Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Развитие   познавательных
способностей детей

Л.Ф. Тихомирова
Екатеринбург: У-Фактория,
2003

Книги, которые имеют подзаголовок «Популярное пособие для детей и родителей», в последнее время вызывают настороженность. Слишком много среди них тех, которые под благовидным предлогом развития ребенка и подготовки его к обучению предлагают популярные тесты и проверочные задания, используемые при обследовании будущих первоклассников. Наиболее удручают случаи, когда сложные методики (в том числе нейропсихологические) рекомендуются родителям для самостоятельной диагностики детей или в качестве развивающих упражнений.
Поэтому, когда я взяла в руки книжку Л.Ф. Тихомировой, то сразу обратила внимание, что она содержит действительно развивающие задания, игры и упражнения, которые могут с успехом использоваться педагогами и родителями, а также пополнить арсенал практических психологов.
Основное внимание автор уделила трем познавательным процессам: восприятию, памяти и вниманию, без которых, по ее мнению, невозможно успешное обучение ребенка в школе. Книга содержит два больших раздела, первый из которых описывает работу с дошкольниками, а второй — с младшими школьниками. Структура этих двух разделов идентична, поэтому читателям легко ориентироваться в материале. Каждому из познавательных процессов посвящена особая глава.
Начинаются эти главы небольшим вступлением, знакомящим родителей с особенностями познавательного процесса, этапами и закономерностями его развития у детей. Основную часть составляет набор развивающих игр и упражнений с подробным описанием задач и перечнем необходимых материалов. В заключение педагогам и родителям предлагается провести диагностику развития каждого из познавательных процессов с использованием ряда заданий.
Правда, назначение этих материалов вызывает больше вопросов, чем ответов. Многие из них имеют балльную систему оценки, которая никак не комментируется автором. Тем более что в одних заданиях используется трехбалльная шкала, в других — десятибалльная, а третьи вообще предполагают сложные математические подсчеты. Но даже если родители сумеют произвести хитроумные вычисления и получат желаемую цифру, то непонятно, что им с ней делать дальше. Более того, упускается главное: важен не столько количественный, сколько качественный анализ выполнения ребенком задания, а он может осуществляться только специалистом.
Во всем остальном издание можно считать безупречным, и я бы посоветовала всем, кто планирует заниматься развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста, по возможности приобрести его. Многие из предложенных игр и упражнений будут успешно использоваться родителями и воспитателями детских садов. А в школе педагог может органично вплетать их в ткань урока, сочетая с учебными заданиями.
Особо хочется отметить оформление книги. Напечатана она на хорошей бумаге, что очень важно при работе с детьми. Каждое упражнение имеет прекрасно подобранные иллюстрации.
Возможности пособия существенно расширяются за счет специальных приложений к играм, в которых содержится рабочий материал (разрезные картинки, карточки с рисунками для запоминания и развития наблюдательности). Они выполнены в цвете, на хорошей твердой бумаге, что не только продлевает срок их жизни, но и делает интересными для самих детей.

Ольга РЕШЕТНИКОВА