Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


ГИЛЬДИЯ

Консилиумная деятельность психолога
с неуспевающими детьми

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум, ориентированный на работу с детьми, которые испытывают трудности в обучении, может проходить, по крайней мере, в двух режимах:
— экспертная деятельность;
— сопровождение тех детей, которые нуждаются в специализированной помощи.
Комплексный психолого-медико-педагогический консилиум — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
Существуют другие, на наш взгляд, неадекватные содержанию консилиумной деятельности подходы. Так, Овчарова (2003) распространяет на консилиум такие виды школьной деятельности, как создание классов с углубленным преподаванием предметов, профотбор и профконсультация, разработка программы воспитательных мер и т.п., что всегда являлось прерогативой педагогического совета.
Кроме того, участие в консилиуме только психологов и педагогов (даже если при этом присутствует социальный педагог), не дает возможности говорить о комплексном междисциплинарном подходе, что подразумевается под словом «консилиум».

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
И СОГЛАСОВАННОСТЬ

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.
Основными требованиями к деятельности подобного образования являются не только истинное понимание задач и стратегии развивающей и коррекционной работы, но и четкая согласованность и выверенная последовательность действий каждого специалиста.
В то же время следует четко отграничить задачи, находящиеся в исключительной компетенции консилиума, и задачи общепедагогические, не требующие включенности такого мощного структурного образования школы, как междисциплинарный консилиум.
К задачам школьного консилиума, решающего проблемы неуспевающих детей, следует отнести:
— определение образовательного маршрута тех неуспевающих детей, которых, в связи с их неуспешностью, необходимо направить в специальное коррекционное учреждение;
— выделение детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов; индивидуализация образовательного маршрута «внутри» обучения, в том числе и обучения в классах КРО (данная задача включает скрининговое сопровождение всех детей образовательного учреждения);
— анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи, формирование рекомендаций для педагогов и педсовета по организации помощи таким детям исключительно методами и способами, доступными педагогическому коллективу;
— отслеживание эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

СИЮМИНУТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Разнородная по сути деятельность различных специалистов школьного консилиума должна быть сведена в общую картину, рисующую индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Таким координирующим специалистом и является психолог консилиума. В этом состоит одна из его важнейших задач.
В то же время следует определить круг проблем, которые не должны, на наш взгляд, входить в практику и компетенцию деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, но могут решаться непосредственно педагогами с минимальным привлечением психолога (по крайней мере, на первом этапе их решения).
К таким проблемам следует отнести:
— сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей непродолжительностью, не являются задачей консилиума в целом и психолога в частности;
— кратковременные проблемы поведения (отражающиеся, тем не менее, на успеваемости), связанные с актуальной ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (постоянное болезненное состояние, «отклоняющийся» психологический статус, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами);
— разработку программы воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса.
В практике «консилиумной» деятельности психолога часто приходится иметь дело с подобными запросами педагогов и администрации, касающимися, как правило, сиюминутных проблем с достаточно ясными причинами. Психолог должен, не отказываясь от консультации по психологической составляющей этих проблем, довести до сведения педагогического состава и администрации свою позицию и предотвратить в дальнейшем подобные попытки переложить на его плечи проблемы исключительно педагогического характера.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В целом деятельность психолога в рамках консилиума можно рассматривать как состоящую из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
В практике психолога, безусловно, возможны некоторые расхождения с приводимой стратегией работы, которые могут определяться региональными, этническими и социокультурными особенностями семей, в которых воспитываются дети, и другими причинами.
Понятно, что работа консилиума с ребенком может начаться либо по запросу родителей (лиц их замещающих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. Характер запросов и структура жалоб родителей в данной ситуации вполне очевиден, поэтому мы не считаем нужным на этом останавливаться.
Такой запрос можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка. В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.п., в которых достаточно подробно и развернуто представлены те необходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые ложатся на стол специалисту, проводящему обследование первым. Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и психологом) является фактически первым этапом сопровождения.
Когда первичный прием проводит психолог, в своих рекомендациях он не только может, но и должен определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и определить последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разных профилей.
Несомненно, огромную роль в такого рода координационной работе играет собственный опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование проблемного ребенка, собирает и анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные.
Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума данного учреждения.

КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования, после проведения обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов. Это обсуждение можно рассматривать в качестве второго этапа консилиумной деятельности.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые помогут ребенку.
Завершающей частью второго этапа работы психолога в рамках консилиума является его участие в выработке решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ.
Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает необходимость как выработки (согласования) коллегиальных подходов к такого рода оценке, так и преломления (и даже коррекции) мнения каждого из специалистов, в зависимости от трактовки данных о ребенке, полученных от других специалистов.
Это, в свою очередь, требует и соответствующей технологии проведения коллегиального обсуждения, то есть технологии междисциплинарного взаимодействия. Основная нагрузка в этом случае ложится на ведущего заседание консилиума. Важной задачей ведущего становится последовательность обсуждения ребенка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов и т.п.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

Совершенно очевидно, что в заключении (решении) консилиума не должен присутствовать ни один из диагнозов специалистов, ни один из диагнозов (в том числе и психологический) не должен явиться итогом консилиума.
Таким итогом является лишь определение дальнейшего образовательного маршрута, под которым могут пониматься самые различные мероприятия: от дополнительных занятий с педагогом до перевода ребенка в другое, более соответствующее его возможностям образовательное учреждение.
В то же время такое решение полностью базируется на согласованной позиции всех специалистов консилиума. Применительно к неуспевающим детям подобное заключение (с прогнозом развития, необходимой коррекционно-развивающей работой специалистов различного профиля, последовательностью включения специалистов в работу) и само решение консилиума можно представить в виде следующей схемы:
— психологический диагноз;
— диагнозы других специалистов;
— решение консилиума о коррекции (изменении) образовательного маршрута;
— подключение специалистов консилиума и школы;
— необходимая коррекционно-развивающая работа;
— прогноз дальнейшего развития и обучения в различных ситуациях.
Данная структура и организация деятельности консилиума по сопровождению неуспевающих детей основывается на понимании того, что деятельность психолога в современных условиях не может протекать изолированно.
Более того, эффективность его работы (впрочем, как и эффективность обучения в целом) в огромной степени связана с характером и особенностями взаимодействия психолога и других специалистов школы между собой, в реализации междисциплинарного подхода. Это касается и педагога, как «главного» специалиста в образовательном учреждении.

ВСЕ И СРАЗУ

Сейчас в большинстве образовательных учреждений (в системе специального образования в обязательном порядке) появляются такие специалисты, как логопед, социальных педагог, специалисты медицинского профиля (невролог, психиатр и даже педиатр), специалисты по охране здоровья.
Пока еще их работа идет по принципу «всё сразу и все вместе», причем каждый из них озадачен прежде всего выполнением своего объема работы, зачастую вне зависимости от того, что делают остальные.
В то же время, на наш взгляд, координирующая функция деятельности специалистов, участвующих в сопровождении ребенка, в оказании ему специализированной помощи уже на этапе консилиумной деятельности, должна быть возложена именно на психолога.
Такая координирующая роль психолога становится возможной в силу того, что именно он в большей степени является выразителем интересов и прав ребенка.
Необходимость объединить усилия психолога с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, «собрать» всех в единую слаженную команду требует от него особых психотерапевтических навыков, умения создать психотерапевтическую атмосферу в деятельности консилиума. Эта сторона деятельности психолога в междисциплинарной команде еще недостаточно разработана и требует дополнительных исследований.
В ситуации, когда школьный консилиум не приходит к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком или опыта у специалистов недостаточно, а также в случае конфликтных отношений с родителями ребенка, непринятием родителями рекомендаций консилиума, ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня, например муниципальную или городскую.
Подразумевается, что в такой консультации сосредоточены более опытные специалисты, что позволяет им более квалифицированно оценить состояние ребенка. Да и авторитет организации более высокого уровня может служить хорошим мотивирующим компонентом воздействия на родителей.
Все полученные результаты в виде общего (коллегиального) заключения консилиума в этом случае передаются в психолого-медико-педагогическую консультацию и в дальнейшем (после дополнительного обследования ребенка) возвращаются в данное образовательное учреждение с заключениями специалистов консультации (в том числе психолога) и рекомендациями по организации развития, воспитания и обучения ребенка.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ

Следующим (третьим) этапом деятельности психолога образования является собственно реализация решений консилиума (скорректированных в зависимости от заключений специалистов ПМПК). Это могут быть развивающе-коррекционные мероприятия внеурочного плана или подключение специальной психологической помощи непосредственно к процессу обучения ребенка.
Как правило, коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в школе определяются направленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий.
Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (в некоторых случаях и разработка) индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи для ребенка или групп детей. Отсюда, в частности, вытекает важная задача подбора детей в «гомогенные» группы (то есть дети в коррекционных группах должны обладать близкими по структуре особенностями развития), что само по себе является достаточно сложной задачей. Кроме того, должна быть определена ориентировочная продолжительность как отдельного занятия, так и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только отражены, но и обоснованы в программе коррекционной работы.
Завершением этого этапа работы психолога является динамическое, или итоговое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы). Каждое из обследований отражается в соответствующем заключении психолога по его результатам.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССА

Если по итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума лишь в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития.
На промежуточном этапе также могут произойти значительные изменения состояния ребенка. Это может быть следствием деятельности психолога и других специалистов или вызвано какими-то событиями, изменившими условия существования ребенка. В этом случае вынесение обсуждения ситуации на консилиум также является необходимым.
Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах. Соответствующее разделение консилиумного процесса приводится и в Положении о консилиуме образовательного учреждения.
Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках деятельности консилиума является завершающей стадией третьего этапа его деятельности. В дальнейшем работа с ребенком либо заканчивается (итоговый консилиум и перевод ребенка на иную программу обучения), либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов, если ребенок продолжает нуждаться в дополнительной внеучебной специализированной помощи.
В ситуации, когда неуспевающий ребенок не выходит за пределы типологических показателей данного образовательного учреждения, то есть удовлетворяет его социально-психологическому нормативу, оценка динамики освоения программного материала, воспитательные мероприятия и пр. проводятся педагогическим составом, классным руководителем на педагогических советах — то есть идет обычный образовательный процесс.
Консилиумная деятельность выражается лишь в мониторинговом компоненте сопровождения (в плановом наблюдении за ребенком со стороны психолога школы).
При запросе со стороны педагогов, родителей или воспитателей ГПД, продолжительной болезни, отбросившей ребенка назад в программе обучения, каких-то других форс-мажорных обстоятельствах — деятельность консилиума может быть «запущена» и ребенок взят под его пристальное наблюдение и опеку.

Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук