В.Р. Цылев
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА КЛАСС
ПРИ ЗАЧИСЛЕНИИ В ШКОЛУ
Вопросы психологии. 2003. № 4
Как правило, большинство
родителей надежду на получение ребенком
хорошего образования связывают с инновационными
учебными заведениями и стремятся записать своих
детей прежде всего в прогимназии, гимназии,
классы с развивающим обучением, и только уж если
это не удается — то в обычные школы и обычные
классы. Но в школьной практике нередко возникают
ситуации, когда в престижных классах появляются
неуспевающие дети, у которых к тому же
обнаруживаются и проблемы с развитием. В то же
время есть дети, которые после окончания
начального звена в обычной школе поступают в 5-е
гимназические классы и успешно учатся.
Автор неоднократно убеждался в этом во время
проведения психологических консультаций. Если,
например, ребенка дома подолгу уговаривают
выполнить любое дело, то он с трудом приступает к
заданию в школе; если ребенку дома постоянно
напоминают обо всем, привлекают его внимание
внешними стимулами, то у него возникают проблемы
с развитием и памяти, и устойчивости внимания.
Таким образом, психические процессы развиваются
у человека только в той степени, в какой они
необходимы для выполнения им деятельности в тех
конкретных условиях, в которых она
осуществляется.
Отсюда, для того чтобы способствовать развитию у
ребенка устойчивости внимания, памяти, во время
обучения ему надо создавать условия, в которых
ему приходилось бы напрягать внимание,
запоминать задания и т.д. В процессе урока такие
условия и создаются для всех учащихся в классе,
но дети при этом развиваются по-разному: кто-то
достаточно эффективно, а у кого-то возникают
проблемы. Очевидно, развитие детей происходит в
той степени, в какой они сами включаются в
процесс учебной деятельности.
Часто проблемы адаптации к школе испытывают дети
из логопедических групп детского сада, так как
они привыкают к преимущественно индивидуальной
работе с ними. Именно в подобных случаях бывает,
что дети достаточно хорошо подготовлены к школе
по объему специальных знаний, умений и по
развитию соответствующих способностей (умеют
даже читать, считать и писать), но все же
испытывают на уроке большие трудности.
Проблемы этих детей проявляются не только в том,
что они не усваивают программный учебный
материал, отвлекают много внимания учителя или
мешают другим детям, но в большей степени в том,
что попадают в неблагоприятные для развития
условия. Как только на уроке они теряют нить
рассуждений, перестают понимать, о чем идет речь,
у них пропадает смысл напрягать и вообще
задействовать свои познавательные функции,
которые, как следствие, перестают в должной мере
развиваться.
Если ребенок при этом плохо себя ведет, то его
поведение — это крик о помощи, который можно
услышать и правильно понять, но встречаются и
такие дети, которые сидят на уроках тихо и
отрешенно, и тогда проблемы их развития могут
проявиться только к концу 1-го, а то и 2-го класса.
Уровень помощи учителя во многом зависит от
подбора учащихся в классе, поэтому при выборе для
своего ребенка благоприятных условий развития
важно определить его в такой класс, в котором
зоны ближайшего развития его психических
функций не меньше, чем у других учащихся. Выбор
для ребенка класса, в котором он может успешно
учиться, создает благоприятные условия и для его
личностного развития. Ребенок имеет возможность
чувствовать себя действительно успешным, что
способствует росту его самооценки. Он получает
удовлетворение от того, что справляется с
заданиями, что участвует в ходе урока, в
результате чего должно улучшаться его отношение
к учебе. Успешность в выполнении заданий
способствует формированию чувства уверенности в
себе, в своих силах, самостоятельности и т.д.
Таким образом, можно сказать, что нет идеального
класса, который подходит для всех детей, а у
каждого ребенка есть свой идеальный класс, в
котором он может быть успешным.
Поэтому, когда приходится слышать о том, что
ребенок имеет право учиться в любом 1-м классе в
любом учебном заведении, так и хочется добавить:
ребенок еще имеет право быть успешным в
процессе обучения и получать эффективное
психическое и личностное развитие. А для этого
надо принять ребенка таким, какой он есть, с
реально существующими особенностями развития, и
помочь подобрать такой класс, который больше
всего ему подходит.
Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА |