«ОТРАЖЕНЬЕ — ЭТО ЛИШЬ ОБЛОЖКА»
Дорогая редакция!
Еще в 2000 году, после знакомства в «Школьном
психологе» с материалом М.Битяновой о Неделе
психологии в школе (№ 34, 1999), я впервые в нашем
городе провела такую Неделю. В этом году почти
все 17 городских школ провели это мероприятие в
своих коллективах. Конечно, комплектность школ
различная, но идея популяризации психологии,
сплочения учащихся и учителей, объединенных
общим коллективным действием, отлично прижилась
и в Беларуси. Спасибо вам за идею!
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
В этом году психологи Полоцка
решили провести Неделю психологии после
весенних каникул, добавляя к весеннему
настроению радость общения с психологом. Первый
день пришелся как раз на первое апреля. Его девиз:
«Пусть в вашей жизни будет только хорошее
настроение».
Все мероприятия проводили члены
психологического клуба «Зеркало». В этот день
работали «комната смеха», «комната страха —
комната воскрешения», а также проводились
конкурсы: «Бой петухов», «Бой подушками»,
«Болото», «Скачки». Даже в 7 утра следующего дня
дети приходили специально в комнаты смеха и
страха.
«Комната смеха» — это своеобразное
путешествие вокруг света. Учащиеся старших
классов являлись экскурсоводами. Заранее
разрабатывался маршрут. Путешественники с
завязанными глазами преодолевали множество
препятствий. В пустыне шли через воображаемые
верблюжьи колючки (веники), в тропиках на
путешественника набрасывалось «стадо обезьян»
(нацеплялись всевозможные заколки, прищепки), на
руки лился небольшой дождик, надевалась на
голову корона. Был и горный перевал (переход
через стулья), и пещера — надо было пролезть под
столом.
После прохождения всех препятствий
путешественника подводили к зеркалу и снимали
повязку. Он и все окружающие (некоторые
допускались как зрители) могли посмеяться.
Больше препятствий мы устраивать не рекомендуем,
т.к. это займет много времени и все желающие не
смогут попасть в эту комнату. В нашей школе на
каждой перемене работали две «комнаты смеха»
(актовый зал, кабинет организатора). Экскурсоводы
брали сразу по два-три человека, но и то не всех
удавалось пропустить, тем более что дети
становились в очередь по второму разу.
ПОБОИМСЯ И ПОДЕРЕМСЯ
«Комната страха — комната
воскрешения» также пользовалась очень
большой популярностью. Интересный факт, что в нее
стремились попасть дети, которые обычно
испытывают много страхов в обычной жизни.
Темноты в комнате не было. Дети приглашались по
одному и садились на стул. Под стулом в это время
находился подготовленный ребенок, который лежал
лицом вниз (на маленькой подушечке). На ноги ему
надевалась большая куртка, а на том месте, где
якобы находится голова, лежала небольшая легкая
шапочка.
В инструкции говорилось, что сейчас во власти
школьника, который сидит на стуле, оживить
девочку (читатели сами могут придумать и сказать
детям, что с ней случилось). Если он правильно
угадает ее имя, то она оживет. Ребенок на стуле
называет разные имена девочек, и в самый
неожиданный момент «девочка» под стулом сгибает
колени, куртка поднимается и шапочка летит на
сидящего.
Учащиеся под стулом на каждой перемене менялись
(в основном я брала мальчиков из 6-го класса).
Мальчики предупреждаются перед приходом в
комнату нового ученика, что поднимать ноги нужно
на второе, третье, четвертое имя...
Игра «Болото» (Марина Битянова.
«Школьный психолог», № 31, 2001). Это упражнение
выполняли все классы начальной школы и 5–8-е
классы. Когда в холле второго этажа появилось
поле из 36 клеток, все уже были в курсе, что нужно
делать. Инструкторы из 8-х классов следили за
выполнением правил и записывали детей, которые
лучше всего запомнили маршрут. Изменения в игре
«Болото», конечно же, пришлось произвести, иначе
немногие за перемену смогли бы его пройти.
Изменения такие: маршрут показывали детям в
течение 10 секунд, затем выбранная группа
пробовала его пройти, обнаружив все кочки.
Игра «Скачки» проходила в коридорах,
где меньше всего ходят учащиеся. Применялись
скакалки и резинка. Задания обычные — на
внимание. Нужно было выполнить заданные прыжки
через скакалку и выпрыгнуть из резинки на
определенное слово. Особенно популярной эта игра
была у девочек из 3–4-х классов.
«Бой петухов» и «Бой подушками»
больше всего привлекли, конечно, мальчишек всех
возрастов. Самое замечательное, что агрессивные
дети, посражавшись на переменах, спокойнее и
внимательнее были на уроках. Однако важно
закончить эти игры хотя бы за 3 минуты до звонка,
чтобы учащиеся немного успокоились.
За боями следили учащиеся 7-х классов, выделяя
самых тактичных и сильных игроков. «Бой
подушками» проходит на скамейке, поэтому важно,
чтобы вокруг создавалось безопасное
пространство.
«Бой петухов» больше привлекает учащихся
начальной школы, поэтому игру лучше проводить в
холле, где занимаются малыши. Инструкция может
быть такой: «Вам предлагается попробовать свои
силы. Станьте в стойку петухов. Одну ногу,
согнутую в колене, возьмите рукой, вторую руку за
спину. Попытайтесь вытолкнуть соперника из
круга».
ЗНАКИ ВНИМАНИЯ
Во второй день Недели психологии
проводилось общешкольное действие «Тайный
друг». Все, кто находился в школе, оказывали
друг другу знаки внимания. Это были записки с
добрыми пожеланиями, открытки, маленькие
сувениры. Дети заранее знали про этот день, ведь
уже третий год он с успехом проходит в нашей
школе. Но что приятно удивило: много записок
получили наши технички, работники столовой,
учителя, и ни одной записки дети не вернули по
причине «плохих пожеланий». А ребята из младшей
школы уже с утра пришли с пакетами подарков для
других детей и взрослых.
Третий день Недели — это День творчества и
здорового образа жизни. На всех переменах
учащиеся 1–7-х классов могли посмотреть сказку о
предупреждении появления вредных привычек.
Учителя продолжали тему беседой на уроке. В 3-х
классах дети сочиняли сказки о здоровье.
На уроках прошли конкурсы «Самый творческий
ответ», «Школа будущего» (конкурс рисунков).
Состоялся семинар для педагогов «Можно ли
обучить учителя мыслить творчески?», проведено
тестирование учителей по диагностике «Изучение
творческого потенциала педагога».
СПЛОТИМСЯ!
Цель четвертого дня — познакомить
учащихся с внеучебными интересами учителей и
работников школы, представить ребятишкам из
младших классов учителей старших классов;
повысить осведомленность учащихся; сплотить
школьников. Эта цель достигается общешкольным
действом под названием «Следопыты».
Каждому классу после второго урока дается лист с
40 вопросами, на которые как можно быстрее нужно
ответить. Например: «Чем любит заниматься в
свободное время директор школы?» или «Назовите
настоящую профессию нашего столяра». В этом году
в список были включены вопросы об учащихся из
разных классов, которых мы предупредили заранее,
и они сидели в своих классах полных две перемены.
В список дополнительных заданий (для восьми
самых быстрых классов) включены вопросы к нашим
электрикам, столярам, кочегарам, т.е. людям, чьи
имя и фамилию плохо знают и дети, и учителя (к
моему удивлению, быстрее всех ответили на серию
таких вопросов ученики 1-го «А» класса).
Учащиеся были осведомлены о штрафных баллах за
вызов учителя с урока, хождение по школе во время
уроков и нетактичное поведение. Уже несколько
лет в «Следопытах» побеждают учащиеся младших
классов, так как с ними бегают их учителя и четко
организуют все действия учащихся.
В субботу проводилась психологическая игра для
4–7-х классов «Необитаемый остров». Эта игра
нацелена на развитие навыков эффективного
общения и умений действовать сообща. Так как в
игре принимали участие ребята из разных классов,
то произошло еще и знакомство их друг с другом.
Игра проходила в течение двух часов в актовом
зале с привлечением организатора школы.
Для родителей событием стало посещение
очередного заседания родительского клуба
«Времена года».
В понедельник прошли общешкольные линейки
(начальная и старшая школа), где было объявлено о
закрытии Недели психологии, определены «звезды»
прошедшей недели, награждены победители
конкурсов. На занятиях по психологии в этот день
были подведены итоги, а также диагностика «Круг
наших интересов». Это была уже работа на будущее!
НА ПОЛНУЮ КАТУШКУ
В рамках Недели психологии можно
проводить и ряд мероприятий, которые не вполне
«встраиваются» в ее логику и структуру, но
провести их в другое время сложновато. Дети на
этой неделе настроены на психолога, готовы к
любым формам общения, администрация дает
«зеленую улицу», педагоги смирились — надо
использовать ситуацию «на полную катушку».
Например, в один из дней творчества в холле
второго этажа была выставка
психолого-педагогических вестников (выходящих
каждую неделю), по коридорам расклеивались
высказывания, цитаты, коротенькие
рассказы-притчи. Стены можно использовать для
ящиков-откровений, можно развесить картинки с
эмоциями, сделать ящик «листов гнева», где каждый
может написать имя своего обидчика.
В Полоцке многие школы города стали проводить
Неделю психологии. Интересные предложения
брались на вооружение всеми психологами. Так, в
средней школе № 1 (психолог Наташа Федоренко)
дети придумывали высказывания и развешивали их
на дверях кабинетов, стенах и даже на зеркалах.
Например, на зеркале висело такое высказывание:
«Отраженье — это лишь обложка, ты лучше всех», на
кабинете психологии — «Осторожно, добрые люди!».
В рамках недели психологии можно проводить
сюжетно-ролевые игры с учащимися разного
возраста после 5–6-го урока (см. с. 16 наст.
номера. – Ред.)
В средней школе № 15 (психолог Алла Гребенщикова)
были проведены опросы «Идеальный ученик глазами
учителя» и «Идеальный учитель глазами ученика»,
составлена карта в виде солнышка, и каждый
учитель проявил себя в какой-то номинации. Во
многих крупных школах проводились
психологические КВНы в 6, 7, 8-х классах.
Анаграммы
Актер
(терка) |
Лодка
(оклад) |
Лето
(тело) |
Навес
(весна) |
Комар
(корма) |
Ром
(мор) |
Краска
(каркас) |
Кольцо
(цоколь) |
Соринка
(росинка) |
Смола (масло) |
Кукла (кулак) |
Среда (адрес) |
Логические закономерности
В каждой строке дается три слова. Надо написать
четвертое, которое относится к третьему, как
второе к первому.
труд :
награда |
лень : (наказание) |
радость :
свет |
печаль : (тьма) |
шум : толпа |
тишина : (один,
одиночество) |
чтение :
книги |
пение : (ноты) |
волки : лес |
люди : (город) |
телефон : ухо |
кино : (глаза) |
двор : ворота |
дом : (дверь) |
весна : осень |
рассвет : (закат) |
человек :
платье |
дерево : (кора,
листва) |
время : часы |
теплота : (температура) |
автомобиль :
руль |
поезд : (рычаг,
пульт управления) |
дружба :
любовь |
вражда : (ненависть) |
покой : движение |
плен : (свобода) |
НАШ КВН
В нашей школе проводился КВН для
смешанных команд 6-х и 7-х классов. Давались такие
задания:
1. Название команд, представление друг друга.
2. Составить как можно больше слов из букв слова
диагностика.
3. Разгадать ребусы, составленные на слова полка,
Австрия, стриж, родина, изба, фонари, подушка,
вода, напиток.
(Пока дети готовились, прошла игра со зрителями
«Колпак мой треугольный».)
4. Отгадать пантомиму
Вы пришли с улицы, где шел дождь, зашли в
помещение, закрыли зонт, отряхнули с себя капли,
сняли одежду и повесили сушиться.
Идет урок математики. Вы проситесь выйти,
разворачиваете и съедаете за дверью конфету,
потом опять заходите в класс и садитесь на место.
5. Решить анаграммы (слова, которые получаются из
уже имеющихся путем перестановки букв) и
обнаружить логические закономерности.
6. Подведение итогов.
Вот на такие подвиги вдохновила нас статья М.
Битяновой в вашей газете!
Светлана МЕДВЕДСКАЯ,
педагог-психолог,
г. Полоцк,
Республика Беларусь
|