ПОЧЕМУ ОДНИ НЕ МОГУТ,
А ДРУГИЕ НЕ ХОТЯТ?
Кто лучше всего разбирается в
причинах того или иного психологического
явления? Конечно же, специалисты по диагностике!
Поэтому с вопросом о психологических причинах
школьной неуспеваемости я обратилась в
лабораторию диагностики и коррекции
психического развития Психологического
института РАО. Моим собеседником стала Маргарита
АКИМОВА — доктор психологических наук, ведущий
сотрудник лаборатории, заведующая кафедрой
общих закономерностей развития психики
Российского государственного гуманитарного
университета.
|
Маргарита
Константиновна, почему дети плохо учатся? |
В житейском понимании можно ответить на этот
вопрос достаточно просто: одни не успевают
потому, что не могут учиться, а другие потому, что
не хотят. С точки зрения психолога, ребенок не
может хорошо учиться по нескольким причинам.
Первая из них — он не владеет способами и
приемами учебной деятельности.
Иногда взрослым бывает сложно понять это. На
первый взгляд вроде бы все ясно. Дал ребенку
задание, и он его выполняет!
Более наглядно эта причина проявляется, когда
речь идет о трудовой и профессиональной
деятельности. Здесь сразу видно, что если ты не
владеешь способами и приемами ее осуществления,
то не сможешь с ней справиться.
То же самое относится и к учебной деятельности.
Только у маленьких детей эти приемы (с точки
зрения взрослого) очень примитивны. Им надо всего
лишь выучить стихотворение, запомнить таблицу
умножения, переписать буквы несколько раз. Как
будто бы все очевидно, но оказывается, что любое
самое простое задание можно выполнить
несколькими способами, и не все они оптимальны.
Ребенку приходится находить оптимальные способы
интуитивно, поскольку в школе способам и приемам
учебной деятельности не учат, а просто дают
задание с просьбой выполнить его.
|
Эти
способы индивидуальны для каждого ребенка? |
Да, и поэтому обучить всех одному и тому же
способу нельзя. Каждый ищет их сам и не всегда
может найти. Именно невладение приемами
выполнения учебных заданий может быть причиной
неуспеваемости.
В качестве примера можно привести такой случай. К
школьному психологу обратились родители
первоклассницы, которая никак не могла научиться
красиво писать. Эта девочка была очень усидчивой
и трудолюбивой. Она сидела с утра до ночи,
переписывая буквы, но справлялась с заданием
очень плохо.
Психолог просто сел рядом с ребенком и стал
наблюдать. Выяснилось, что девочка писала
очередную букву, ориентируясь на предыдущие. То
есть первую она писала, глядя на букву
учительницы, а вторую, глядя на свою, и так далее.
Чем ближе к концу строки, тем более корявые буквы
у нее выходили!
|
Хорошо, а
другие причины? |
Вторая причина плохой успеваемости детей —
несформированность психических процессов, на
которых базируется познавательная деятельность.
В первую очередь это относится к мышлению. Хотя
учителя и родители очень часто апеллируют к
плохой памяти или отсутствию внимания у ребенка.
Но, как показывают исследования психологов, у
детей без медицинских отклонений очень хорошая
механическая память. Проводились эксперименты, в
которых сравнивались группы успевающих и
неуспевающих детей. Оказалось, что если им дают
запоминать отдельные, не связанные между собой
слова, простые небольшие тексты, числа, то они
ничем не различаются по объему памяти. Разница
возникает в том случае, когда приходится
запоминать сложные и длинные тексты.
Дело в том, что здесь задействована уже не
механическая память, а память, опосредованная
мышлением. Чтобы запоминать сложный и большой по
объему материал, мы подключаем мышление.
Необходимо сначала прочитать текст, понять его
смысл, выделить основные мысли, связать их между
собой.
Именно несформированность мышления мешает
неуспевающим детям запоминать сложный материал.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что
мышление — основной познавательный процесс.
Схожую картину мы наблюдаем и при изучении
внимания. Хотя неуспевающие дети действительно
рассеянные и невнимательные, но рассеянность —
не причина, а следствие их неуспеваемости.
|
Почему? |
Дело в том, что некоторые дети не в состоянии
выполнить то, что им предлагает учитель. И эта
невключенность в учебную деятельность
заставляет их заниматься чем-то другим. Такие
учащиеся начинают мешать другим, разговаривать,
смотреть в окно, «считать галок» просто потому,
что предлагаемая задача для них слишком сложна.
Проводились опыты по сравнению различных
параметров внимания у успевающих и неуспевающих
детей. Выяснилось, что там тоже нет никаких
различий.
Внимание, как мы знаем, определяется интересом к
тому, чем ты занят. Психологи (в том числе наши,
отечественные) наблюдали совсем маленьких детей
(4–5 лет), которые по 45–50 минут, не отвлекаясь ни
на секунду, занимались интересным для них делом.
Казалось бы, это невозможно, поскольку в таком
возрасте сосредоточиться на занятии столь
длительное время ребенок не может! Но практика
доказывает обратное.
А если ребенку предлагается неинтересное
задание или он по какой-то причине не может с ним
справиться, то он начинает отвлекаться или
вообще отказывается от его выполнения.
|
А как
обстоит дело с теми детьми, которые могут, но не
хотят учиться? |
Это другая категория неуспевающих детей, у
которых не сформирована учебная мотивация. Часто
под учебной мотивацией подразумевают стремление
что-то узнать или чему-то научиться. Это неверно,
поскольку к учебной мотивации относится
абсолютно все, что заставляет детей учиться.
Психологи выяснили, что среди мотивов учебной
деятельности на первом месте у большинства детей
стоит социальная мотивация. То есть дети учатся
для того, чтобы быть включенными в коллектив,
чтобы не ощущать себя изгоями в классе.
Конечно, есть дети, которые учатся потому, что им
интересно или они хотят что-то лучше узнать.
Существует и мотивация достижения, которая
означает, что если ребенок что-то делает, то он
должен обязательно добиться успеха. Как бы
трудно ни было, он преодолеет эти трудности.
Ну и наконец, есть так называемая престижная
мотивация. Ребенок учится для того, чтобы быть
лучше других. Быть особо любимым и ценимым
учителем, чтобы его всегда ставили на первое
место и приводили в качестве примера.
Очень важно, чтобы хотя бы один из видов
мотивации к учебе присутствовал у ребенка.
|
Вы не
случайно поставили социальную мотивацию на
первую позицию? |
Как показывают исследования, в иерархии
учебных мотивов у большинства она занимает
первое место. То есть дети учатся в силу
социальных мотивов.
|
Есть ли
возрастные различия в мотивации к учебе? |
Конечно, в том числе различия в той же
социальной мотивации. В начальных классах
ребенок ориентирован на учителя, поскольку для
него очень важно выполнять требования взрослого
человека.
В среднем возрасте для детей главное — общение, и
они учатся для того, чтобы не слыть дураком среди
сверстников. В старшем возрасте социальная
мотивация связывается с направленностью в
будущее. Это уже практически взрослые люди,
которые понимают: учиться сейчас надо для того,
чтобы потом занять свое место в жизни — найти
престижную работу или поступить в какой-то вуз.
Точно так же меняются и способы выполнения
учебной деятельности, которые становятся все
сложнее и сложнее. Но сама по себе
несформированность этих способов может мешать
учащимся быть успешными вплоть до окончания
школы.
|
По какой
причине у детей возникает несформированность
учебных действий? Это недостатки их развития,
подготовки к обучению или имеются другие
причины? |
Отчасти это недостатки подготовки ребенка к
учебе. Ведь для того чтобы успешно вступить в
учебную деятельность, нужно обладать
определенным уровнем психологической
готовности. А она подразумевает
сформированность мышления, которое, в свою
очередь, позволяет найти нужные способы
выполнения учебных задач.
Мотивация тоже формируется как один из аспектов
психологической готовности. Если ребенок готов к
школе, то это позволяет ему в первые месяцы
достаточно легко справляться с возникающими
трудностями в учебе. А если такой
психологической готовности нет и родители не
обратили на это внимания или в школе не проверили
наличие такой готовности, то может возникнуть
стойкое отставание в учебе. И это проявится уже в
первом классе, когда ребенок начнет отвергать то,
что не умеет делать.
Вообще мотивация, познавательные возможности
ребенка и приемы учебной деятельности тесным
образом взаимосвязаны, и при стойкой
неуспеваемости очень сложно сказать, что в этом
клубке первично, а что — вторично.
|
А с чем
связано то, что дети, которые хорошо учатся в
начальной школе, становятся неуспевающими в
средней? |
Здесь как раз сказывается несформированность,
прежде всего, мышления. Ведь начальная школа
позволяет использовать примитивные способы
выполнения заданий, например ту же механическую
память. В своих исследованиях мы обнаружили, что
есть успевающие дети, которые замечательно
выполняют учебные задания, но у которых по
результатам теста на интеллект выявилась
несформированность мышления.
И можно с уверенностью сказать, что этот ребенок,
перейдя в среднюю школу, будет плохо учиться.
Успеваемость у него резко снизится, или он вообще
станет неуспевающим, потому что ему не хватит
мыслительной «основы» для того, чтобы хорошо
учиться.
|
Что надо
делать, чтобы было меньше неуспевающих детей? |
Каждому такому ребенку нужна индивидуальная
помощь, и оказывать ее нужно своевременно. Для
этого необходимо диагностировать детей при
поступлении в школу. Это позволит вовремя понять,
будет ли ребенок испытывать трудности с первых
шагов в школе.
|
Но при
таком обследовании психолог, как правило,
отслеживает развитие познавательных
способностей и мотивацию ребенка.
А как можно отследить индивидуальные стратегии
обучения? |
Существует достаточное количество очень
хороших комплексных программ по диагностике
психологической готовности к школе. К сожалению,
школьные психологи не всегда знакомы с ними, а
больше опираются на собственную интуицию и
здравый смысл.
Желательно проводить такое обследование в
весенние каникулы. Тогда у психолога будет время
для проведения развивающих и коррекционных
занятий с детьми. Если такой возможности нет, то
следует объяснить родителям характер возможных
проблем, посоветовав им заниматься с ребенком
самостоятельно или обратиться в психологический
центр.
|
А что
делать с более старшими детьми?
Ведь многие проблемы, связанные с успеваемостью,
наиболее остро начинают появляться в
подростковом возрасте? |
Основные познавательные процессы постоянно
развиваются. Это доказывают диагностические
исследования с использованием интеллектуальных
тестов. Оказывается, мышление развивается вплоть
до юношеского возраста, поскольку, как минимум,
до двадцати лет происходит повышение
показателей интеллектуальных тестов.
Мышление развивается само по себе при решении
сложных мыслительных задач, а если еще и
позаниматься с этим человеком по специально
составленной программе, то эффект может
превзойти все ожидания.
Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА |