Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


ТЕТ-А-ТЕТ

В РОЛИ КРИЗИСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО,

или Консультация для двоечника

Двоечники — это головная боль каждого учителя. «Мало того что сам не учится, так он еще и другим мешает!» — такие слова мне часто приходилось слышать еще в детстве от своей мамы — учительницы. Да я и сам не раз наблюдал за тем, как срывают уроки.
Чтобы я смог учиться лучше, меня перевели в более «сильный» класс. А потом я перешел в другую школу. Школа была новая и поэтому очень демократичная. В том смысле, что не было деления на «сильные» и «слабые» классы.
Последние два года учения в моем классе из дюжины пацанов лишь одному мне учеба была интересна. Остальные учились как придется. Кстати, никому из них это не помешало найти свое место в жизни.

ЗА РЕДКИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ

Но нас с вами, уважаемый читатель, сейчас интересует не это, а то, каковы же причины неуспеваемости и, главное, как психолог может помочь справиться с этой проблемой. Помочь не только неуспевающему ученику, но и учителю.
Учитель порой страдает не только от того, что нерадивые ученики не дают полноценно проводить уроки и передавать знания тем детям, которые все же хотят их получить, но и от ощущения собственной профессиональной неполноценности.
Ведь в институте студентам упорно внушают банальную (а значит, верную, как аксиома) мысль, что изначально все люди добрые и хорошие, а злыми их делает исключительно среда. Особенно злобные учителя. И вообще, если ребенок несчастлив в семье, то учитель должен поддержать его и помочь реализовать свое доброе начало.
Предполагается, что к каждому ребенку можно найти свой подход (некоторые говорят «ключик», но меня эта метафора как-то коробит). А если ты этого сделать не смог, то прежде всего загляни в глубь себя и найди, где же там ошибка. Или ищи совета на стороне, расспрашивай более опытных коллег, а также читай книги, авось где-нибудь и найдешь ответ.
Беда классического педагогического образования заключается в том, что практически в пединститутах учат лишь умению правильно преподать предмет. А вместо искусства воспитания предлагается не очень-то пригодная к непосредственному использованию наука педагогика, с теоретической психологией в придачу.
При этом междисциплинарные связи бедным студентам приходится выстраивать самостоятельно, а уж о том, чтобы эти отвлеченные знания как-то связать с практикой, и речи не идет. За редкими исключениями, благодаря которым и движется вперед педагогическая практика. В смысле — практика работы с неуспевающими. Или отстающими. А попросту — двоечниками.

ПОСТАРАЛИСЬ ВСЕ...

Я надеюсь, что читатель простит мне это лирическое отступление, цель которого — напомнить уважаемым коллегам-психологам, что нынешним учителям зачастую неоткуда взять психологическую грамотность, да и практика гуманистического воспитания им не знакома.
Поэтому важно сочувствовать и учителям, у которых порой не хватает знаний и навыков, и детям, у которых не все ладится, и родителям, уставшим от проблем на работе и борьбы с собственным чадом.
Тогда появляется шанс помочь.
Если же психолог встает на чью-то сторону в этом противостоянии, то велика вероятность потратить усилия впустую. Важно ни на минуту не забывать, что каждая сторона нуждается в понимании и сочувствии.
Хотя нельзя сказать, что все несут равную ответственность за проблемы ребенка. Наверное, кто-то виноват больше, кто-то меньше. Но в этой ситуации математические расчеты теряют всякий смысл, поскольку они не могут дать ответа на вопрос «что делать?».
К тому моменту, когда в дело вступает психолог, каждый уже постарался и что-то свое внес в эту ситуацию. И посему от каждого зависит ее исправление.

ТАКОВА ПРИРОДА

Первым бить тревогу начинает, конечно, учитель. Родители часто далеко не сразу узнают, что их ребенок постоянно получает «двойки», например, по физике. Ведь ни один нормальный ребенок не станет кричать о своих двойках на всех перекрестках. Тем более сообщать об этом родителям. Но все дети переживают из-за негативных оценок.
Это не обязательно глубокие переживания. А по мере того как человек убеждается, что, как бы он ни старался, все равно ничего не получится, он вырабатывает для себя систему защиты, которая позволяет не чувствовать себя дураком, как бы ему это ни пытались внушить.
И все же получать плохие оценки неприятно. Такова уж, возьму на себя смелость утверждать, человеческая природа. Природа социальная, которая зиждется на постоянном сравнении себя с другими.
И когда сравнение не в нашу пользу, то что-то там, внутри, этому сопротивляется. Не нравится это нашему «Я».
Хотя это неприятное ощущение мы часто прячем от себя самих, оно все равно существует. В том числе и у каждого двоечника. И задача психолога в работе с ребенком — установить контакт с этой неудовлетворенностью ситуацией, вытащить ее наружу, удобрить ее пониманием и, добавив энергии с помощью упражнений и поддержки, направить на развитие личности ребенка.

ВЕДУЩАЯ РОЛЬ

Пусть только читатель не подумает, что я и вправду полагаю, будто все это делает только психолог.
Конечно, в случае обращения за помощью психологу принадлежит ведущая роль. Именно он должен организовать процесс так, чтобы ребенок сначала почувствовал, что сам по себе кому-то интересен, затем обнаружил в себе силы для самореализации и сумел направить их на благо собственного развития и гармонизации отношений.
Можно сказать, что в ситуации помощи двоечнику психолог выступает в качестве «кризисного управляющего», главная задача которого — активизация и рациональное использование имеющихся ресурсов и привлечение новых «инвестиций» под будущую прибыль.
Под инвестициями здесь можно понимать те усилия, которые прикладывает сам ребенок и все его окружение, а ресурсы — это голова и руки, а также отношения с окружающими.
Отношения — это, пожалуй, главное, что нуждается в перестройке. Это и отношение учителя к данному ученику, и отношение ученика к учителям вообще и к каждому из учителей в частности.
Обе стороны одинаково предвзяты. И я знаю, как трудно бывает переломить позицию учителя типа: «Я такая, и пусть он с этим считается!»

ЕСТЬ ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ!

Психолог должен стараться с этим работать. Учителя ведь люди живые и в большинстве — совсем не глупые. А значит, тоже способны услышать разумные доводы. Вот только они должны при этом любить свою работу и стремиться к реализации в профессии.
Если же этого нет, тогда сложнее. И если не существует возможности изменить позицию учителя, тогда нужно помочь ребенку выстроить защиту от «злого» учителя, помочь ему осознать, что, во-первых, личность учителя и предмет — это разные вещи, а во-вторых, что не все учителя плохие. И что они тоже страдают и даже порой ведут себя как дети.
Очень важно, чтобы на этом этапе — этапе установления контакта и прояснения ситуации — ребенок чувствовал, что вы с ним. Что вы здесь не для того, чтобы в очередной раз вынудить его защищаться от обвинений, а для того, чтобы помочь ему стать более успешным.
Если ребенок вам поверит — полдела сделано. Поскольку для психики прецедент — это открытая возможность: если здесь меня слышат, стало быть, такие взрослые есть в этом мире!
А значит — есть надежда на то, что можно жить по-другому.

ГДЕ ВЫ ИХ ВИДЕЛИ?

Следующая часть работы — это работа с родителями.
К сожалению, если родители не заинтересованы в ребенке, не идут на контакт или же ведут себя формально, не желая включаться в процесс изменений, то помочь ребенку крайне сложно. Если же они готовы участвовать — тогда можно рассчитывать на успех.
Только родителям следует сразу же объяснить, что для достижения устойчивых изменений нужно время. И что путь этот будет извилистым, с «откатами» и провалами, взлетами и падениями. И что сейчас надо забыть о том, что было до настоящего момента, и начать жизнь сначала.
Теперь каждый день должен приносить изменения. При этом меняться должны все, и взрослые — в первую очередь.
Надо постоянно подчеркивать тот неоспоримый факт, что для того, чтобы их ребенок стал взрослым, они должны себя с ним вести по-взрослому. То есть быть терпеливыми и настойчивыми, гибкими и в то же время последовательными, осознающими и анализирующими.
«Где же вы видели таких родителей?» — спросит меня читатель.
Да, наверное, это мечта. Но для того чтобы изменения происходили, все участники процесса должны иметь перед собой цель. И важнейшая задача, стоящая перед психологом, — помогать людям формулировать и ставить перед собой положительные цели и стараться претворять их в жизнь каждый день.
Главное — захотеть. А для этого надо узнать о своих возможностях. И поверить в них.

ТРЕБУЕТСЯ ВДОХНОВНИЕ

Итак, в работе с неуспевающим ребенком нужно принимать во внимание следующее.
Проблема неуспеваемости — это проблема комплексная, требующая для своего разрешения участия всех вовлеченных в нее сторон: самого ребенка, учителей, родителей.
Психолог в этой работе играет роль главного организатора и фасилитатора процесса изменений. При этом он действует в интересах ребенка, занимая в то же время нейтральную позицию.
Он мотивирует ребенка, родителей и учителей, дает рекомендации и поддерживает их на всем протяжении этого трудного пути.
Здесь, как мне кажется, требуется вдохновение, чтобы оживить застывшие где-то в глубине души ребенка внутренние силы саморазвития и вернуть ему надежду и веру в себя. И тогда «двойка» перевернется раз... потом другой... а там, глядишь, и забудет о своей прошлой жизни, превратившись в полновесную «пятерку»!
Если же этого не произойдет с одним ребенком, надо пробовать помогать другим, не забывая анализировать негативный опыт и нарабатывать знания и навыки.
Психолог не всесилен. Есть ситуации, когда мы не можем помочь. Выбрав эту профессию, мы выбрали и право на неудачу.
Надо только, чтобы неудачи помогали нам расти, не превращаясь в тянущие назад «двойки».

Александр ШАДУРА