Развитие
познавательных
способностей детей
Л.Ф. Тихомирова
Екатеринбург: У-Фактория,
2003
Книги, которые
имеют подзаголовок «Популярное пособие для
детей и родителей», в последнее время вызывают
настороженность. Слишком много среди них тех,
которые под благовидным предлогом развития
ребенка и подготовки его к обучению предлагают
популярные тесты и проверочные задания,
используемые при обследовании будущих
первоклассников. Наиболее удручают случаи, когда
сложные методики (в том числе
нейропсихологические) рекомендуются родителям
для самостоятельной диагностики детей или в
качестве развивающих упражнений.
Поэтому, когда я взяла в руки книжку Л.Ф.
Тихомировой, то сразу обратила внимание, что она
содержит действительно развивающие задания,
игры и упражнения, которые могут с успехом
использоваться педагогами и родителями, а также
пополнить арсенал практических психологов.
Основное внимание автор уделила трем
познавательным процессам: восприятию, памяти и
вниманию, без которых, по ее мнению, невозможно
успешное обучение ребенка в школе. Книга
содержит два больших раздела, первый из которых
описывает работу с дошкольниками, а второй — с
младшими школьниками. Структура этих двух
разделов идентична, поэтому читателям легко
ориентироваться в материале. Каждому из
познавательных процессов посвящена особая глава.
Начинаются эти главы небольшим вступлением,
знакомящим родителей с особенностями
познавательного процесса, этапами и
закономерностями его развития у детей. Основную
часть составляет набор развивающих игр и
упражнений с подробным описанием задач и
перечнем необходимых материалов. В заключение
педагогам и родителям предлагается провести
диагностику развития каждого из познавательных
процессов с использованием ряда заданий.
Правда, назначение этих материалов вызывает
больше вопросов, чем ответов. Многие из них имеют
балльную систему оценки, которая никак не
комментируется автором. Тем более что в одних
заданиях используется трехбалльная шкала, в
других — десятибалльная, а третьи вообще
предполагают сложные математические подсчеты.
Но даже если родители сумеют произвести
хитроумные вычисления и получат желаемую цифру,
то непонятно, что им с ней делать дальше. Более
того, упускается главное: важен не столько
количественный, сколько качественный анализ
выполнения ребенком задания, а он может
осуществляться только специалистом.
Во всем остальном издание можно считать
безупречным, и я бы посоветовала всем, кто
планирует заниматься развитием детей
дошкольного и младшего школьного возраста, по
возможности приобрести его. Многие из
предложенных игр и упражнений будут успешно
использоваться родителями и воспитателями
детских садов. А в школе педагог может органично
вплетать их в ткань урока, сочетая с учебными
заданиями.
Особо хочется отметить оформление книги.
Напечатана она на хорошей бумаге, что очень важно
при работе с детьми. Каждое упражнение имеет
прекрасно подобранные иллюстрации.
Возможности пособия существенно расширяются за
счет специальных приложений к играм, в которых
содержится рабочий материал (разрезные картинки,
карточки с рисунками для запоминания и развития
наблюдательности). Они выполнены в цвете, на
хорошей твердой бумаге, что не только продлевает
срок их жизни, но и делает интересными для самих
детей.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |