КОМПЕТЕНТНОСТЬ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Джон Равен
М.: Когито-Центр, 2002
Eсть много известных имен,
вызывающих у любого психолога вполне
определенные ассоциации: Роршах — чернильные
пятна, Айзенк — опросник
экстраверсии-интроверсии, Равен — прогрессивные
матрицы. При этом мало кто знает, что первому
принадлежит еще и интересное исследование
религиозного сектантства, второму —
многочисленные работы в области политической
психологии, психологии пола и даже
парапсихологии, да и фамилия Равена заслуживает
ассоциаций не однозначных.
Новая книга Джона Равена (вообще-то не такая уж и
новая — перевода на русский она дожидалась 18 лет)
отчасти восполняет этот пробел в наших знаниях. В
издательской аннотации Равен представлен как
крупный специалист в области диагностики
человеческих ресурсов, издатель и соавтор
психологического теста «Прогрессивные матрицы
Равена», а также автор книги «Педагогическое
тестирование», уже выдержавшей два издания в
нашей стране.
Ко второму пункту необходим комментарий: автора
книги правильнее называть, как это принято на его
родине, в Англии, Джон Равен-младший; широко
известный тест создан его отцом и опубликован в
год рождения сына (1936), так что вклад автора
«Компетентности» в разработку теста не стоит
преувеличивать. И те, кто, попав в плен привычной
ассоциации, рассчитывают пополнить свои знания о
прогрессивных матрицах, будут разочарованы —
про тест в книге ни слова.
Любителей измерительных инструментов в
оглавлении может привлечь упоминание о другом
исследовательском методе — так называемых
Эдинбургских опросниках. Но поскольку эти
опросники для ранжирования школьников никак не
пригодны (они вообще создавались для других
целей), разочарованных может оказаться еще
больше. По достоинству книгу оценят те, кому
помимо инструментальной стороны своей
профессиональной деятельности интересен ее
смысл.
В современном обществе проблема компетентности
приобретает значение исключительное —
лавинообразное нарастание
«недокомпетентности», «полукомпетентности»
приобретает характер пандемии. На этом фоне все
более обостряется потребность в настоящих
профессионалах, умеющих не только безупречно
работать, но и полноценно жить, ибо одно вряд ли
возможно без другого.
И конечно, хотелось бы, чтобы нынешние дети и
подростки таковыми и стали. Старшие — причем
психологи не в последнюю очередь — призваны
обеспечить их полноценное воспитание и
образование. По мнению автора, дабы эффективно
реализовать себя в повседневной жизни, в учебе и
труде, люди остро нуждаются в развитии таких
качеств, которыми ранее пренебрегали институты
социализации, а именно — способности брать на
себя ответственность, инициативности,
стремления к новому, свободы выбора и умения
работать совместно с другими людьми.
Вопросам воспитания, оценки и применения этих
качеств и посвящена данная книга. Аннотация
адресует ее широкой читательской аудитории,
включая учителей, политиков, администраторов,
специалистов по психодиагностике и работе с
персоналом и т.п.
Такое длинное перечисление кажется даже
избыточным. Достаточно было бы сказать, что книга
адресована всем мыслящим людям. Объем этой
читательской категории издатели оценили
скромно, выпустив книгу тиражом всего в 3 тысячи
экземпляров.
Хочется верить, что эта оценка несколько
пессимистична, и всем желающим книг может не
хватить. Так что поспешите за покупкой!
Сергей СТЕПАНОВ |