Психологическая профилактика
проблем
в обучении и развитии школьников
Л.А. Ясюкова
СПб.: Речь, 2003
Психологическая
профилактика — безусловно, один из необходимых
компонентов практической работы психолога в
школе. Однако до настоящего времени в силу ряда
причин именно этот аспект работы школьного
психолога по сравнению с традиционными
диагностикой и коррекцией остается недостаточно
разработанным, поэтому издание монографии по
данной проблеме не должно остаться незамеченным.
Содержащимся в книге советам, рекомендациям и
выводам можно доверять, так как они сделаны
автором на основе многолетних исследований
школьных трудностей, что позволяет отнести
издание к категории «книг из опыта работы».
Некоторые принципиальные положения монографии
на первый взгляд кажутся парадоксальными. По
мнению автора, последовательное проведение
гуманистического подхода, выражающегося в
принятии детей такими, какие они есть, не
способствует предупреждению проблем в их
развитии и обучении. В силу того что детское
развитие, как правило, дисгармонично, т.е.
обучение объективно проблемно, а гармоничность
— достаточно редкое явление, работа психолога
должна быть направлена на выявление и
предупреждение возможных школьных трудностей.
Эта авторская позиция не только декларируется,
но и тщательно разрабатывается на конкретно-психологическом
уровне. Автором предлагается технология
оптимизации обучения и развития школьников (ТООР),
которая включает в себя ряд взаимосвязанных
этапов работы с учащимися, их родителями и
педагогическим коллективом школы.
Школьному психологу приходится работать с
детьми разного возраста. В данном издании
основное внимание уделено проблеме
психологической готовности детей к школьному
обучению. Это, по-видимому, является отражением
авторского представления о важности
психологической диагностики состояния
познавательной и личностной сферы дошкольника
для дальнейшего успешного обучения в школе, в
частности для выбора оптимального уровня
сложности образовательных программ.
При этом автор исходит из реалий сегодняшнего
дня: школа предъявляет к ребенку вполне
определенные требования, которые оказываются
очень жесткими, а сама школа, несмотря на все
эксперименты и реформы, остается консервативной
системой. В этих условиях дети вынуждены
приспосабливаться в школе путем специальной
подготовки. Хорошо, что при этом можно
рассчитывать на профессиональную
психологическую помощь, в том числе
воспользоваться рекомендациями, содержащимися в
данной книге. Это делает издание одновременно
современным и своевременным.
Много внимания автор уделяет проблеме
оптимизации обучения и развития детей с
минимальной дисфункцией мозга. Соответствующие
главы полезны психологам, работающим с данной
категорией детей. Однако в силу
распространенности минимальных мозговых
дисфункций у детей эти сведения необходимы и
психологам массовой школы, перед которыми стоит
профессиональная задача — вовремя заметить и
заподозрить что-то неладное и посоветовать
родителям проконсультироваться у специалистов.
И последнее, на что хочется обратить внимание
потенциальных читателей: некоторая
ограниченность сделанных автором обобщений
конкретными условиями нескольких школ Санкт-Петербурга.
Читателю не стоит удивляться, если некоторые его
наблюдения не совпадут с содержащимися в книге.
Марина СТЕПАНОВА |