ИНФОРМАЦИОННОЕ НАСИЛИЕ
Традиционно выделяют
следующие виды насилия: сексуальное насилие над
ребенком, пренебрежение (ребенок предоставлен
сам себе, что приводит к травмам и различным
издержкам в отношениях со сверстниками),
эмоциональное насилие (недостаток внимания и
любви), моральное насилие (ребенку постоянно дают
понять, что он — неполноценное существо). Новое
время и новые технические возможности порождают
и новую форму насилия, которую можно назвать
информационным.
НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ПОТОК
Сущность информационного насилия над
ребенком состоит в том, что ему приходится
осваивать огромные потоки хаотичной информации.
Мало того что эти информационные потоки слишком
сложны и для взрослых людей, они становятся
неплохим прикрытием для недобросовестных
педагогов, ориентированных не на то, чтобы «сеять
разумное, доброе, вечное», а на собственную
прибыль за счет детей и их родителей (например,
через репетиторство и фактически легализованное
вымогательство).
И когда педагог ориентирован, в основном, на
собственную прибыль, а не на полноценное
развитие ребенка (а условия информационного
хаоса этому благоприятствуют), то это и
называется информационным насилием.
Раньше информации было мало, и она больше
ценилась. Существовала даже проблема нехватки
информации. Особенность же современной ситуации
в том, что избыток информации приводит к потере
ее ценности, когда просто невозможно в короткие
сроки как-то ее упорядочить, отсеять ненужное.
Первостепенной становится не сама информация, а
способы работы с ней и прежде всего — способы
упорядочивания информации и отсеивания
«информационного мусора».
Спрашивается, в какой мере современная школа
обучает этим способам? На наш взгляд, ситуация
здесь очень далека от идеала.
Информационное насилие приводит к серьезным
перекосам в психическом развитии ребенка, а
также пагубно отражается на его психическом
здоровье. Естественно, все это еще нуждается в
дополнительном изучении, но уже сейчас можно
выделить несколько аргументов в пользу того, что
эта проблема должна стать предметом серьезного
профессионального и общественного внимания.
В РАСЧЕТЕ НА УСПЕХ
Никто еще толком не определил нормы
информационных нагрузок на учащихся, особенно в
младших классах. Понятно, что данная проблема не
только чисто психологическая, но и медицинская.
При разработке критериев допустимых
информационных нагрузок важно учитывать не
только возрастные особенности детей, но и
возрастную динамику восприятия и усвоения
разных видов информации.
Важно также обратить внимание на саму форму
подачи учебного материала. Надо, например,
определить, всегда ли игровая форма лучше
способствует восприятию материала, как сочетать
учебную игру с более строгими формами обучения и
т.п. Наконец, важно считаться с индивидуальными
особенностями детей — кто-то готов к работе с
большими и даже неупорядоченными потоками
информации, а кто-то пока не готов.
Кроме того, настораживает информационная
перенасыщенность многих инновационных
образовательных программ. Возникает
удивительная ситуация, когда авторы этих
инновационных программ, а также их ближайшие
последователи демонстрируют в своих школах
поразительные успехи, но в других школах, у
обычных педагогов впечатляющего результата не
получается (в плане усвоения детьми больших
объемов информации).
Выходит, что такие программы нельзя считать
педагогическими технологиями, да и программами
они являются лишь индивидуальными, их могут
применять только сами авторы — вполне уважаемые
и талантливые педагоги и психологи.
Настоящая же психолого-педагогическая
технология должна быть ориентирована на обычных
учеников и на обычные школьные условия.
Многие «инновационные» программы внешне слишком
эффектны, перегружены «экзотическим»,
нетрадиционным материалом, часто трудным для
восприятия. Они рассчитаны в большей степени на
коммерческий успех, чем на реальное развитие
школьников. Недаром хорошие учителя (в том числе
и ведущие преподаватели МГУ им. М.В. Ломоносова)
говорят, что качественное образование — это
прежде всего «консервативное образование»,
основанное на лучших образцах, отобранных данной
наукой и культурой в целом.
ЧИНОВНИКАМ ПО ВКУСУ
К сожалению, разработчики многих инновационных
программ и технологий вынуждены или работать на
потребу рынка, или подстраиваться под вкусы
чиновников, ставящих свои визы на разнообразных
«грантах» и договорах на разработку подобных
программ.
Надо признать честно, что в большинстве случаев
качество таких разработок очень невысокое и
практики ими почти не пользуются. Правда, на
«экспериментальных площадках» новые программы
проходят «апробацию» весьма успешно, после чего
благополучно забываются. И все в спешном порядке
приступают к работе над новыми программами, по
новым грантам...
Посмотрим на качество так называемых тестовых
экзаменов. В большинстве случаев оно весьма
сомнительное, ведь для того чтобы разработать
настоящий тест, необходимо выполнить много
требований и провести сложную проверку.
Финансирование таких разработок чрезвычайно
низкое. Вкладывать в дело душу можно лишь при
определенной финансовой независимости, при
достойной зарплате по основному месту работы,
когда главным стимулом становится не заработок,
а научная репутация и основанное на этом чувство
ответственности.
В результате страдают школьники и студенты,
поскольку им приходится работать по таким
программам и отвечать на дурацкие тестовые
вопросы и задания, да еще в модном компьютерном,
«интерактивном» варианте.
Обращаю внимание читателя, что сама идея
разработки новых программ и различных вариантов
тестовой оценки знаний здесь не обсуждается.
Речь идет о качестве таких разработок в условиях
явно недостаточного финансирования образования,
что и заставляет хвататься за разного рода
гранты, второпях создавая «новый продукт».
Этот продукт производит впечатление лишь на тех,
кто его оплачивает, а легче всего произвести
впечатление с помощью заведомой усложненности и
информационной перенасыщенности. Хотя давно
известно, что хорошая программа должна быть
максимально простой и понятной.
СОБЛАЗН ВЫМОГАТЕЛЬСТВА
Еще один аргумент, заставляющий специально
рассматривать проблему информационного насилия,
— этический. Как уже отмечалось, излишне сложные
программы порождают соблазн вымогательства. В
данном случае схема вымогательства проста.
Родителям (начиная уже с младших классов)
объясняют: «Наша школа работает по усложненным
программам. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не
отставал, нужны дополнительные занятия.
Естественно, за дополнительную плату и
желательно с нашими же педагогами...» И родители
все прекрасно понимают. И платят.
С одной стороны, это провоцирует саму школу и
конкретных учителей искать эти самые программы
или, что еще проще, перенасыщать излишней
информацией учебный материал. В какой-то степени
здесь страдают и сами учителя, ведь ощущение
некоторой фальши и примитивизма такой позиции
травмирует их профессиональную совесть и даже
самолюбие (хотя давно подмечено, что именно умные
люди в случае сделок с совестью быстрее всего
находят оправдательные аргументы).
С другой стороны, страдают дети, которые
вынуждены «запихивать» это в свою память, чтобы,
сдав очередной экзамен, благополучно все забыть.
Недаром бывший заместитель министра образования,
известный психолог А.Г. Асмолов писал: «Наши
ученики в школе вряд ли способны в итоге
запомнить расфасованную по урокам информацию по
истории или экономике, но они должны обрести
смысловую картину мира, того мира, в котором
живут». То есть знания нужны подрастающему
человеку для того, чтобы сориентироваться и
найти свое место в этом мире, они лишь средство
для самоопределения человека.
Но несистематизированные знания скорее
дезориентируют. И тогда главную свою функцию —
формирование у учеников смысловой картины мира
— школа не выполняет. В этих условиях важнейшей
задачей становится разработка не столько
информационно емких образовательных программ с
установкой на запоминание, сколько программ,
позволяющих ученику ориентироваться в
информации и больше рассуждать, чем запоминать.
Выдающийся отечественный педагог И.С. Гессен,
выделяя главную задачу учителя в классе, писал,
что это — «размышление вслух в присутствии
учеников», когда преподаватель берет значимую
для данной науки проблему и рассматривает разные
пути ее решения, опираясь при этом на знания и на
сам метод науки.
НАКАЧАННЫЙ ЭРУДИТ
В этой связи нельзя не сказать о падении
авторитета школы в обществе. По крайней мере, в
соревновании со средствами массовой информации (а
если шире — с массовой культурой), также по-своему
воздействующими на подрастающее поколение,
школа явно проигрывает.
Заметим, что многие развлекательные программы на
радио и телевидении построены по типу викторины
и пропагандируют образ «всезнайки», готового
ответить на любой вопрос ведущего. Этот
«патологический эрудит», который держит в памяти
множество совершенно не-нужной в жизни
информации, чем-то напоминает «качка», который,
накачав в подвале свою мускулатуру, затем в
реальном поединке уступает менее
«декоративному» противнику. Это и опасно, потому
что впоследствии у таких ребят могут возникнуть
проблемы со здоровьем.
«Интеллектуальные качки» (накачанные ненужной,
но эффектной информацией) также часто не имеют
каких-то выдающихся достижений, но зато всегда
могут произвести впечатление. Все это также
позволяет утверждать, что избыток информации
дезориентирует человека и уводит его от
размышлений над наиболее важными и сложными
вопросами нашей жизни. Спрашивается, а зачем
нужны такие знания?
Здесь уместно напомнить, что особенность
человеческой памяти (по сравнению с памятью даже
высших животных) в том, что она носит
опосредованный характер. Если животное весь свой
приобретенный опыт вынуждено запоминать (носить
в своей голове), то человек научился и свой опыт, и
опыт человечества накапливать в так называемых
«носителях культуры» — книгах, компьютере, в
произведениях искусства, в других творениях. И
для развитого, культурного человека важно не
просто что-то знать (какой-то необходимый минимум
информации у каждого должен быть), а уметь
оперативно находить нужную информацию,
используя возможности своего интеллекта для
решения творческих задач.
И снова мы возвращаемся к вопросу: в какой
степени школа обучает всему этому? Учитывает ли
особенности именно человеческой памяти и
мышления?
И ЕЩЕ О МОТИВАЦИИ
Конечно, можно было бы вспомнить выдающихся
педагогов и психологов, предложивших довольно
интересные идеи и даже практические технологии,
позволяющие постепенно преодолевать проблему
информационного насилия в школе (это и В.В.
Давыдов, и П.Я. Гальперин, и С.И. Гессен и др.). На
наш взгляд, перспективным направлением в
разрешении данной проблемы явилось бы
формирование у школьников полноценной учебной
мотивации, основанной на выделении значимых
глобальных проблем.
Для чего вообще нужны знания? Очевидно, для
решения этих самых глобальных проблем. И если
сформировать у ученика готовность рассматривать
свою жизнь и свою деятельность (включая и учебную)
в контексте «смысловой картины мира» (по А.Г.Асмолову),
то знания могут пригодиться.
Ибо, как известно, глобальные проблемы с ходу не
решаются. Чтобы их разрешить, необходимо
выделить более частные проблемы, вплоть до
конкретных задач конкретных научных и
практических направлений. И вот здесь
потребуются и знания, и информация, и способы
ориентировки в этих знаниях, и методы
использования их. Естественно, данные
рассуждения не новы, но акцент здесь сделан
именно на глобальности образовательного
процесса, его неразрывной связи с судьбами
культуры и общества. Противоположная точка
зрения основана на том, что ребенок еще мал и глуп,
поэтому лучше, если он просто будет усваивать то,
что положено, что определено учителем или очень
умными и авторитетными специалистами,
разрабатывающими инновационные программы по
министерским или по каким-то другим грантам.
Понятно, что мы не настаиваем на
безукоризненности наших аргументов, а лишь
приглашаем к размышлению.
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук
|