В ИНТЕРЕСАХ РЕБЕНКА
Психолог школы и психолог
ПМС-центра. Мы должны идти рука об руку, помогая
неуспевающим детям. Однако за годы совместной
работы на ниве образования мы накопили много
взаимных претензий и нереализованных ожиданий.
Психолог в школе часто сетует на то, что ученик
ходил на прием в центр, а там его не взяли на
занятия. А психолог из центра, в свою очередь,
негодует на то, что проблему можно решить в школе,
не создавая длинных очередей на прием к
специалисту, или на то, что школа не
предоставляет информацию, позволяющую
качественно проанализировать ситуацию.
В чем причина таких отношений? Попробуем
разобраться.
ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНУ
Я долгое время работала практическим
психологом в ПМС-центре и одновременно была
школьным психологом. Познав изнутри работу этих
специалистов, могу выступить в роли эксперта.
Итак, начнем со школьного психолога. Круг его
профессиональных задач очень широк: он
консультирует детей, родителей, педагогов,
диагностирует, ведет развивающие и
коррекционные занятия, а еще просвещает и
обучает. И все это происходит в пространстве, в
котором для психолога практически нет места.
Школа живет по своим, очень жестким законам.
Жизнь учителей и учеников регламентируется
расписанием. Для того чтобы «пробиться» к детям,
школьный психолог использует любую возможность.
Заболел учитель и образовалось «окно» — с
удовольствием проведет свое занятие, напросится
на классный час, попробует выпросить у
администрации парочку уроков и т.д. Находясь в
школе, мы постоянно должны быть наготове, чтобы
использовать любую возможность.
К сожалению, и после уроков не так уж много
возможностей для работы с детьми. Кто-то спешит
на занятия в кружки, кто-то общается с друзьями, у
кого-то дополнительные занятия с учителем...
Нельзя забывать и о том, что дети в школе не
просто получают знания, но живут. Включаясь в
работу с психологом, ученик как бы выпадает из
своей повседневной жизни. Если он пришел к
психологу во время урока, значит, пропустил
учебный материал, который потом каким-то образом
придется восполнять. А если пришел в свободное
время, значит, лишился общения с друзьями.
И поверьте, причина обращения должна быть очень
серьезной, чтобы ребенок выбрал психолога. Часто
бывает так, что психолог играет роль скорой
помощи: ребенку плохо — и тогда он бежит к
психологу, ему не жалко тратить силы и время на
занятия. А стало чуть легче, он отказывается от
встреч.
Строить долгосрочные планы, на протяжении
нескольких месяцев проводить индивидуальные
занятия с ребенком в школе — практически
нереально. И дело не только в уровне
профессиональной компетентности. Это еще и
специфика школьной жизни.
ЗАЛОЖНИКИ РАСПИСАНИЯ
Еще одна особенность, во многом определяющая
своеобразие практической работы психолога,
состоит в том, что ему в школе приходится иметь
дело с огромным количеством детей. Даже если
работают несколько психологов или создана
психологическая служба, понять проблемы всех
школьников невозможно. В поле зрения чаще
попадают дети с большими проблемами, как правило
те, что нуждаются в особом сопровождении.
А еще особое внимание школьных психологов
обращено на тех детей, про которых заранее
известно, что они никогда не попадут на прием в
психологический центр. Ведь для того чтобы
попасть в центр, необходимо желание семьи,
заинтересованность родителей (особенно если
речь идет о детях младшего и среднего школьного
возраста). А этого не всегда удается добиться.
Поэтому работа с такими учащимися также входит в
число первоочередных.
Вместе с тем за время обучения в школе каждый
ребенок тем или иным образом попадает в поле
зрения психолога.
Постепенно накапливается информация об
особенностях пребывания ребенка в учебном
заведении, причем эти данные касаются как
учебной деятельности, так и сферы общения. Все
эти данные могли бы стать хорошим подспорьем в
работе психолога центра. Но встает вопрос: как
передать эти материалы?
Школьный психолог не всегда знает о том, что
семья обратилась в психологический центр. Но
даже если он и был поставлен в известность или
сам направил ребенка на консультацию к
специалисту, это не решает проблемы. Часто бывает
так, что родители не считают нужным передавать
данные из школы или теряют их или психолог сам не
доверяет это «досье» родителям.
А отправиться на встречу к психологу из центра
его коллега из школы часто не имеет возможности.
Психолог в школе, так же как и учителя и ученики,
становится заложником расписания. Поэтому его
самостоятельные поездки в центр являются скорее
исключением, чем правилом.
ДЕТИ-ПРОФЕССИОНАЛЫ
У психолога в центре свои особенности работы и
свои проблемы. Я не буду сейчас говорить об
очередях и о том, что реально он может оказать
помощь далеко не всем желающим.
Часто к нему на прием приходят клиенты, которые
не могут сформулировать запрос. Расспрашивая их,
психолог приходит к выводу, что дома родителей
все устраивает и ребенок не видит повода для
обращения за помощью, но что-то не устраивает
школу. И тогда для работы специалистам
необходима дополнительная информация от
школьных коллег.
Еще одна проблема состоит в том, что и в школе и в
центре мы пользуемся одними и теми же
диагностическим материалами. На прием иногда
попадают дети, прошедшие через батареи методик.
Бывает и так, что диагностические методики
используются не по назначению: служат материалом
для развивающих занятий. В том и другом случае
школьники становятся прямо-таки профессионалами
диагностического обследования. Понятно, что ни о
какой объективной диагностике тут говорить не
приходится.
Работая в центре, мы с коллегами много думали о
том, какой может быть схема работы «школьный
психолог — психологический центр». Выработать
универсальную программу не удалось. Но мы
договорились о некоторых принципиальных
моментах.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Прежде всего мы решили, что проявлять
инициативу и связываться со школьным психологом
по поводу конкретного ребенка должен специалист
из центра. При этом мы не ждем, что уже в школе
ученик пройдет углубленное
психодиагностическое обследование.
Тестирование можно провести и в центре.
Нас в первую очередь интересует информация о том,
что представляет собой школьное пространство, в
котором ребенок проводит большую часть своей
жизни. Как складываются отношения у нашего
клиента с учителями и одноклассниками? В чем
заключается специфика конкретного класса и
школы?
Важной является информация об особенностях
деятельности ребенка в первой и второй половине
дня, есть ли проблемы на уроках физкультуры и как
они проявляются, есть ли индивидуальные
специфические особенности общения с учителями и
т.д. Психолог центра начинает работу, уже имея на
руках целостный портрет школьника.
Эффективность психологической работы
многократно возрастает, если изменяется не
только ребенок, но и среда, в которой он
развивается. Работу с семьей ведет психолог
центра. Организует ситуацию изменения в
образовательном учреждении школьный психолог.
Конечно, специалисты могут совместно выработать
рекомендации для учителей-предметников,
классного руководителя. Но ответственность за
реализацию выработанных решений должен взять на
себя школьный психолог.
В арсенале школьных психологов есть и технологии
взаимодействия с другими специалистами в школе:
психолого-педагогический консилиум,
индивидуальное консультирование педагогов,
выступления на педсоветах...
Перечень взаимных упреков и претензий может быть
бесконечным. Но, мне кажется, гораздо важнее
организовать сотрудничество, найти то
пространство взаимодействия, в котором мы можем
стать полезными друг другу.
Тем более что нас объединяет общая цель — помощь
ребенку.
Татьяна БЕГЛОВА |