Как
помочь
слабоуспевающему школьнику
Н.П. Локалова
М.: Ось-89, 2003
Многие школьные
психологи знакомы с работами Н.П. Локаловой, и
можно без большого преувеличения сказать, что
эта небольшая по объему книжка — одна из
наиболее популярных. В ней излагаются основы
диагностической работы психолога и педагога с
неуспевающими младшими школьниками.
Привлекает здесь многое: краткость и
лаконичность изложения, продуманная структура и,
возможно, самое главное (и самое неоднозначное, о
чем речь пойдет ниже) — «педагогический язык».
Основная идея книги, как представляется, состоит
в том, чтобы научить педагогов видеть за внешними
проявлениями школьной неуспешности ее
внутренние причины и на основе поставленного
психолого-педагогического диагноза грамотно
проводить коррекционные мероприятия.
В книге три раздела. Первый — «Основные группы
трудностей при обучении младших школьников
русскому языку, чтению, математике и их
психологические причины». Характеристики даны,
что называется, в прикладном аспекте, на языке,
понятном педагогу. Это хорошо, но не всегда. Время
от времени глаз цепляется за определения и
формулировки, которые несколько удивляют, так
как не всегда очевидно, какая психологическая
реальность за ними стоит. Например, среди
трудностей, связанных с «особенностями
формирования когнитивного компонента навыков»,
автор называет «тугодумность». А среди
«недостатков в развитии познавательных
процессов» — «однолинейность мышления». Когда
простоты слишком много, она превращается в
упрощение.
Во втором разделе приведены
психодиагностические таблицы для выявления
психологических причин тех или иных трудностей в
обучении младших школьников основным учебным
предметам. По словам самого автора, таблицы
составлены на основе анализа литературы, а также
бесед с учителями. В них дается педагогическое
описание тех или иных трудностей, приводятся
возможные психологические и иные причины их
возникновения, указываются номера
диагностических заданий, которые могут быть
использованы для их специального выявления (этому
посвящен третий раздел) и даются психолого-педагогические
рекомендации.
Труд объемный и несомненно заслуживающий
уважения. Систематизировать такой сложный
материал очень непросто, это все мы хорошо
понимаем. Но все же и здесь многие вещи вызывают
вопросы. Например, можно встретить указание на
такую причину трудностей в обучении математике:
«не усвоено понятие инвариантности» (?).
Наименее информативной и содержательной как в
первом, так и во втором издании остается рубрика
«Психолого-педагогические рекомендации». Они
встречаются лишь изредка. Часто сводятся к
предложению обратиться к логопеду или иному
специалисту. Очень жаль, так как подготовка
хороших, грамотных рекомендаций педагогу по
результатам диагностики — это серьезная задача
для любого школьного психолога.
Третий раздел книги содержит психологические
задания, с помощью которых можно провести
диагностику тех или иных конкретных причин,
лежащих в основе имеющейся учебной трудности.
Эти задания, по замечанию автора, могут быть
использованы и для проведения коррекционных
занятий.
В целом, материал книги, безусловно, может быть
полезен и интересен как школьным психологам, так
и педагогам начальной школы.
Марина БИТЯНОВА |