Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2003


КОЛЛЕГИ

ПРАВ ЛИ КЛАССИК МАРКСИЗМА?

19—20 сентября в Воронеже прошла всероссийская научно-практическая конференция «Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России».
Конференция была организована Воронежским государственным педагогическим университетом, Главным управлением образования администрации Воронежской области и Министерством образования Российской Федерации

Первое, что я поняла, приехав в этот старинный город и пообщавшись с представителями психологической науки и практики, — Воронеж и воронежцы живут своей жизнью, далекой от столичных страстей и суеты. Они делают свое дело так, как считают нужным и разумным. Поэтому многих проблем, о которых постоянно вещают с трибун маститые психологи на российских съездах и конференциях, здесь просто не существует.
Главное — нет противоречий между наукой и практикой, они существуют в единстве. Исторически сложилось так, что всех психологов города и области опекают на психолого-педагогическом факультете ВГПУ.
Мне даже показалось, что заместитель декана факультета по проектам и программам С.Н. Боков не только знает о судьбе каждого выпускника, но и прекрасно ориентируется в специфике образовательных учреждений города.
Что касается еще одного (неразрешимого в глобальном масштабе) противоречия — между специалистами образования и здравоохранения, то здесь о нем, мне кажется, даже не подозревают. Все работают в тесном контакте и при полном взаимопонимании.
Да и название конференции «Психопрофилактика, психогигиена и психотерапия в становлении психологической службы России» лишний раз убеждает в этом.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА!

Прошедшая конференция совпала по времени с одним знаменательным событием — восьмидесятилетним юбилеем замечательного человека, который очень много сделал для создания службы практической психологии в нашей стране, — доктора медицинских наук, профессора Ивана Федоровича Мягкова.
Два дня конференц-зал Воронежского государственного педагогического университета буквально тонул в цветах, которые приносили Ивану Федоровичу его друзья, коллеги и ученики.
Иван Федорович Мягков — глубокий и разносторонний ученый, чьи исследования положили начало интеграции в изучении высшей нервной деятельности, психопатологии, психологии и психокоррекции девиантного поведения детей и подростков.
Начиная с 1973 года он возглавляет кафедру практической психологии психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета. Сейчас по всей стране работает более 500 практических психологов — выпускников факультета.
В течение ряда лет Иван Федорович был председателем научно-методического совета по практической психологии УМО Министерства образования РФ, при его участии разработаны методологические основы подготовки практических психологов. Он непосредственно принял участие в открытии 20 спецфакультетов по психологии, занимаясь экспертизой учебных программ и планов.
Мы присоединяемся к поздравлениям!

СОЦИАЛЬНЫЙ ОАЗИС

На открытии форума, кроме местных специалистов, присутствовали гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Уссурийска, Иркутска, Кемерово, Иванова.
Приветствуя собравшихся, проректор ВГПУ А.С. Потапов отметил, что кафедра психологии педуниверстета одной из первых в стране начала подготовку психологов для системы образования.
Среди почетных гостей конференции были А.С. Чернышов (заведующий кафедрой психологии Курского государственного педагогического университета) и И.В. Дубровина (зав. лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО).
В своем выступлении «Напряженность в педагогическом общении: диагностика и профилактика» Чернышев наглядно продемонстрировал, что культура отношений в системе «учитель—ученик» является важнейшим условием успешного интеллектуального и личностного развития школьников. Этому способствует улучшенная (развивающая) социальная среда, которую выступающий назвал «социальным оазисом». Примером такого социума может стать хорошая семья с конструктивными взаимоотношениями между ее членами.
Помимо этого, для развития психологически здоровой личности ребенка необходимо специальное социальное обучение. Оптимально, если оно будет проходить в центрах, где с ребятами смогут работать различные специалисты. В условиях такого «социального оазиса» можно успешно актуализировать и формировать у подростков и юношей базовые духовные качества.
Опыт работы подобных центров, существующих в г. Курске, показывает, что нахождение ребенка в «социальном оазисе» даже непродолжительное время (в течение 18–20 дней) приводит к позитивным личностным изменениям. Но последующее возвращение в привычную (часто негативную) среду может стать серьезной проблемой для ребенка. Поэтому необходимо дальнейшее социально-психологическое сопровождение детей после их возвращения из центра.

КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО...

Настоящим событием для воронежских психологов стал приезд И.В. Дубровиной, которой зал устроил настоящую овацию. Свое выступление Ирина Владимировна начала с упоминания о прошедшем третьем съезде практических психологов образования.
Каждый из трех съездов, считает она, открыл новые горизонты для психологической службы. Первый съезд (в подготовке которого И.В. Дубровина, И.Ф. Мягков и А.С. Чернышов, принимали самое активное участие) поставил задачу максимального содействия со стороны психологов психическому развитию ребенка. На втором речь шла преимущественно о правах детей на обеспечение личностного развития. На третьем съезде одной из центральных задач стало приобщение детей к психологии.
Ирина Владимировна уверена, что каждый маленький человек имеет право на развитие своей индивидуальности. Поэтому необходимо давать ребенку знания о себе как личности, основы культуры овладения предметами, действиями, социальными отношениями. Одним из наиболее доступных и эффективных способов достижения этой цели может стать введение в школах курса психологии.

В ЕДИНОМ КЛЮЧЕ

Северную столицу представляло двое психотерапевтов — С.А. Кулаков (профессор кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена) и С.И. Чаева (руководитель центра семейной психотерапии).
С.А. Кулаков познакомил собравшихся с принципами интегративной психопрофилактики пограничных психических расстройств у подростков, а С.И. Чаева представила слушателям романтическое эссе, которое скрывалось за сухим названием «Потенциальное пространство в развитии психотерапии».
Вслед за пленарным заседанием прошло три секции: «Итоги и перспективы развития психопрофилактики, психогигиены и психотерапии в современном обществе», «Психотерапия, психопрофилактика и психогигиена в системе образования» и «Психотерапия, психопрофилактика и психогигиена в системе здравоохранения».
Надо сказать, что и на них распространился общий дух конференции: все выступления слились в единую большую секцию, где выступления медиков, психологов и психотерапевтов сменяли друг друга.

РАЗМЕЖЕВАНИЯ НЕ ПРОИЗОШЛО

Основной темой этой конференции стала интеграция различных специалистов в процессе становления и развития психологической службы. Кроме того, организаторы постарались «высветить» три основных направления психологической и медицинской практики — психопрофилактику, психогигиену и психотерапию, предлагая обсудить то, что их объединяет.
Хотя известный классик марксизма и сказал в свое время: «Для того чтобы объединиться, надо вначале размежеваться», — настроение у выступающих было конструктивное. Размежевания не произошло, а многие выступления заканчивались не абстрактными призывами к объединению (как это обычно бывает), а вполне конкретными предложениями и рекомендациями.
Медики не ругали педагогов и не обвиняли их во всех смертных грехах, а наоборот, предлагали использовать свои наработки в педагогической практике. А психологи и педагоги не шарахались от медицинских рекомендациями.
Иногда даже было трудно понять — какую из двух «противоборствующих» сторон представляет тот или иной выступающий.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КУЛЬТУРА

Но главное, что удивило, — все слушали друг друга с большим интересом.
«Закаленная» множеством конференций И.В. Дубровина была поражена тем, насколько внимательной и доброжелательной была аудитория.
Несмотря на низкую температуру в зале и плохую акустику, собравшиеся (среди которых были и медики, и психологи, и педагоги) терпеливо выслушали все выступления. Очевидно, сказалась высокая культура и толерантность воронежцев.
Общие настроения нашли отражение и в резолюции конференции. Дальнейшее развитие психологической службы видится его участникам в единстве психопрофилактического, психогигиенического и психотерапевтического направлений. Собравшиеся даже решили выступить с ходатайством перед Министерством образования о включении в курс повышения квалификации психологов специализации «психотерапия».
Кроме того, воронежцы решили приложить все свои силы, знания и опыт для того, чтобы способствовать созданию единого профессионального сообщества психологов и психотерапевтов в России.
А уж если эти люди за что-то возьмутся, то сделают это обязательно. За два дня пребывания в Воронеже я это поняла!

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Кафедра практической психологии
Воронежского государственного
педагогического университета
Тел.: (0732) 78-85-61