Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2003


ИГРОТЕКА

Необитаемый остров

Психологическая игра для младших школьников

Окончание. См. № 37, 38/2003

ЧАСТЬ IV. ПОГОНЯ

Ведущий. В то время, когда мы спускали плот на воду, Злой Визард узнал о нашем побеге и во что бы то ни стало решил нам помешать.

Игра «Плот среди скал»

Ведущий. Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки.
В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет плотом, а кто-то другой — рулевым.
«Плоту» мы завяжем глаза, а рулевой будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять плотом, чтобы тот не налетел ни на один утес.
Любой из вас может сейчас сказать: «Я хочу быть плотом» – и встать на любое место внутри круга, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал плотом, должен попросить кого-нибудь из вас стать рулевым, который будет управлять плотом в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем «плоту» глаза.
Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится плот в путешествие. Любой из ребят, образующих берег, может сейчас сказать: «Пусть плот плывет ко мне».
Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: «Мы хотим быть скалами». Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и устраивают на предполагаемом маршруте следования плота такие скалы, через которые плоту будет достаточно сложно добраться до гавани.

Вы можете, конечно, регулировать количество «утесов» в зависимости от уровня развития и возраста детей.

«Скалы» остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их «плот». Рулевой же должен вести «плот» очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: «Сделай два маленьких шага вперед», «Стоп», «Повернись направо... Еще немного» и т.д.
Когда «плот» подойдет к конечной точке своего маршрута, «гавань» должна сказать «плоту»: «Ты достиг цели» — и радостно заключить «плот» в объятия.

Рекомендуется отправлять в плавание не больше двух-трех плотов, иначе дети могут устать.

Злому Визарду не удалось потопить наш плот, и он решил пойти другим путем. Он решил вселиться в одного из нас и таким образом расправиться с нами.

Игра «Ворвись в круг»

Ведущий. Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль.

Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Тот, кому это не удастся, и является воплощением Злого Визарда.
Если же всем детям удалось попасть в круг, то возможен следующий прием.

Да, Злой Визард очень хитер. Его не так-то легко разоблачить. Но у нас есть еще одна возможность лишить его силы.

Игра «Я — наоборот»

Участникам раздаются карточки. На одной из них есть надпись «Посвященный», а на другой — «Злой Визард», остальные пустые. Тот, кому попадет первая карточка, становится водящим. Его задача — найти Злого Визарда.
Посвященный задает детям вопросы об их внешних и внутренних особенностях, семье, увлечениях и тому подобном. Участники отвечают правду, и лишь Злой Визард отвечает наоборот. По ответам Посвященный делает выводы и разоблачает Злого Визарда.

ЧАСТЬ V. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Ведущий. Итак, Злой Визард побежден, и мы можем спокойно закончить наше плавание. Приключение очень сблизило нас, мы узнали друг о друге много нового. А что именно, вы нам сейчас и расскажете.

Упражнение «Рецепт приготовления друга»

Ведущий. Разбейтесь на пары. Сначала подумайте и вспомните все, что знаете о своем соседе: о его внешности, семье, о том, что он любит есть, с кем предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Затем возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и напишите рецепт со всем необходимым для «приготовления» такого вот друга.
Например:
Рецепт для приготовления Димы
Состав:
— светлые короткие волосы,
— два карих глаза,
— веснушки,
— один большой, вечно улыбающийся рот,
— 28 блестящих зубов,
— одно сильное стройное тело.
Способ приготовления:
Все смешать. Добавить веселый смех и звонкий голос. Да побольше, иначе настоящего Димы не получишь. Лицо надо повернуть к солнцу, чтобы глаза сверкали ярче.
Ко всему прочему, не забудьте о футбольном мяче и кроссовках.

Обратите внимание детей на то, что упомянуты должны быть лишь положительные качества. По завершении процедуры соберите рецепты и зачитайте их (опуская имя), а дети должны будут угадать, о ком идет речь. После этого каждый ученик отдает свой рецепт партнеру.

Ведущий. Путь обратно был веселым и радостным. Мы чувствовали себя счастливыми, потому что нам удалось освободить Страну сказок от чар Злого Визарда. И мы знали, что удалось нам это лишь потому, что мы были вместе, все как один.

Упражнение «Ты мне нравишься»

Ведущий. Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как это сделать.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что...» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс».
Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более или менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше.
Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше...
Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните, что в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы: «Ты мне нравишься, потому что...», то позвольте им заменить ее словами: «Мне нравилось, как ты...»
Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Ведущий. Нашего прибытия ждали все жители Страны сказок, собравшиеся на берегу, чтобы поприветствовать нас.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий. У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Игра проходит следующим образом: вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.
Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать еще одного. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Наталья ТУАЕВА,
с. Долиновское,
Ставропольский край

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Patee.Ru. Если вы решили улучшить свои кулинарные способности, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Patee.Ru . На сайте, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать полезные рецепты здорового питания для всей семьи. Сайт www.Patee.Ru постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти парочку новых и интересных рецептов, а также множество статей о правильном стиле жизни и здоровье.