Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2003


ИГРОТЕКА

ДВОЕЧНИК — ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!

Описываемая ниже деловая игра предназначена для учителей. Ее может провести школьный психолог на одном из занятий психологического тренинга развития профессионально-педагогического самосознания. Время проведения — не менее двух с половиной часов. Цель — изменение отношения педагогов к неуспевающему школьнику.

I ЭТАП

Ведущий. Уважаемые коллеги! Каждый из вас ежедневно сталкивается с учениками, которых мы привычно называем отстающими. Вы хорошо знаете особенности их поведения и трудности в обучении. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми. Первым этапом станет работа по выявлению наиболее типичных трудностей обучения отстающих, или слабоуспевающих, детей.
Ведущий вручает каждому педагогу по пять картонных карточек и дает инструкцию.
Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются наиболее часто при обучении школьников в тех классах, где вы работаете. Выделите эти проблемы и проранжируйте их следующим образом: самую типичную трудность запишите на карточке, поставив на ней номер «один». Вторую по частоте встречаемости трудность напишите на следующей карточке, присвоив ей номер «два», и так далее до пятой карточки.
Через пять-семь минут ведущий собирает карточки и обрабатывает их (ему может помочь ассистент или кто-то из участников). Как правило, обработка не занимает много времени. Ее результаты заносятся на доску или планшет, разбитый на пять столбцов. Наибольший интерес представляют записи, сделанные в первом столбце, то есть те, которые лидируют в рейтинге.
Наиболее распространенные варианты выделяемых учителями трудностей:
– ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее;
– не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость;
– испытывают затруднения при решении математических задач;
– постоянно совершают ошибки в письменных работах, пропускают буквы;
– затрудняются пересказывать тексты;
– очень подвижны, не могут усидеть на месте и т.п.

Ведущий организует обсуждение, в процессе которого выделяются самые распространенные трудности. Учителя высказывают свои комментарии, не возбраняется приведение конкретных примеров из практики обучения.

II ЭТАП

Ведущий. Как мы убедились, многие из вас испытывают очень сходные трудности в своей педагогической работе. Может быть, потому, что все наши неуспевающие очень похожи? Но, наверное, опыт каждого из вас позволит найти массу возражений против такого утверждения. Неуспевающие бывают очень разными. И хотя проблемы в работе с ними действительно мало отличаются, но причины этих проблем вряд ли всегда совпадают. Давайте проведем упражнение, которое, надеюсь, поможет нам открыть новое в наших отношениях с отстающими. Выберите, пожалуйста, одного из своих «двоечников». Только одного. Называть его имя не нужно.
Ведущий выжидает минуту и уточняет у каждого участника группы, сделан ли такой выбор. Затем продолжает:
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его перед собой горизонтально. Разделите его пополам вертикальной чертой. Над левым столбцом напишите: «Мне трудно с этим учеником, потому что...» Над правым столбцом — «У этого ученика есть замечательные черты...» Заполните эти столбцы, закончив каждое из начатых двух предложений не менее чем семью вариантами. Без вашего желания и согласия никто не будет читать ваши записи. Время на работу — двадцать минут.
Возможно, что эта работа займет и большее время. Ведущему необходимо внимательно наблюдать за участниками группы. В том случае если он видит, что большинство погружено в размышления над своими записями и в отведенное время не укладывается, ему не следует прерывать работу: этот процесс важнее, чем соблюдение регламента. По завершении организуется обсуждение. Вопросы:
1. Насколько сложным оказалось выполнение этого задания?
2. Было ли для вас трудным заполнить второй столбец? Почему?
3. Удалось ли вам назвать семь пунктов, описывающих «замечательные черты» отстающих? Почему?
4. Появились ли у вас неожиданные новые мысли о вашем ученике?
5. Захотелось ли вам попристальнее понаблюдать за этим ребенком и лучше понять его?

III ЭТАП

Ведущий. До этого момента мы говорили с вами о тех трудностях и проблемах, с которыми вы как педагоги сталкиваетесь в своей работе и с которыми теми или иными способами справляетесь, — особенно если вам удается увидеть достоинства своих «двоечников». Пока речь шла о наших с вами — взрослых — трудностях. Трудностях обучения. Но ведь обучение — процесс двусторонний. То, что является трудностями для учителя, — не меньшая проблема и для ученика. Порой нам кажется, что ему все равно, что он равнодушно, а то и скептично относится к учебе. Но так ли это? Давайте попробуем понять, как видит мир, как воспринимает свою учебу самый «выдающийся» из ваших неуспевающих учеников.
Ведущий просит участников группы поудобнее расположиться в своих креслах, закрыть глаза и расслабиться. При наличии у ведущего соответствующих навыков можно провести сеанс релаксации, а затем перейти к визуализации.
Ведущий. Вы чувствуете себя спокойно и легко. У вас размеренный ритм дыхания. Вы расслаблены... А теперь представьте себе класс, с которым вы работаете. Идет урок, который ведете вы. Дети слушают вас, работают. Посмотрите на своего «двоечника», чьи замечательные черты вы недавно описывали. Представьте его лицо во всех подробностях, рассмотрите его одежду, понаблюдайте за тем, как он движется, как разговаривает...
Оставайтесь совершенно спокойным, расслабленным... Там, раньше, когда-то, его поведение и манеры, возможно, раздражали вас. Но сейчас вы спокойны и сдержанны... Вообразите картинку с этим вашим учеником как можно ярче. Добавьте в нее яркости и цвета, сделайте более четкими детали. Попробуйте насытить эту картинку звуками и движением.
Представьте, что может видеть этот ребенок со своего места в классе. Как выглядит все окружающее оттуда? Вот этот ребенок посмотрел на вас. Попробуйте взглянуть на себя его глазами. Какой кажетесь ему вы? Станьте на короткое время этим ребенком, почувствуйте себя сидящим за его столом, откройте тетрадь, возьмите авторучку, услышьте слова учителя... Попытайтесь выполнить то задание, которое он дает ученикам. Трудно? Если вам трудно, попробуйте осознать, почему...
Что вы чувствуете, будучи этим ребенком? О чем вы думаете?.. А теперь вернитесь в свое собственное тело. Посмотрите на этого ребенка со стороны... Взгляните в его глаза... Вы снова здесь, в нашей комнате. Вы сидите в кресле. Не открывая глаз, пошевелите руками и ступнями ног... Теперь поворочайте головой... Не делайте резких движений... Откройте глаза.

Убедившись, что все участники группы чувствуют себя нормально, ведущий предлагает обсудить результаты упражнения. Участники делятся впечатлениями от визуализированных образов и от того, насколько успешно удалось с ними поработать. Важно обратить внимание на те чувства и мысли, которые возникли у педагогов в ситуации «превращения» в избранного ими «двоечника».

IV ЭТАП

Ведущий. Вместе мы продвинулись по пути лучшего понимания тех детей, которых мы сами относим к категории отстающих. Конечно, не всех, а тех, кого выбрали. Продолжим эту работу. Каждый из этих детей оригинален и своеобразен, он думает и чувствует по-своему, по-своему воспринимает окружающее. Когда мы сами думаем о таких детях, у нас могут возникать яркие и порой неожиданные метафорические образы. Я прошу вас нарисовать метафорический портрет вашего «двоечника». Принципы соцреализма в искусстве нас не интересуют. Пусть основой вашего рисунка станет именно метафора.
Для рисования лучше всего использовать краски. Время — от пятнадцати минут до получаса. По завершении желающие могут прокомментировать собственные рисунки. При этом ведущий строго оговаривает запрет на интерпретацию чужих рисунков. Участники группы могут лишь задать друг другу уточняющие вопросы и сообщить о своих чувствах, которые вызвали у них метафорические портреты «двоечников».

V ЭТАП

Ведущий. Для того чтобы лучше понять важнейшие аспекты наших взаимоотношений с неуспевающими школьниками и их личные особенности, мы использовали логический анализ, активное воображение и эмоционально-творческие ресурсы. А значит, нам стали яснее те причины, которые негативно влияют на успеваемость этих детей. Если вначале мы описали и конкретизировали трудности в обучении детей, то последний этап нашей работы будет связан с осознанием причин этих трудностей.
Группа разбивается на четыре-пять подгрупп (в зависимости от количества участников), и каждой группе предлагается одна из трудностей обучения — лидеров в рейтинге. Задание — назвать возможные причины возникновения этих трудностей у детей. Время на подготовку — десять минут. По истечении указанного времени каждая подгруппа представляет найденные причины.
Вот некоторые из возможных вариантов:
– низкий уровень внимания;
– низкий уровень развития произвольности процессов;
– несформированность самоконтроля и умений действовать по правилу;
– слабое развитие фонематического слуха;
– обида на учителя;
– отсутствие учебной мотивации, преобладание игровой мотивации;
– быстрая утомляемость, болезни;
– психологические сложности в семье;
– отсутствие признания у одноклассников;
– низкая самооценка, неуверенность в себе;
– слабое развитие образного мышления, кратковременной памяти или/и какой-либо модальности восприятия;
– слабое речевое развитие, сложности в овладении русским языком (поскольку он не является родным);
– сниженный уровень волевого развития.

Казалось бы, подобные причины педагоги могли назвать и без предварительной работы. Однако все предыдущие этапы помогают им выявить указанные причины не абстрактно, не на основе «сухой рациональности», а в связи с конкретными детьми в результате сопереживания, сочувствования, эмпатии. Главным итогом становится изменение отношения к «двоечникам».
Последующие занятия должны быть направлены на анализ оптимальных способов помощи детям в преодолении имеющихся трудностей.

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук