ПРАВ ЛИ КЛАССИК МАРКСИЗМА?
19—20 сентября в Воронеже прошла
всероссийская научно-практическая конференция
«Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия
в становлении психологической службы России».
Конференция была организована Воронежским
государственным педагогическим университетом,
Главным управлением образования администрации
Воронежской области и Министерством образования
Российской Федерации
Первое, что я поняла, приехав в
этот старинный город и пообщавшись с
представителями психологической науки и
практики, — Воронеж и воронежцы живут своей
жизнью, далекой от столичных страстей и суеты.
Они делают свое дело так, как считают нужным и
разумным. Поэтому многих проблем, о которых
постоянно вещают с трибун маститые психологи на
российских съездах и конференциях, здесь просто
не существует.
Главное — нет противоречий между наукой и
практикой, они существуют в единстве.
Исторически сложилось так, что всех психологов
города и области опекают на
психолого-педагогическом факультете ВГПУ.
Мне даже показалось, что заместитель декана
факультета по проектам и программам С.Н. Боков не
только знает о судьбе каждого выпускника, но и
прекрасно ориентируется в специфике
образовательных учреждений города.
Что касается еще одного (неразрешимого в
глобальном масштабе) противоречия — между
специалистами образования и здравоохранения, то
здесь о нем, мне кажется, даже не подозревают. Все
работают в тесном контакте и при полном
взаимопонимании.
Да и название конференции «Психопрофилактика,
психогигиена и психотерапия в становлении
психологической службы России» лишний раз
убеждает в этом.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА!
Прошедшая конференция совпала по времени с
одним знаменательным событием —
восьмидесятилетним юбилеем замечательного
человека, который очень много сделал для
создания службы практической психологии в нашей
стране, — доктора медицинских наук, профессора
Ивана Федоровича Мягкова.
Два дня конференц-зал Воронежского
государственного педагогического университета
буквально тонул в цветах, которые приносили
Ивану Федоровичу его друзья, коллеги и ученики.
Иван Федорович Мягков — глубокий и
разносторонний ученый, чьи исследования
положили начало интеграции в изучении высшей
нервной деятельности, психопатологии,
психологии и психокоррекции девиантного
поведения детей и подростков.
Начиная с 1973 года он возглавляет кафедру
практической психологии
психолого-педагогического факультета
Воронежского государственного педагогического
университета. Сейчас по всей стране работает
более 500 практических психологов — выпускников
факультета.
В течение ряда лет Иван Федорович был
председателем научно-методического совета по
практической психологии УМО Министерства
образования РФ, при его участии разработаны
методологические основы подготовки
практических психологов. Он непосредственно
принял участие в открытии 20 спецфакультетов по
психологии, занимаясь экспертизой учебных
программ и планов.
Мы присоединяемся к поздравлениям!
СОЦИАЛЬНЫЙ ОАЗИС
На открытии форума, кроме местных специалистов,
присутствовали гости из Москвы,
Санкт-Петербурга, Уссурийска, Иркутска, Кемерово,
Иванова.
Приветствуя собравшихся, проректор ВГПУ А.С.
Потапов отметил, что кафедра психологии
педуниверстета одной из первых в стране начала
подготовку психологов для системы образования.
Среди почетных гостей конференции были А.С.
Чернышов (заведующий кафедрой психологии
Курского государственного педагогического
университета) и И.В. Дубровина (зав. лабораторией
научных основ детской практической психологии
Психологического института РАО).
В своем выступлении «Напряженность в
педагогическом общении: диагностика и
профилактика» Чернышев наглядно
продемонстрировал, что культура отношений в
системе «учитель—ученик» является важнейшим
условием успешного интеллектуального и
личностного развития школьников. Этому
способствует улучшенная (развивающая)
социальная среда, которую выступающий назвал
«социальным оазисом». Примером такого социума
может стать хорошая семья с конструктивными
взаимоотношениями между ее членами.
Помимо этого, для развития психологически
здоровой личности ребенка необходимо
специальное социальное обучение. Оптимально,
если оно будет проходить в центрах, где с
ребятами смогут работать различные специалисты.
В условиях такого «социального оазиса» можно
успешно актуализировать и формировать у
подростков и юношей базовые духовные качества.
Опыт работы подобных центров, существующих в г.
Курске, показывает, что нахождение ребенка в
«социальном оазисе» даже непродолжительное
время (в течение 18–20 дней) приводит к позитивным
личностным изменениям. Но последующее
возвращение в привычную (часто негативную) среду
может стать серьезной проблемой для ребенка.
Поэтому необходимо дальнейшее
социально-психологическое сопровождение детей
после их возвращения из центра.
КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО...
Настоящим событием для воронежских психологов
стал приезд И.В. Дубровиной, которой зал устроил
настоящую овацию. Свое выступление Ирина
Владимировна начала с упоминания о прошедшем
третьем съезде практических психологов
образования.
Каждый из трех съездов, считает она, открыл новые
горизонты для психологической службы. Первый
съезд (в подготовке которого И.В. Дубровина, И.Ф.
Мягков и А.С. Чернышов, принимали самое активное
участие) поставил задачу максимального
содействия со стороны психологов психическому
развитию ребенка. На втором речь шла
преимущественно о правах детей на обеспечение
личностного развития. На третьем съезде одной из
центральных задач стало приобщение детей к
психологии.
Ирина Владимировна уверена, что каждый маленький
человек имеет право на развитие своей
индивидуальности. Поэтому необходимо давать
ребенку знания о себе как личности, основы
культуры овладения предметами, действиями,
социальными отношениями. Одним из наиболее
доступных и эффективных способов достижения
этой цели может стать введение в школах курса
психологии.
В ЕДИНОМ КЛЮЧЕ
Северную столицу представляло двое
психотерапевтов — С.А. Кулаков (профессор
кафедры клинической психологии Российского
государственного педагогического университета
им. А.И.Герцена) и С.И. Чаева (руководитель центра
семейной психотерапии).
С.А. Кулаков познакомил собравшихся с принципами
интегративной психопрофилактики пограничных
психических расстройств у подростков, а С.И.
Чаева представила слушателям романтическое
эссе, которое скрывалось за сухим названием
«Потенциальное пространство в развитии
психотерапии».
Вслед за пленарным заседанием прошло три секции:
«Итоги и перспективы развития
психопрофилактики, психогигиены и психотерапии
в современном обществе», «Психотерапия,
психопрофилактика и психогигиена в системе
образования» и «Психотерапия, психопрофилактика
и психогигиена в системе здравоохранения».
Надо сказать, что и на них распространился общий
дух конференции: все выступления слились в
единую большую секцию, где выступления медиков,
психологов и психотерапевтов сменяли друг друга.
РАЗМЕЖЕВАНИЯ НЕ ПРОИЗОШЛО
Основной темой этой конференции стала
интеграция различных специалистов в процессе
становления и развития психологической службы.
Кроме того, организаторы постарались
«высветить» три основных направления
психологической и медицинской практики —
психопрофилактику, психогигиену и психотерапию,
предлагая обсудить то, что их объединяет.
Хотя известный классик марксизма и сказал в свое
время: «Для того чтобы объединиться, надо вначале
размежеваться», — настроение у выступающих было
конструктивное. Размежевания не произошло, а
многие выступления заканчивались не
абстрактными призывами к объединению (как это
обычно бывает), а вполне конкретными
предложениями и рекомендациями.
Медики не ругали педагогов и не обвиняли их во
всех смертных грехах, а наоборот, предлагали
использовать свои наработки в педагогической
практике. А психологи и педагоги не шарахались от
медицинских рекомендациями.
Иногда даже было трудно понять — какую из двух
«противоборствующих» сторон представляет тот
или иной выступающий.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КУЛЬТУРА
Но главное, что удивило, — все слушали друг
друга с большим интересом.
«Закаленная» множеством конференций И.В.
Дубровина была поражена тем, насколько
внимательной и доброжелательной была аудитория.
Несмотря на низкую температуру в зале и плохую
акустику, собравшиеся (среди которых были и
медики, и психологи, и педагоги) терпеливо
выслушали все выступления. Очевидно, сказалась
высокая культура и толерантность воронежцев.
Общие настроения нашли отражение и в резолюции
конференции. Дальнейшее развитие
психологической службы видится его участникам в
единстве психопрофилактического,
психогигиенического и психотерапевтического
направлений. Собравшиеся даже решили выступить с
ходатайством перед Министерством образования о
включении в курс повышения квалификации
психологов специализации «психотерапия».
Кроме того, воронежцы решили приложить все свои
силы, знания и опыт для того, чтобы
способствовать созданию единого
профессионального сообщества психологов и
психотерапевтов в России.
А уж если эти люди за что-то возьмутся, то сделают
это обязательно. За два дня пребывания в Воронеже
я это поняла!
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Кафедра практической психологии
Воронежского государственного
педагогического университета
Тел.: (0732) 78-85-61 |