ВРЕМЯ КРИЗИСА
Переход из начальной школы в среднюю
Некоторые родители,
неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в
начальной школе, возлагают большие надежды на
переход в среднюю школу, полагая, что именно в
пятом классе все начнется по-настоящему. И эти
родительские ожидания вольно или невольно
передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать
«новой жизни».
СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
Действительно, обучение в средней школе
происходит более интенсивно и требует от
учащихся большей самостоятельности. Однако не
следует ожидать от перехода в среднюю школу
слишком многого. Обучение в пятом классе
опирается на базу навыков и знаний, полученных в
начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю
справедливо считается кризисным периодом.
Многолетние наблюдения педагогов и школьных
психологов свидетельствуют о том, что этот
переход неизбежно связан со снижением
успеваемости, хотя бы временным. Учащимся,
привыкшим к определенным порядкам начальной
школы, необходимо время, чтобы приспособиться к
новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с
началом физиологических изменений в организме
детей. Все это в первую очередь отражается на
качестве успеваемости (например, отличник в
начальной школе вдруг в пятом классе начинает
получать четверки и тройки). Хотя бывает и так,
что ребенок, еле-еле учившийся в начальных
классах на тройки, вдруг становится твердым
хорошистом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при
переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что
можно. Но для этого необходимо учитывать все
факторы, влияющие на качество обучения в пятом
классе.
ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ
В начальной школе учащиеся всегда находятся в
поле зрения педагога, который контролирует
степень их готовности к очередному уроку,
помогает урегулировать конфликтные ситуации с
другими учителями (например, ребенок забыл
физкультурную форму, не принес альбом). Учитель
начальных классов находится в тесном контакте с
родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы
вся необходимая информация была записана в
дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются
предоставленными сами себе. Они должны
самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
готовиться к урокам, и очень часто им приходится
самостоятельно решать вопросы с учителями.
Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную
принадлежность, не сделать задание — все это
становится более серьезным проступком, чем в
начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники
встречаются только на уроках, которые он ведет, и
на редких, к сожалению, классных часах.
Естественно, что и родители не могут быть в курсе
всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были
под постоянным контролем со стороны учителя и
родителей, теперь должны совмещать учебные и
организационные стороны школьной жизни.
Некоторые дети в силу своих психологических
особенностей не готовы к подобной
самостоятельности, они испытывают
растерянность, все время все путают и забывают,
не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети
настолько привыкли к постоянному контролю со
стороны взрослых, что неспособны самостоятельно
организовать собственную школьную жизнь. Все
это, естественно, ведет к снижению успеваемости.
НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — ФОРМА
С одной стороны, при переходе в среднюю школу
мало что меняется: ребенка окружают те же
одноклассники, в расписании указаны в основном
уже знакомые предметы, а первые недели обучения
посвящены повторению пройденного в начальной
школе.
Он продолжает приходить в то же время в то же
здание, ему задают домашние задания, так же
спрашивают на уроках и ставят оценки.
Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в
новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В
расписании появились названия незнакомых
предметов (ботаника, физика, история). И самое
главное — каждый предмет ведет новый учитель.
Каждый учитель по-своему реагирует на
происходящее в классе и предъявляет ученикам
определенные требования. Например, для одного
шум во время урока может быть естественным фоном
его объяснений, а другой строго наказывает за
малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время,
чтобы привыкнуть и научиться вести себя в
соответствии с требованиями.
Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть
к классу, настроиться на работу с ним. Многие
учителя, которые берут пятый класс, до этого
работали с выпускниками — взрослыми,
самостоятельными учениками, а теперь также
вынуждены привыкать к тому, что их новые
подопечные нуждаются в дополнительном контроле,
напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных
вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком
кабинете следующий урок и как зовут их учителя.
Период адаптации к новым правилам и требованиям
может занимать у ребенка от одного месяца до
целого года. В это время и может наблюдаться
некоторый спад успеваемости, так как дети скорее
заняты изучением формы, нежели содержания
учебной деятельности.
НАЧАТЬ СНАЧАЛА
Как и любой кризис, переход в среднюю школу
имеет и свои положительные стороны. Новая
учебная ситуация позволяет преодолеть
сложившиеся в начальной школе стереотипы.
Основной особенностью перехода в пятый класс,
как уже говорилось, является смена учителей. Все
предметы теперь ведут разные преподаватели. И
хотя это создает определенные трудности, в то же
время появление нового учителя всегда шанс для
ребенка построить свои взаимоотношения с
предметом по-новому.
Именно в пятом классе школьник получает
возможность начать свою учебную жизнь сначала.
Ученик с закрепившейся репутацией троечника или
двоечника может стать хорошистом и даже
отличником.
Многие старшеклассники вспоминают, что именно в
пятом классе у них обнаружился интерес к тому или
иному предмету, который не только способствовал
повышению качества их обучения в целом, но и
помог в дальнейшей профессиональной ориентации.
Вот пример из жизни десятиклассницы Маши,
выбравшей для себя гуманитарное направление.
Маша в начальной школе считалась слабой
ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою
учительницу побаивалась, с одноклассниками
отношения у нее не ладились. В общем, в школу
ходить не любила.
Начальную школу она закончила с тройками по
русскому языку, математике и «натянутой»
четверкой по чтению. На первом же уроке
литературы в пятом классе Маша что-то отвечала
новой учительнице, и в конце урока та похвалила
девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок.
Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей
казалось, ни за что. Незнакомая учительница
выделила ее.
Наверное, именно с этого дня урок литературы стал
любимым для Маши, она стала больше читать, с
нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с
русским языком у Маши по-прежнему были проблемы,
ей стало гораздо интереснее учиться, и из
троечницы Маша превратилась в хорошистку.
Именно возможность для ребенка начать учебную
жизнь сначала и является ключевым положительным
моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это
ребенок может только при помощи окружающих:
учителей и родителей.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Кроме рассмотренных специфических причин,
влияющих на качество успеваемости в пятом
классе, существуют и другие, характерные не
только для этого возраста.
Физиологические изменения
Переход в среднюю школу может совпасть с
началом физиологических изменений в организме
ребенка. Ребенок начинает расти, становится
плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих
явлений являются рассеянность, ослабление
памяти, внимания. Естественно, что для адаптации
ребенку в такой ситуации требуется больше
времени.
Неуверенность в себе
Сформировавшись однажды, неуверенность в себе,
в своих способностях «переходит» с ребенком из
класса в класс. Ребенок как бы заранее считает,
что у него ничего не выйдет, и даже не решается
пробовать.
Причиной такой неуверенности в себе могут быть
повышенная тревожность, давление со стороны
близких, их излишняя требовательность, боязнь не
оправдать ожиданий.
Неуверенность в себе может особенно сильно
проявляться в переходном возрасте. Ребенок
начинает критически относиться к себе и своим
успехам, своей внешности и способностям
чего-либо достичь. У многих подростков
наблюдается резкое падение самооценки.
Помочь ребенку преодолеть эти трудности,
почувствовать себя успешным и компетентным
можно, только разобравшись в их причинах.
Личные проблемы
Резкое ухудшение качества обучения может быть
связано с личными проблемами ребенка: поссорился
с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание
того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и
пониманием отнестись к его неуспеваемости.
Иногда достаточно переждать какое-то время, и все
войдет в колею, а иногда необходима поддержка и
помощь специалиста — психолога.
Отсутствие способностей
Скорее речь идет об отсутствии у ребенка
каких-то выдающихся способностей, на что
надеялись родители. Но в пятом классе появляются
новые предметы, и у ребенка есть возможность
проявить себя в совершенно новых сферах.
Отсутствие интереса
Очень частое явление — ребенок плохо учится,
потому что ему неинтересно. Причины могут быть
разные: постоянные неудачи, плохие отношения с
учителем или сверстниками, личные проблемы.
Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно
учиться, потому что он не понимает, как то, что они
изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится
или что учиться надо для общего развития, в этом
случае не годятся. Но родители могут постараться
наглядно показать ребенку смысл изучения того
или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед
человеком задачи, требующие применения школьных
знаний: например, без таблицы умножения очень
сложно сосчитать, сколько денег понадобится на
покупку продуктов. А знание алфавита помогает
ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Разгадывание кроссвордов требует наличия
определенных знаний на уровне школьной
программы (географии, истории, литературы). Можно
попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать
ответ в учебниках.
Отправляясь с детьми в путешествие или просто
добираясь из одного конца города в другой, можно
предложить им рассчитать скорость движения или
пройденное расстояние.
Когда кто-то из родных или знакомых собирается в
путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой
климат рассчитывать, какие традиции надо будет
соблюдать.
Собственный огород или даже цветы на подоконнике
— хороший практикум по ботанике и даже генетике
(в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а
теперь из собранных с них семян почему-то выросли
розовые).
А обсуждение различных кинотрюков
продемонстрирует необходимость знания
физических законов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка,
постарайтесь как можно скорее встретиться и
обсудить это с классным руководителем.
Если в семье произошли какие-то события,
повлиявшие на психологическое состояние ребенка
(развод, отъезд в долгую командировку кого-то из
родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.)
сообщите об этом классному руководителю. Именно
изменениями в семейной жизни часто объясняются
внезапные перемены в поведении детей.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте
сложные ситуации, вместе ищите выход из
конфликтов.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей,
предложите ему описать их, отметить какие-то
особые черты.
Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях
обращаться за помощью к классному руководителю.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной
деятельностью ребенка, если в период обучения в
начальной школе он привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно: он
должен сам собирать портфель, звонить
одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть
домашних заданий на продленке.
Основными помощниками родителей в сложных
ситуациях являются терпение, внимание и
понимание.
Марина КРАВЦОВА |