Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕТИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
И ИХ ВОСПИТАНИЕ

Под ред. Л.М. Шипицыной
СПб.: Речь, 2003

В последние годы у нас в стране значительно выросло количество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эти ситуации у каждого ребенка разные, но все они представляет собой угрозу нормальному развитию, превращая интеллектуально одаренных детей в двоечников, добрых — в жестоких, а здоровых — в больных.
С такими детьми мы сталкиваемся на улице и, конечно же, в школе. Зачастую от школьного психолога требуют, чтобы он «исправил» этих детей, переломил неблагоприятную ситуацию. Однако проблема детей так называемой «группы риска» не может быть решена одним отдельно взятым специалистом. Эта проблема — комплексная, имеющая и социальную, и психологическую природу, а также медицинский аспект. И решить ее в каждом конкретном случае можно, лишь объединив усилия разных специалистов.
Но, к сожалению, специалисты из разных «ведомств» не знают, чем живут их коллеги, какие проблемы они способны и должны решать и на что могут опираться в своей работе. Поэтому, даже увидев, что случай выходит за пределы его компетентности, специалист (например, школьный психолог) зачастую не знает, куда направить семью или ребенка или куда можно обратиться самому. Представляемая книга, подготовленная по решению ученого совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Р. Валленберга, поможет восполнить дефицит информации по различным аспектам работы с «трудными» детьми и их семьями.
Книга предлагается авторами в качестве учебно-методического пособия и, безусловно, полностью соответствует этому жанру. В ней рассматриваются различные стороны сложной, мультидисциплинарной проблемы и содержится разнообразная полезная информация.
Начинается книга с краткой характеристики основных групп детей, нуждающихся в помощи. В следующей главе анализируются современная семья и причины нарушения ее воспитательной функции. Отдельно рассматриваются особенности воспитания детей в однодетной, многодетной и неполной семье, отношение родителей к проблемам воспитания в разных типах семей. Не оставлены без внимания и психологические причины нарушения «социально-эмоционального» (термин авторов) развития детей «группы риска». Здесь анализируются причины нарушений в самых разных сферах: социализации, школьной дезадаптации, межличностных отношений, нравственного развития. Обсуждаются и причины нарушений у детей-сирот с сенсорными отклонениями, ЗПР и умственной отсталостью.
Вторая часть книги посвящена социально-правовым аспектам решения проблем детей «группы риска». Здесь рассматриваются нормативно-правовые основы социальной защиты, обучения и воспитания детей, основные направления социальной защиты в современных условиях. Особый интерес представляет описание современных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и анализ специфики патронатного воспитания.
Эта книга поможет школьному психологу лучше ориентироваться в современной социальной политике.

Александр ШАДУРА

«Школьный психолог» предлагает всем издательствам, выпускающим литературу
по психологии, присылать в редакцию свои книги для независимого рецензирования.