материалы,
создать коллаж «Сказочная страна». Для создания
коллажа участникам дается 30 минут.
Ведущий. Какая чудесная страна у вас
получилась! Каждый из вас внес в ее создание
частичку своего тепла, своей души. А сейчас
давайте придумаем название нашей сказочной
страны. Для этого сложите начальные буквы своих
имен и создайте одно новое имя. Это и будет имя
нашей сказочной страны.
Участникам предлагаются карточки с начальными
буквами их имен. Можно предложить участникам
самим написать начальную букву своего имени на
карточке.
Обсуждение занятия
— Какие чувства вы испытывали в процессе
создания сказочной страны?
— Было ли сложно включиться в общую
деятельность? Если да, то почему?
— Удовлетворены ли вы своей работой?
— Хочет ли кто-нибудь изменить что-то в
получившейся композиции?
ЗАНЯТИЕ 4
Цель: раскрытие внутреннего
потенциала; проживание внутреннего опыта;
гармонизация состояния.
Материалы (на одного участника): 2 куска
ткани размером 70 х 70 см и 50 х 50 см; капсула от
киндерсюрприза; мелкие предметы; старые чулки
(телесного или черного цвета); вата или синтепон;
нитки для шитья и для крепления головы и рук (типа
«ирис»); пуговицы для глаз; магнитофонная лента,
нитки и др. для волос; различные материалы для
украшения марионетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Каждый участник по кругу называет свое имя, а
затем на первую либо последнюю букву своего
имени называет какой-нибудь волшебный предмет из
сказки.
Изготовление марионеток
Ведущий. В прошлый раз мы создавали
сказочную страну, дали ей название. А сегодня мы
будем заселять ее сказочными жителями. Помогут
нам в этом те предметы, которые вы сегодня
принесли с собой. Только нужно вдохнуть в них как
можно больше любви, чуть-чуть фантазии и
много-много терпения. И тогда они станут
по-настоящему волшебными.
Участники делают марионеток. Берется капсула от
киндерсюрприза, наполняется мелкими предметами
и закрывается. Затем капсула обворачивается
ватой или синтепоном и обтягивается куском чулка
— это голова будущей марионетки. Чулок
разравнивается так, чтобы на «лице» не было
складок, и завязывается в нижней части головы.
Оформляется лицо: пришиваются пуговицы, нос,
вышивается рот. Волосы изготавливаются из
нарезанных кусков ниток, магнитофонной пленки,
ленточек или каких-либо других материалов. В
куске ткани (50 х 50 см) посредине прорезается
небольшая дырочка, а в нее вдеваются концы
завязанных чулок от головы. Таким же образом
прикрепляется второй кусок ткани (70 х 70 см).
Оба куска ткани можно дополнительно пришить к
голове мелкими стежками. К противоположным
уголкам верхнего платья (50 х 50 см) пришиваются
изготовленные из небольших кусочков тех же чулок
и ваты «кисти рук». К рукам и боковым сторонам
головы марионетки прикрепляются прочные нитки,
чтобы можно было марионеткой управлять.
Одежду куклы можно украсить кружевами, бусами,
лентами и т.п.
Ведущий. Ну вот, наши сказочные герои
готовы. Давайте с ними познакомимся поближе.
Каждый по кругу назовет имя своей марионетки и
немного расскажет о ней.
Обсуждение занятия
— Какие чувства вы испытывали в процессе
создания своей куклы?
— Как родился этот образ?
— Может, у кого-то возникли ассоциации, которыми
вы хотели бы с нами поделиться? (высказываться
можно по желанию.)
В завершение встречи каждая марионетка говорит
какой-либо комплимент группе или рядом стоящему
участнику. Все марионетки остаются в кабинете
психолога до следующего занятия.
ЗАНЯТИЕ 5
Цель: раскрытие внутреннего
потенциала; проживание внутреннего опыта;
гармонизация состояния.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Участники берут в руки марионеток и по кругу
представляют кукол по имени, а также называют
прилагательное (можно несколько), которое в
большей степени характеризует этого героя. Таким
образом у группы появляется возможность еще раз
вспомнить всех героев и их яркие характеристики.
Ведущий. Сегодня мы снова встречаемся
с нашими сказочными героями. Мы уже немного
познакомились с ними, узнали, как их зовут, каков
у них характер. Но как они живут? Какие события
происходят с нашими героями в сказочной стране?
Сейчас вы разделитесь на две группы, и каждая
группа придумает и разыграет свою сказку с
участием ваших сказочных героев.
Деление на подгруппы
Два самых колоритных персонажа, например
Баба-яга и Кощей Бессмертный, по очереди выбирают
себе в команду какой-либо сказочный персонаж.
Затем выбранные участники выбирают себе
следующих, и так до тех пор, пока группа не
разделится на две части. Если группа состоит из
нечетного количества участников, то последний
участник сам выбирает, к какой подгруппе
присоединиться.
Драматизация
В течение 15–20 минут участники придумывают
сказочный сюжет с обязательным участием всех
персонажей, проводят небольшую репетицию. После
репетиции первая подгруппа разыгрывает свою
сценку, а вторая подгруппа сидит в зрительном
зале, затем вторая подгруппа показывает свое, а
участники первой подгруппы становятся
зрителями. Сцену для марионеток можно создать из
поставленных рядом стульев, набросив поверх них
ткань.
Обсуждение
— Как были распределены роли?
— Какую стратегию выбрала подгруппа?
— Кто предложил сценарий?
— Кто первый предложил какие-либо
приспособления?
ЗАНЯТИЕ 6
Цель: развитие способности видеть
ситуацию с разных сторон; выработка различных
моделей поведения в реальной жизни с помощью
сказки.
Материалы: карточки с названиями
сказочных персонажей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Группа приветствует друг друга какими-либо
жестами.
Королевский двор
Ведущий. На предыдущих встречах мы с
вами путешествовали, создавали сказочную страну,
населяли ее сказочными героями. Сегодня вы сами
превратитесь в сказочных героев, жителей
сказочной страны.
Каждому участнику дается карточка с названием
какого-либо сказочного персонажа. Карточки
раздаются так, чтобы в итоге количество мужских и
женских ролей получилось равным. Среди сказочных
персонажей обязательно должен быть король, так
как он становится ведущим игры.
Количество карточек должно быть минимум 20, чтобы
их можно было перемешать в произвольном порядке.
Ведущий. Сейчас вы все попали на
королевский двор, и вам нужно представиться: кто
вы, откуда прибыли, чем можете быть полезны и т.п.
Мы познакомились друг с другом, и теперь давайте
решим, какая же проблема собрала нас здесь?
Выбирается какой-нибудь персонаж из
присутствующих и проблема, связанная с ним, после
чего король начинает игру.
Игра продолжается до тех пор, пока заявленная
проблема не будет решена так, чтобы решение
устраивало и всех членов королевского двора, и
персонажа, из-за которого она возникла.
Деролинг
Каждый участник произносит фразу: «Я не (имя
персонажа), я — (собственное имя)».
Обсуждение
— Какие чувства испытывал проблемный персонаж?
— Какие чувства испытывали остальные члены
королевского двора (можно предложить
высказаться по кругу каждому).
— Было ли найдено оптимальное решение проблемы?
— Было ли сложно принимать участие в обсуждении
проблемы? Если да, то почему?
ЗАНЯТИЕ 7
Цель: развитие креативности,
творческого самовыражения; создание гармонии в
группе.
Материалы: листы бумаги А4; краски,
карандаши, фломастеры; ножницы; клей; журналы;
аудиокассета с записью спокойной музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сказка о Волшебнике
Занятие начинается с чтения сказки о
Волшебнике под спокойную музыку.
Ведущий. Давным-давно это было. Жил на
свете один удивительный человек. Был он красив и
добр. Трудно сказать, сколько ему было лет. У него
так задорно блестели глаза, что многие думали:
«Он очень молод». Но, глядя на его седые волосы и
длинную седую бороду, они говорили: «Он стар и
мудр».
Этот человек умел делать то, чего не умели другие.
Он разговаривал с деревьями и цветами, животными
и рыбами, подземными водами и корнями. Он мог
вылечить заболевшее растение, животное и даже
человека. Люди приходили к нему за советом.
Они называли его Волшебником. Никто не знал,
откуда он родом, но говорили, что раньше он был
обыкновенным человеком, таким же, как все.
Менялись поколения, а Волшебник все жил среди
людей, и они чувствовали, что находятся под его
защитой.
Как-то раз Волшебник сказал людям:
— Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло
время мне отправляться в путь.
— Зачем же ты оставляешь нас, — грустно сказали
люди. — Нам будет нелегко без твоей защиты и
доброго совета. Передай нам хотя бы частичку
твоей мудрости.
— Посмотрите вокруг, — сказал Волшебник. — Вы
живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете
встречать и провожать солнце, слушать, как шумят
деревья и плещется вода, потрескивают поленья в
костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и
прислушаемся. Чувствуете? Все, что нас окружает,
живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.
Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит
земля — ровно и спокойно, КАК плещутся о берег
волны — то быстро, то не торопясь. И главное —
каждый из них услышал свой собственный ритм:
спокойное биение сердца, свободное дыхание...
И вдруг людей охватило чувство, что с ними
происходит что-то новое и необыкновенное.
— Удивительное и волшебное растет внутри нас, —
с восторгом сказали они Волшебнику.
— Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, —
улыбнулся Волшебник. — Ведь волшебство — это
умение слышать и чувствовать ритм природы и жить
в соответствии с ним, совершая удивительные
преобразования вокруг, созидая окружающий мир.
Надо только услышать свой ритм и разбудить
творца, живущего внутри каждого, и начнется
волшебство.
— А как мы будем им пользоваться? — спросили
люди.
— Можно представить себя здоровым и красивым
человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть
его в своем сердце, а потом вылепить его из глины,
— ответил Волшебник. — И постепенно, даже
незаметно для себя, вы начнете меняться.
Можно научиться слышать внутренний ритм другого
человека, находить соответствие со своим ритмом,
и тогда каждый день будет дарить радость
взаимопонимания.
Можно научиться видеть в каждом событии урок для
себя, и тогда на смену тревогам и волнениям
придут покой и ясность...
Анонимный подарок
Ведущий. А сейчас возьмите,
пожалуйста, листы бумаги и попробуйте изобразить
те чувства, которые вы сейчас испытываете. Все,
что вам может понадобиться, вы найдете на столе.
Включается запись спокойной музыки, участники
группы выполняют работу на тему «Мои чувства».
Каждый должен быть занят своей работой и не
рассматривать то, что делает сосед.
После того как работа готова, всем участникам
группы предлагается перенести свои работы в
специальное место. При этом авторы работ
остаются неизвестны. Каждый рассматривает все
работы и выбирает ту, которая пробудила в нем
отклик и желание сделать подарок. После этого
участники группы изготавливают маленькие
подарки с пожеланиями и кладут их на те работы,
которые им приглянулись. Если чья-то работа
осталась без подарка, группа делает для этого
участника коллективный подарок.
Ведущий. Посмотрите, какие чудесные
творения у вас получились. И пусть все то, что вы
здесь создали, в повседневной жизни помогает вам
лучше понимать себя, напоминает о наших встречах.
Итоговое обсуждение
— Что запомнилось из всех встреч больше всего?
— Осталось ли что-либо невысказанное? У вас
сейчас есть возможность об этом сказать.
— Какие вы можете высказать пожелания
относительно нашей работы в следующем учебном
году?
Елена БЕЛИНСКАЯ,
Юлия ШИМАНОВИЧ,
педагоги-психологи, г. Минск
ЛИТЕРАТУРА
Вачков И.В. Групповые методы в работе
школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002.
Величко В.В. и др. Инновационные методы
обучения в гражданском образовании. — Мн.:
Медисонт, 2001.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.
Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2001.
Сакович Н.А. Использование креативных
методов в коррекционно-развивающей работе
психологов системы образования. — Мн., 2003. |