Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


ДАЙДЖЕСТ

В.Р. Цылев

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА КЛАСС
ПРИ ЗАЧИСЛЕНИИ В ШКОЛУ
Вопросы психологии. 2003. № 4

Как правило, большинство родителей надежду на получение ребенком хорошего образования связывают с инновационными учебными заведениями и стремятся записать своих детей прежде всего в прогимназии, гимназии, классы с развивающим обучением, и только уж если это не удается — то в обычные школы и обычные классы. Но в школьной практике нередко возникают ситуации, когда в престижных классах появляются неуспевающие дети, у которых к тому же обнаруживаются и проблемы с развитием. В то же время есть дети, которые после окончания начального звена в обычной школе поступают в 5-е гимназические классы и успешно учатся.
Автор неоднократно убеждался в этом во время проведения психологических консультаций. Если, например, ребенка дома подолгу уговаривают выполнить любое дело, то он с трудом приступает к заданию в школе; если ребенку дома постоянно напоминают обо всем, привлекают его внимание внешними стимулами, то у него возникают проблемы с развитием и памяти, и устойчивости внимания. Таким образом, психические процессы развиваются у человека только в той степени, в какой они необходимы для выполнения им деятельности в тех конкретных условиях, в которых она осуществляется.
Отсюда, для того чтобы способствовать развитию у ребенка устойчивости внимания, памяти, во время обучения ему надо создавать условия, в которых ему приходилось бы напрягать внимание, запоминать задания и т.д. В процессе урока такие условия и создаются для всех учащихся в классе, но дети при этом развиваются по-разному: кто-то достаточно эффективно, а у кого-то возникают проблемы. Очевидно, развитие детей происходит в той степени, в какой они сами включаются в процесс учебной деятельности.
Часто проблемы адаптации к школе испытывают дети из логопедических групп детского сада, так как они привыкают к преимущественно индивидуальной работе с ними. Именно в подобных случаях бывает, что дети достаточно хорошо подготовлены к школе по объему специальных знаний, умений и по развитию соответствующих способностей (умеют даже читать, считать и писать), но все же испытывают на уроке большие трудности.
Проблемы этих детей проявляются не только в том, что они не усваивают программный учебный материал, отвлекают много внимания учителя или мешают другим детям, но в большей степени в том, что попадают в неблагоприятные для развития условия. Как только на уроке они теряют нить рассуждений, перестают понимать, о чем идет речь, у них пропадает смысл напрягать и вообще задействовать свои познавательные функции, которые, как следствие, перестают в должной мере развиваться.
Если ребенок при этом плохо себя ведет, то его поведение — это крик о помощи, который можно услышать и правильно понять, но встречаются и такие дети, которые сидят на уроках тихо и отрешенно, и тогда проблемы их развития могут проявиться только к концу 1-го, а то и 2-го класса.
Уровень помощи учителя во многом зависит от подбора учащихся в классе, поэтому при выборе для своего ребенка благоприятных условий развития важно определить его в такой класс, в котором зоны ближайшего развития его психических функций не меньше, чем у других учащихся. Выбор для ребенка класса, в котором он может успешно учиться, создает благоприятные условия и для его личностного развития. Ребенок имеет возможность чувствовать себя действительно успешным, что способствует росту его самооценки. Он получает удовлетворение от того, что справляется с заданиями, что участвует в ходе урока, в результате чего должно улучшаться его отношение к учебе. Успешность в выполнении заданий способствует формированию чувства уверенности в себе, в своих силах, самостоятельности и т.д.
Таким образом, можно сказать, что нет идеального класса, который подходит для всех детей, а у каждого ребенка есть свой идеальный класс, в котором он может быть успешным.
Поэтому, когда приходится слышать о том, что ребенок имеет право учиться в любом 1-м классе в любом учебном заведении, так и хочется добавить: ребенок еще имеет право быть успешным в процессе обучения и получать эффективное психическое и личностное развитие. А для этого надо принять ребенка таким, какой он есть, с реально существующими особенностями развития, и помочь подобрать такой класс, который больше всего ему подходит.

Подготовила
Эльвира ТАХТАРОВА