МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И.Ф. Мягков, С.Н. Боков, С.И. Чаева
М.: Логос, 2002
Издание вышло в серии «Учебник
XXI века», что полностью соответствует его
содержанию и форме. Воспользовавшись этим
учебником, можно получить самые серьезные знания
как по медицинской, так и по общей психологии.
Авторы выделяют медицинскую психологию как
отдельную область знания, развивающуюся в рамках
целостного (холистического) подхода к познанию
человека, где в тесном единстве рассматриваются
телесные и психические состояния и процессы.
Поэтому они считают, что медицинская психология
должна стать «одной из ключевых дисциплин, без
которых немыслима подготовка современного
психолога широкого профиля, способного как к
исследовательской, так и к практической работе в
области образования, в сфере управления, в
социальных службах».
В сфере медицины эта наука видится авторам как
«одна из самых перспективных областей
специализации врачей», поскольку не только
оказывает существенную помощь в диагностике и
лечении целого ряда заболеваний, в основе
которых лежат проблемы патологии личности, но и
позволяет выбрать лечебную программу с учетом
индивидуальных особенностей пациента.
Немного насторожило то, что самой широкой сферой
применения медицинской психологии авторы
считают «педагогику, дошкольное, начальное и
среднее образование», но, познакомившись с
учебником более подробно, понимаешь, что
содержащиеся в нем сведения существенно
обогащают практических психологов информацией о
возможных нарушениях в развитии ребенка.
По жанру эта книга является настоящим
классическим учебником. Наряду с вводным
разделом, знакомящим с историей, предметом,
задачами и основными методами медицинской
психологии, в структуру учебного пособия
включены два основных раздела, соответствующие
курсу общей психологии: «Учение о личности» и
«Психические процессы и состояния». А в
приложении представлена подробная программа
учебного курса «Медицинская (клиническая)
психология».
Каждая из глав, посвященных отдельной личностной
характеристике (сознание, личность, интеллект и
способности, деятельность, воля, эмоции и
чувства) или психическому процессу (внимание,
ощущение, восприятие, представление, мышление и
речь, память, воображение), содержит разделы, в
которых не только дается всестороннее
представление об этих психических
характеристиках в норме и патологии, но и
рассматриваются основные методы их изучения.
Несмотря на органичное сочетание теоретических
и практических знаний, издание не выходит за
рамки жанра и не превращается в методическое
пособие. Описание методов изучения того или
иного свойства личности может стать базой для
дальнейшего их освоения на семинарах и
практических занятиях.
Издание адресовано не только студентам, но и
преподавателям, поэтому его содержание четко
структурировано в соответствии с учебной
программой. В конце каждой главы читатели найдут
материалы, помогающие в закреплении материала и
в организации учебного процесса: контрольные
вопросы для самостоятельной подготовки, темы для
учебной исследовательской работы студентов
(рефераты, курсовые, выпускные квалификационные
работы) и подробный список литературы.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |