Поставим
мысленный эксперимент. Предположим, некий
мальчик дурно вел себя во дворе: побил маленького
соседского мальчишку. Тот пожаловался своему
отцу, отец отправился к соседу — «приструни, мол,
своего», и наш отец берется за ремень. Он порет
сына, приговаривая:
— Не бей маленьких! Ты у меня на всю жизнь
запомнишь, как маленьких бить!
Вопрос: чему учит отец? Бить маленьких или не бить
маленьких?
Теперь мы можем ответить: неизвестно, научит ли
он тому, чему хочет научить, но бить другого —
научит наверняка.
Нравственной цели (не посягай) отец учит
безнравственными средствами (посягая) — и мы
должны признать, что он не воспитывает ребенка,
как он думает, а развращает его душу, учит
безнравственности, учит посягать на человека.
Наши цели ребенку, как правило, недоступны. Он не
может понять, отчего нельзя стукнуть
пристававшего к нему соседского мальчишку, зачем
надевать теплую куртку, когда еще тепло, зачем
есть, когда не хочется, зачем спать, если не
спится, зачем сидеть за уроками, если все равно
ничего не понятно, — всех этих целей ребенок не
понимает. Но средства, которыми мы своих целей
пытаемся достичь, вполне ребенку доступны.
Замечание, брань, крик, ремень — что тут
непонятного? Школа обучения средствам
открывается на первой минуте после рождения.
Воспитание — это обучение средствам для
достижения своих и общих целей.
Мама говорит неудачному (на ее взгляд) сыну:
— Пожалей маму!
— Я больше не могу с тобой!
— Ну ради отца с матерью!
— Неужели тебе мать не жалко?
Маме кажется, что она учит чуткости. На самом деле
работает школа эгоизма: мама учит жаловаться,
учит думать о себе, учит добиваться своего,
вызывая жалость, учит беспомощности, унижению,
навязчивости. И эти, а не другие уроки будут
восприняты и обращены против матери же.
Грубовато обращаясь с младенцем, я учу его
грубости, и больше ничему. Какая бы у меня ни была
важная цель: здоровье ребенка, его будущее, его
жизнь, но учу я его одной лишь грубости. Ее он
воспринимает, а не мою цель.
Требуя от ребенка, я учу его требовать от
родителей, от людей, от жизни. Не тому учу и не
другому, а только требовать, наступать, из горла
вырывать — дай! Делай, как я велю!
Добиваясь верха — учу добиваться верха.
Прошу — учу просить.
Уступаю — учу уступать.
Добиваюсь своего увлекая, шутя, с выдумкой — учу
тому же своего ребенка.
В глаголах «грубить», «просить», «требовать»,
«посягать», «уступать» выражены такие же
действия, как в глаголах «пилить», «читать»,
«стирать», «косить». Физическим действиям мы
учим наглядно, душевным — незаметно. Нам кажется,
что ничего значительного не происходит, но
процесс обучения идет — мы учим добиваться своих
целей определенными душевными движениями, как
учат строгать определенными физическими
движениями.
Симон СОЛОВЕЙЧИК
Из книги «Педагогика для всех»
|