Профилактика
школьных трудностей
О.А. Степанова
М.: ТЦ «Сфера», 2003
Подобных изданий,
представляющих собой подборки игровых
упражнений на развитие познавательных функций
ребенка дошкольного и младшего школьного
возраста, в последнее время выпускается довольно
много. Некоторые из них гораздо лучшего качества:
с цветной печатью и плотной бумагой, что удобно
для занятий с ребенком.
Но при более внимательном знакомстве с
пояснениями, сопровождающими эти упражнения,
убеждаешься, что автор и не ставила себе целью
создать игровое пособие для детей. Это
методический материал для взрослых, достаточно
хорошо структурированный для понимания системы
коррекционно-развивающей работы.
Автором выделены блоки школьно-значимых функций
познавательной сферы, от которых зависит
успешность усвоения школьной программы. Это:
– зрительное восприятие, зрительная память и
зрительный анализ;
– пространственная ориентация, оптико-пространственный
анализ;
– слуховое восприятие и внимание, слухоречевая
память, фонематический слух;
– сенсорно-двигательные координации.
Действительно, если у ребенка недостаточно
сформированы перечисленные функции, то усвоение
навыков чтения и письма происходит с большими
затруднениями. Обычно учителя и родители
пытаются решить проблемы такого ребенка
элементарной тренировкой, заставляют его больше
читать и писать, не учитывая того, что желание
учиться при этом пропадает.
Автор сборника призывает, в общем-то, к
известному: игра, а не нудное чтение и письмо в 5–6–7-летнем
возрасте, когда волевая сфера еще слабо
сформирована, поможет преодолеть дефициты в
развитии. В то же время большинство практиков
имеют в своем распоряжении довольно пестрый,
неупорядоченный игровой арсенал и не ставят
перед собой задачу конструирования целостных,
четко ориентированных и адресных игровых
программ.
Конечно, в связи с вышесказанным педагог или
психолог должен также уметь определить проблемы
ребенка. В данном пособии диагностике места не
уделено. Видимо, автор решила не утяжелять
восприятие материала, считая, что диагностику
школьных трудностей педагоги и психологи уже
постигли.
Нет сомнения, что если, руководствуясь методикой,
представленной в книге, окружающие ребенка
взрослые возьмутся за дело и будут выполнять его
тщательно и без раздражения, то результаты будут.
Дефектологические термины и понятия,
нейропсихологические обоснования проблем
обучения требуют от читателя соответствующей
подготовки. Несмотря на некоторые неточности,
допущенные автором при описании структуры
головного мозга (например: «моторные центры
расположены в лобных долях мозга», на самом деле
они расположены в теменных долях), брошюра
представляет интерес для практических школьных
и дошкольных работников, воспитателей,
психологов.
Начинающие специалисты в области коррекционной
педагогики найдут в ней достаточно убедительную
технологию конструирования игровых развивающих
программ.
Ирина КОНОВАЛОВА |