Мамы чаще всего
говорят о ребенке так:
— Был бы человек хороший, больше мне ничего не
нужно.
Именно в таком порядке слов: «человек хороший», с
ударением на «человек». Иногда эту
программу-минимум поясняют:
— Был бы он добрый! Был бы он честный!
«Человек хороший» с ударением на «человек» —
значит добрый и честный.
Когда образование становится доступным всем,
приходит пора мечтать о человечности. Это от
хорошей жизни стали говорить «был бы он человек»,
а не от плохой.
Но в то же время все устали от дурных людей, от
бесстыжих слов, от бессовестно сделанных вещей,
от элементарной непорядочности. Устали от людей,
безразличных к людям.
В исследовании, проведенном психологами, когда
испытуемым предложили список из пяти качеств,
важных для человека, большинство поставили слово
«доброта» на первое место. Мы все мечтаем о
добром окружении.
Но когда этим же самым людям предложили такой же
точно список — но для себя, то слово «добрый»
было сброшено с чемпионской первой ступени на
третье-четвертое место. «Вы, пожалуйста, будьте
подобрее ко мне, а у меня доброты хватит» — так
это нужно понимать.
Каждый из нас кажется себе очень добрым; отчего
же в мире так не хватает доброты? Каждый склонен
ждать добра от другого, а не от себя.
Несмотря на общую нашу тоску по совести и добру, у
человека есть основания сомневаться: доброта и
честность — это достоинство или недостаток? Сила
или слабость?
В этом сомнении — все. Тут сердце, нет, тут
сердцевина всех наших воспитательных стараний.
Воспитать честных и добрый детей, воспитать
«человека хорошего» можно, и притом в любых, даже
самых отвратительных обстоятельствах; но для
этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с
детьми, хоть один человек из многих — вы,
читатель, или кто-нибудь другой — искренне,
глубоко, не сомневаясь — то ли с детства не
сомневаясь, то ли победив сомнения, — верил, что
доброта и честность, или любовь и совесть (что
одно и то же), не только не слабость человеческая
или глупость, но в них-то вся сила, в них весь
разум мира.
Любовь и совесть правят миром.
В этой строчке, которая может вызвать и усмешку, в
этой строчке, где каждое слово может показаться
напыщенным, в этой ничего не значащей для многих
людей сентенции — в ней бьется живое сердце
воспитания. Вся судьба детей, вся наша детная
жизнь — в этих словах, в том, что за ними скрыто.
Симон СОЛОВЕЙЧИК
Из книги «Педагогика для всех»
|