Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И.Ф. Мягков, С.Н. Боков, С.И. Чаева
М.: Логос, 2002

Издание вышло в серии «Учебник XXI века», что полностью соответствует его содержанию и форме. Воспользовавшись этим учебником, можно получить самые серьезные знания как по медицинской, так и по общей психологии.
Авторы выделяют медицинскую психологию как отдельную область знания, развивающуюся в рамках целостного (холистического) подхода к познанию человека, где в тесном единстве рассматриваются телесные и психические состояния и процессы. Поэтому они считают, что медицинская психология должна стать «одной из ключевых дисциплин, без которых немыслима подготовка современного психолога широкого профиля, способного как к исследовательской, так и к практической работе в области образования, в сфере управления, в социальных службах».
В сфере медицины эта наука видится авторам как «одна из самых перспективных областей специализации врачей», поскольку не только оказывает существенную помощь в диагностике и лечении целого ряда заболеваний, в основе которых лежат проблемы патологии личности, но и позволяет выбрать лечебную программу с учетом индивидуальных особенностей пациента.
Немного насторожило то, что самой широкой сферой применения медицинской психологии авторы считают «педагогику, дошкольное, начальное и среднее образование», но, познакомившись с учебником более подробно, понимаешь, что содержащиеся в нем сведения существенно обогащают практических психологов информацией о возможных нарушениях в развитии ребенка.
По жанру эта книга является настоящим классическим учебником. Наряду с вводным разделом, знакомящим с историей, предметом, задачами и основными методами медицинской психологии, в структуру учебного пособия включены два основных раздела, соответствующие курсу общей психологии: «Учение о личности» и «Психические процессы и состояния». А в приложении представлена подробная программа учебного курса «Медицинская (клиническая) психология».
Каждая из глав, посвященных отдельной личностной характеристике (сознание, личность, интеллект и способности, деятельность, воля, эмоции и чувства) или психическому процессу (внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление и речь, память, воображение), содержит разделы, в которых не только дается всестороннее представление об этих психических характеристиках в норме и патологии, но и рассматриваются основные методы их изучения.
Несмотря на органичное сочетание теоретических и практических знаний, издание не выходит за рамки жанра и не превращается в методическое пособие. Описание методов изучения того или иного свойства личности может стать базой для дальнейшего их освоения на семинарах и практических занятиях.
Издание адресовано не только студентам, но и преподавателям, поэтому его содержание четко структурировано в соответствии с учебной программой. В конце каждой главы читатели найдут материалы, помогающие в закреплении материала и в организации учебного процесса: контрольные вопросы для самостоятельной подготовки, темы для учебной исследовательской работы студентов (рефераты, курсовые, выпускные квалификационные работы) и подробный список литературы.

Ольга РЕШЕТНИКОВА