ПСИХОТЕРАПИЯ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Е.Т. Соколова
М.: Издательский центр «Академия», 2002
В период книжного бума, когда не представляется
возможным познакомиться со всеми новинками
психологической литературы, приходится делать
выбор в пользу абсолютно необходимого в
профессиональном отношении чтения.
Многочисленные издания по психотерапии,
предназначенные прежде всего тем, кто
непосредственно занят консультированием и
психотерапией, вряд ли могут принести ощутимую
пользу психологу, работающему в школе.
Однако в данном случае меня заинтересовало то,
что ее автор не только пишет учебные пособия по
психотерапии, но и вот уже более 20 лет является
практикующим консультантом и психотерапевтом.
Это достаточно большой срок, если принять во
внимание, что именно таков возраст существования
психотерапии и психотерапевтической практики в
нашей стране.
Подобное сочетание теоретических исследований с
практической работой позволяет предположить
следующее. С одной стороны, автор хорошо знаком с
основными терапевтическими практиками, и это
помогает в ходе профессионального общения с
пациентом не соскальзывать на уровень житейской
психотерапии. С другой стороны, собственный опыт
способствует критическому восприятию
существующих теоретических подходов в
психотерапии.
Последнее способствовало оформлению
самостоятельной научной позиции, согласно
которой не существует одной истинной теории в
противовес всем остальным; все теории дополняют
и умножают наши знания о человеке. Такой подход
дает основание автору книги высказывать свою
точку зрения при рассмотрении различных
психотерапевтических подходов и формирует
«толерантность психотерапевтического
мышления». Причем автор обращает внимание на
мировую тенденцию к взаимовлиянию и
концептуальному взаимообогащению
психоаналитического,
бихевиорально-когнитивного и гуманистического
направлений психотерапии. Обращение к
современным исследованиям в области
психотерапии — еще одно несомненное достоинство
данного издания.
В силу того что данное издание является учебным
пособием, автором проведена большая работа по
систематизации излагаемого материала. В
частности, выделены критерии для сравнения
приводимых психотерапевтических подходов. Тем
не менее чтение книги остается серьезным
занятием, предполагающим не только желание
познакомиться с психотерапевтическими
направлениями работы, но и наличие базовых
знаний по основным отраслям психологии.
Было бы слишком смелым шагом рекомендовать
данную книгу всем психологам-практикам. Она
предназначена тем, кто считает нелишним для себя
знать, кто такая М. Кляйн, чем знаменит К.Роджерс и
какое влияние он оказал на становление
отечественной психотерапии, что такое теория и
практика личностного роста и т.д.
Психотерапия — область, которая всегда
привлекала и будет привлекать к себе внимание
ученых и практиков. Поэтому не исключено, что по
прочтении книги у кого-то возникнет желание
попробовать на практике некоторые
психотерапевтические приемы и методы. Думаю, что
в этой связи будет весьма полезно прислушаться к
советам этического порядка, которые, впрочем,
касаются не только психологического
консультирования и терапии.
Марина СТЕПАНОВА
«Школьный психолог» предлагает всем
издательствам, выпускающим литературу
по психологии, присылать в редакцию свои книги
для независимого рецензирования. |