КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
Г.Е. Акимова
Екатеринбург: У-Фактория, 2003
Книга написана в популярном сейчас жанре
вопросов и ответов, что сразу делает ее
привлекательной для родителей. Можно, не читая
большого количества специальной литературы,
быстро найти ответ на волнующий вопрос,
связанный с воспитанием и обучением ребенка.
Точнее сказать — несколько вариантов ответов,
поскольку автор еще в предисловии предупреждает
родителей о том, что «проблемы воспитания
представлены в книге как интересные
психологические задачи с несколькими
неизвестными». При этом ответы на вопросы
«откуда?» и «почему?» могут дать только сами
родители, проанализировав собственное поведение
и ответные реакции ребенка. Внимательно читая
книгу, неравнодушные родители смогут не только
лучше узнать и понять своего малыша, но и оценить
свою стратегию воспитания.
Материал в книге сгруппирован в два раздела.
Первый — «Ребенок в школе» — посвящен проблемам,
возникающим в процессе обучения, а второй —
«Ребенок и окружающий мир» — раскрывает
особенности детского поведения. Рассмотрение
каждой из проблем напоминает заочную
консультацию, когда психолог вступает в
своеобразный диалог с родителями, заставляя их
размышлять, анализировать и в результате —
приходить к самостоятельному заключению о
причинах нежелательных поступков ребенка, а
также планировать свои дальнейшие шаги,
направленные на изменение ситуации.
Даже беглое знакомство с перечнем
представленных проблем говорит о большом опыте
работы автора как психолога-консультанта. И хотя
с выбором и освещением отдельных вопросов не
всегда можно безоговорочно согласиться,
читатели получат достаточное представление о
том, почему ребенок неуспешен в школе или (и)
ведет себя не так, как хочется окружающим. Этому
способствует не только подробный рассказ о
характере проблемы, но и то, что автор через
систему отсылок расширяет представление
родителей о возможных причинах поведения
ребенка, которые в действительности могут быть
очень далеки от их внешних проявлений. А ряд
материалов сопровождается небольшими тестами и
опросниками.
Завершает рассмотрение каждой проблемы
небольшой список литературы для
самостоятельного изучения. Это, пожалуй, самое
слабое место в книге, поскольку большинство из
предложенных книг и журнальных статей
датировано серединой девяностых годов, что сразу
делает их недоступным для читателей. Тем более
что сейчас на книжном рынке в изобилии
представлены популярные психологические
издания, которые могут быть полезны родителям
для более углубленного знакомства с проблемой
ребенка.
Некоторые из отобранных изданий вообще
обескураживают. Так, по теме «Вовлечение в
деструктивные секты» почему-то рекомендуется
изучить «Материалы Ассоциации защиты семей и лиц
от губительно воздействия сект» (Франция)...
Но это не портит общего хорошего впечатления от
книги.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
«Школьный психолог» предлагает всем
издательствам, выпускающим литературу
по психологии, присылать в редакцию свои книги
для независимого рецензирования. |