Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Я И ШКОЛА

Программа развития
адаптивных возможностей учащихся
при переходе в среднее звено

Данная программа — итог нескольких лет работы школьных психологов с учащимися пятых классов лицея г. Кунгура. Именно пятиклассники, пришедшие к нам из разных школ города и района, особенно нуждаются в помощи и поддержке.
Для них это не только переход от одной ступени обучения к другой, из начальной школы в основную, но и смена учебного заведения, класса, учителей.
Возможность успешного продвижения школьника на этом этапе зависит от его способности адаптироваться к изменениям условий обучения.
Важно научить детей жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека.
Поэтому необходимо способствовать воспитанию стремления и умения жить вместе — в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире.
Необходимо создать условия для саморазвития, что позволит ребенку быть автором своей судьбы.

Цель

Создание адаптивной среды, призванной помочь каждому ученику быть:
— субъектом собственной жизнедеятельности,
— субъектом предметной деятельности,
— субъектом деятельности общения,
— субъектом деятельности самосознания.

Задачи программы

1. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
2. Формирование позитивной Я-концепции, развитие самосознания.
3. Воспитание активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающему миру.
4. Развитие учебной мотивации, формирование интересов.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Формирование гуманистических ценностей.
Цели и задачи программы соответствуют основным задачам образования,
задачам возрастного развития и учитывают специфику нашего образовательного учреждения.

Условия проведения

Программа «Я и моя школа» рассчитана на работу с учащимися 5-х классов.
Занятия проводятся в течение первой четверти со всем классом и по подгруппам.
Организация группового процесса проходит в виде игры, занятия объединены общим сюжетным содержанием.
Это позволяет заинтересовать детей, снизить уровень тревоги, что помогает пятиклассникам легче адаптироваться в новой группе людей, создает безопасное пространство для общения, ситуацию успеха, условия для самовыражения. Музыкальный фон способствует созданию эмоционального настроя, облегчает самораскрытие участников, помогает сосредоточиться и внести элемент оптимизма.
Ведение общего дневника занятий в форме «Судового журнала» активизирует творческий потенциал учащихся, развивает навыки рефлексии. Опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома в «Личном дневнике путешественника».
Некоторые задания дневника предусматривают совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать активными участниками реализации программы.

Методы:

— имитационные и ролевые игры;
— элементы социально-психологического тренинга;
— психогимнастика;
— рисуночные методы;
— элементы групповой дискуссии;
— техники и приемы саморегуляции;
— метод направленного воображения и др.

Тематическое планирование

п/п
Название тем и входящих в них подтем Кол-во
часов
1 Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! 2
2 Собираемся в путешествие 2
3
3.1
3.2
3.3
Путешествие в себя
Порт имени меня
Мое отражение в воде
Родники моей души

2
2
2
4
4.1
4.2
Плывем на корабле
Мы — команда
Законы корабельной жизни

2
2
5 Кораблекрушение 2
6 В гостях у королевы Эмпатии 2
7 Остановка «Родительский берег» 2
8
8.1
8.2
Препятствия на пути
Рифы проблем и трудностей
Внутренние резервы
2

2
9 Остров капитанов 2
10 «Друзья, прекрасен наш союз...» 2
11 Гавань моей мечты 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Встреча первая.
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Цель. Снятие напряженности и тревоги.
Задачи. Знакомство учащихся друг с другом, учителями, школой.

Встреча вторая.
«Собираемся в путешествие»

Цель. Формирование умения ставить реальные цели. Формирование мотивации учения и совместной деятельности.
Задачи. Принятие правил и норм поведения в группе. Формирование ответственного отношения к своему будущему, обучению в школе, умения реалистически оценивать свои возможности. Выяснить представления учащихся о жизненных ценностях, их отношение к учебе.

Встреча третья.
«Порт имени меня»

Цель. Снятие тревожности в новом коллективе, позитивное принятие себя, самоутверждение.
Задачи. Реализовать стремление к самопознанию. Помочь детям понять свою уникальность, развить чувство собственного достоинства.

Встреча четвертая.
«Мое отражение в воде»

Цель. Формирование образа Я. Принятие себя на уровне тела и чувств. Взаимопринятие.
Задачи. Познать свою индивидуальность. Обучить приемам релаксации.

Встреча пятая.
«Родники моей души»

Цель. Раскрыть способности учащихся. Повысить самооценку, мотивацию сотрудничества, учебную мотивацию. Способствовать самопознанию.
Задачи. Организовать самоисследование интересов, склонностей, способностей учащихся, сформировать чувство гордости за себя, за одноклассников, за свою школу. Развивать творческие способности. Развивать навыки рефлексии.

Встреча шестая.
«Мы — команда»

Цель. Сплочение коллектива. Формирование способности конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Задачи. Сформировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей и соблюдения их членами объединения.

Встреча седьмая.
«Законы корабельной жизни»

Цель. Формирование убеждения в необходимости законов, моральных норм и их соблюдения. Дать понимание, что законы — это не только то, что требует общество, но и то, что мы признаем сами.
Задачи. Сформировать ценностное отношение к регламентации взаимодействий и взаимоотношений людей; выработать навыки законопослушного поведения (соблюдения правил); преодолеть проявления подросткового эгоцентризма.

Встреча восьмая.
«Кораблекрушение»

Цель. Развитие групповой активности, навыков взаимодействия и общения. Выявление личностно-ролевого потенциала группы. Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения выдвигать и отстаивать свою точку зрения.
Задачи. Развитие творческого воображения, навыков планирования, прогнозирования и поиска выходов из проблемной ситуации. Выявление лидеров, характера взаимоотношений в классном коллективе.

Встреча девятая.
«В гостях у королевы Эмпатии»

Цель. Воспитание гуманистической ориентации личности, формирование навыков эмпатийного общения, коммуникативных навыков.
Задачи. Научить детей понимать, сочувствовать, оказывать поддержку друг другу.

Встреча десятая.
Остановка «Родительский берег»

Цель. Формировать убеждение в важности семьи в жизни человека. Воспитание любви и уважения к родителям.
Задачи. Укреплять привязанность к членам своей семьи, развивать чувство гордости за свою семью. Показать роль матери в воспитании детей (материнство, женственность, нежность) и роль отца (отцовство, мужественность, сила, добро).

Встреча одиннадцатая.
«Рифы проблем и трудностей»

Цель. Познакомить с понятием психическое здоровье и способами его сохранения. Научить ребенка снимать с себя эмоциональное напряжение, сохранять положительное мнение о самом себе даже в ситуации стресса. Сформировать понимание трудности.
Задачи. Выявить проблемы учебного процесса, причины успехов и неудач. Установить влияние эмоций на здоровье. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности, навыки рефлексии.

Встреча двенадцатая.
«Внутренние резервы»

Цель. Дать понятие о силе воли и выносливости. Научить методам саморегуляции.
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение. Повысить мотивацию саморазвития. Способствовать развитию волевой сферы личности.

Встреча тринадцатая.
«Остров капитанов»

Цель. Укрепить чувство доверия к взрослым (учителям), пробудить желание с ними сотрудничать, помочь осознать, что учителя обладают индивидуальностью и чувствами. Развитие навыков взаимодействия с взрослыми (учителями).
Задачи. Знакомство с особенностями профессии учителя, развитие навыков взаимодействия с взрослыми, воспитание уважительного отношения к учителям.

Встреча четырнадцатая.
«Друзья, прекрасен наш союз...»

Цель. Формирование потребности в продолжении и создании традиций лицея. Воспитание патриотического отношения к школе.
Задачи. Знакомство с историей и традициями лицея г. Кунгура. Развитие навыков культурного социального творчества. Самопрезентация.

Встреча пятнадцатая.
«Гавань моей мечты»

Цель. Диагностика личностного роста. Отработка навыков целеполагания, рефлексии.
Задачи. Закрепить полученные навыки и умения самораскрытия, самоанализа, подвести итоги работы. Оказать психологическую поддержку.

ПРИМЕРНЫЕ СЦЕНАРИИ
НЕКОТОРЫХ ЗАНЯТИЙ

ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ.
«КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ!»

1. Знакомство участников встречи. Игра, направленная на запоминание имен, налаживание связей (варианты: «Снежный ком», «Имя с выходом», «Игра с мячом»).
2. Формирование 3—4 команд для следующего этапа встречи (если присутствуют родители учащихся, они тоже могут стать членами команд).
3. Игра — путешествие по зданию лицея. (На этом этапе целесообразно привлечь помощников — учеников старших классов.)
Командам выдаются маршрутные листы с названиями и номерами кабинетов, где им предстоит учиться. В классах команды встречаются с учителями-предметниками, знакомятся с ними и выполняют небольшие творческие задания, приготовленные педагогами. Выполнение задания оценивается. Символические оценки заносятся в маршрутный лист. По окончании путешествия команды встречаются в своем кабинете.
4. Подведение итогов, награждение победителей.
5. Рефлексия
На бумажных кленовых листочках участники встречи пишут, что нового узнали, с кем познакомились, что или кто понравился больше всего. Желающие рассказывают о своих впечатлениях. Листочки прикрепляются к дереву, изображенному на большом листе ватмана.
Ведущий. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Первый день, первая встреча, но одно большое дело уже сделано — мы создали, вырастили дерево. Значит, и другие задачи нам по плечу, когда мы вместе.
6. Ритуал прощания.
7. Задание к следующей встрече: узнать историю своего имени — почему так назвали, кто назвал. Что обозначает имя. Знаменитые, известные или просто любимые люди, которых тоже так зовут (тезки).

Страница личного дневника к занятию
Домашнее задание:

1. Узнай у родителей историю своего имени. Кто назвал? Почему? Запиши.


2. Найди в словаре, энциклопедии или другой книге свое имя. Что оно означает?


3. Твои тезки. У кого из знаменитых певцов, художников, писателей, спортсменов такое же имя, как у тебя?


4. Я люблю, когда меня называют:

ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ.
«ПОРТ ИМЕНИ МЕНЯ»

Материалы. Аудиозаписи с шумом моря, торжественным маршем. Карта путешествия, цветные карандаши и бумага.

Занятие проводится в круге.

1. Работа с именем
Упражнение «История моего имени. (Кто назвал? Почему? Тезка, которым я горжусь.)
Упражнение «Снежный ком».
Ведущий. Произнесите громко, твердо, гордо свое имя, ведь вашим именем назван самый лучший порт в мире. Следующий повторяет имя первого и свое, с той же гордой интонацией. Далее — так же, пока последний не закончит называть все имена.
Творческое задание «Нарисуй имя». Демонстрация работ.
Рефлексия.

2. Психологический этюд «Я — капитан!» (Чистякова М.И. Психогимнастика.)

3. Упражнение «Кто я? Какой я?». Запись в личном дневнике.

Страница личного дневника к занятию
Ответь на вопросы: Кто я? Какой я?

(десять ответов).

Я

Я себя хвалю.
Я себя люблю.
Я себя храню.
Я себя ценю.
Я себе все прощаю.
Я себя уважаю.
Я себя благословляю.
И с жизнью земной поздравляю.

4. Рефлексия. Участники зачитывают результат выполнения последнего задания» высказываются, трудно или легко им было его выполнять.

5. Игра «Это здорово!»
Ведущий. Расскажи, что у тебя получается лучше, чем у других, чему ты лучше всего уже выучился. Группа (хором) тебя поддерживает: «Это здорово! Ты молодец!»

6. Творческое задание
Ведущий. Вспомни все свои хорошие качества, дела, поступки. Сочини и запиши хвалебную оду о себе.
Представление работ.

7. Этюд «Парад». (Чистякова М.И. Психогимнастика.)

8. Домашнее задание. Работа с личным дневником. Принести зеркальце, цветные карандаши и бумагу.

ВСТРЕЧА ЧЕТВЕРТАЯ.
«ОТРАЖЕНИЕ В ВОДЕ»

Материалы. Музыкальное сопровождение, зеркала, цветные карандаши, бумага.

Работа в круге, малой группой.

Ведущий.

Нет ничего прекрасней
Вокруг, чем жизнь моя.
И это просто счастье,
Что у меня есть я!

1. Игра-приветствие «Друг к дружке» (Фопель К. Часть 4. С. 67).
2. Упражнение «Свет мой зеркальце, скажи...».
Ведущий. Сегодня наша встреча называется «Отражение в воде». Когда плывешь на корабле, то всюду тебя окружает водная гладь, ее свойство — отражать. Но наше путешествие — это игра, фантазия. И водную гладь мы заменим зеркалами, глазами друг друга, ведь и в зеркале, и в глазах людей можно увидеть свое отражение.
Учащиеся разглядывают себя в зеркала под комментарий ведущего:

Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Покажи мне глазки,
Покажи мне ушки,
Щечки, ротик, носик,
Светлую
(темную, кудрявую) макушку,
Бровки да реснички,
Ямочки, косички,
Подбородок, родинку,
Шейку и улыбку.

Дети проводят руками по глазам, бровям, губам, чтобы запомнить, почувствовать их форму и линию. Называют цвет глаз, цвет волос, рассказывают о своем лице и заканчивают фразой: «Ах, какой я красивый (какая я красивая)!»

2. Игра «Зеркало». Дети образуют круг. В центр круга встает один из участников игры, показывает движения, а другие повторяют. Рефлексия. Какое движение показал? Что вернулось? Что отобразило зеркало? Если кривлялся, то же и получил, если улыбался — улыбка, доброта отразилась на других и к тебе же вернулась.

3. Упражнение «Самого себя любить» (Фопель К. Часть 1. С. 114).

4. Творческое задание. Продолжение предыдущего упражнения. Рисуем свой портрет. Выставка автопортретов.
Рефлексия. Какие чувства испытывал, когда рисовал? Понравился ли свой портрет, портреты одноклассников?

5. Ритуал прощания.
3. Принеси на следующее занятие зеркало, альбомный лист, цветные карандаши.

ВСТРЕЧА ДЕВЯТАЯ.
«В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ ЭМПАТИИ»

Материалы. Аудиозаписи с шумом моря, карта путешествия, цветные карандаши, бумага, клей.
Звучит запись с шумом моря.
Ведущий. Команда к отплытию готова?
Дети. Готова!
Ведущий. Занять места.
Дети. Есть занять места.

Страница личного дневника к занятию

Ведущий. Наш корабль опять в пути. Держитесь крепче. Сильные волны бушуют за кормой. Возьмитесь за руки, закройте глаза. Мысленно отправьте друг другу теплые чувства, пожелания удачи и дружескую поддержку, которые так необходимы нам в пути.
(Пауза. Дать ребятам почувствовать тепло рук, доброжелательность.)
Глазки можно открыть. Наш корабль подплывает к берегу.
Сегодняшняя остановка — «Королевство Эмпатии». Почему оно так называется? Потому что правит этим королевством королева Эмпатия — милая, добрая, прекрасная, понимающая.
А у нее есть дети — мальчик Эм и девочка Патия. Над этим королевством всегда светит ласковое солнышко, плывут розовые облака, всюду распевают песни птицы, а жители королевства готовы прийти на помощь любому, кто в этом нуждается. Вас внимательно выслушают, посочувствуют и обязательно помогут и словом, и делом. Все эмпатийцы просто обожают свою королеву и ее детей.Эм и Патия всегда были дружны. Мальчик Эм восхищался красотой своей сестры, ее нежностью, грациозностью, умением обо всех позаботиться. А девочка Патия ценила брата за силу, мужество, справедливость, ловкость, светлый ум. И не было такого события во дворце, где Эм и Патия не помогали бы друг другу.
Но рядом с Королевством Эмпатии, возле Океана Любви и Дружбы, в заливе Малодушия, живет ведьма Антипатия. И никто ее не любит, потому что она никому не делает добра, сама не умеет любить, помогает только тем, кто творит зло и сеет ненависть. Но даже они не любят ее, потому что не способны, не умеют. Они стали злодеями, потому что ненавидели людей и не любили себя.
Никто не приглашал Антипатию ни на какие праздники. Она одна себе злилась, ей было одиноко, плохо. Она не понимала своих проблем. Источник неприятностей видела в том, что люди любили Эмпатию и ее детей. Конечно же, Антипатия завидовала им, ей хотелось их уничтожить.
Собрала она все злые белые силы: снега и бураны, белые вьюги и метели, колючие ветра и лютую стужу — смешала в волшебном котле и бросила во дворец Эмпатии. И первыми, на кого упали эти силы, были Эм и Патия. Лютая стужа заморозила их сердца, превратив в льдинки. Вьюги и метели выдули из души тепло и нежность. Снега и бураны сделали детей жестокими и злыми. С утра до вечера они только и знали, что ссорились.
— Ты плакса и ябеда, — кричал Эм.
— А ты грубиян и задавака, — слышал он в ответ от Патии.
Птицам невыносимо было это слышать, и они улетели. Розовые облака превратились в черные тучи, жители стали хмурыми и сердитыми. Милая, добрая Эмпатия была в отчаянии. Одна она не могла ничего исправить. И тогда она решила прийти к людям и попросить помощи.
Правильно ли она сделала? Как ей помочь?

Выслушиваем ответы детей.
Есть в мире самая большая сила — сила любви. Даже лед тает от горячей любви. Сердца детей стали льдинками. Давайте же согреем их. Превратим льдинки в «глаз любви».
Надо нарисовать такой «глаз любви», чтобы он посмотрел и растопил ледяные сердца, чтобы он выражал любовь.

Объяснение учителя, как изготовить «глаз любви» из льдинок (авторская методика А. Мунк).
Рефлексия. Рассмотреть всем вместе, что выражает глаз, выражает ли он любовь, какая это любовь?
«Глаз любви» не может видеть в пустом белом мире. Любовь рождается от любви. Давайте и мы нарисуем мир любви вокруг наших «глаз любви». Придумайте каждый свой мир, в котором живет любовь.
Дети рисуют, придумывают название своего мира. Затем все вместе оформляют панно «Мир любви».
Ведущий. Теперь наши «глаза любви» смотрят на Эма и Патию, и их сердца оттаивают. Вот и улыбки появились на лицах, раздался звонкий смех, обнялись брат с сестрой и побежали к королеве Эмпатии.
Вернулись птицы, выглянуло солнышко, и вместо туч появились розовые облака.
Звучит приятная музыка с записью пения птиц.
Ведущий. Ребята, я вижу, что и ваши глаза светятся добротой и любовью. Сегодня вы совершили подвиг — спасли двоих детей и целое королевство. И пусть это пока придуманный мир, но ваше желание помочь было самым настоящим.
Рефлексия:
— Какие чувства вы испытывали во время сегодняшнего путешествия? Чему научила вас сказочная история, участниками которой смогли стать и вы?
Ответы детей.
Ведущий. Спасибо всем.
Ритуал прощания.

Наталья ОСТАНИНА,
Светлана ВЕРТИПРАХОВА
педагоги-психологи,
г. Кунгур, Пермская обл.