ПСИХОДРАМА
В ДЕТСКОЙ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ
А. Айхингер, В. Холл
М.: Генезис, 2003
Что такое «психодрама», знает, конечно
же, каждый психолог. Это психотерапевтическое
направление широко известно и активно
применяется в самых разных областях
психологической практики. Но в практике
групповой психотерапии и психологической
коррекции как с взрослыми, так и с детьми часто
используется не психодрама, а отдельные техники
и понятия из ее арсенала. Тем интересней книга, в
которой представлен вариант детской групповой
психотерапии, построенной на принципах
психодрамы от начала до конца.
Авторы опираются на собственный 20-летний опыт
работы, «ориентированной не на следование
догматическим постулатам, а на реальные
потребности детей». Авторы, по их словам, «хотели
бы стимулировать творческую активность
читателей и зажечь в них желание
экспериментировать». Тем не менее в книге
достаточно четко описана структура как
отдельных терапевтических сессий, так и всего
курса в целом. Авторы утверждают, что
«оптимального результата можно достичь примерно
за 30–50 сессий, что соответствует временному
периоду от одного до полутора лет».
К сожалению, мне не удалось обнаружить в книге
указаний на то, с какой периодичностью
проводятся сессии, хотя продолжительность
каждой сессии, а также особенности работы во
время каникул и отпусков, как и ряд других
важнейших организационных вопросов, обсуждается.
Здесь описывается подготовительная фаза:
выявление показаний и противопоказаний к этой
форме терапии, особенности формирования группы,
требования к помещению и реквизиту. Далее
подробно рассматривается структура
психодраматической сессии и терапевтические
техники, ход развития группы, специальные
интервенции терапевтов, ориентированные на
отдельных детей и на групповой процесс в целом.
Очень интересен взгляд авторов на отдельные фазы
терапевтического процесса, проблемы начала и
завершения сессии (ведь она длится всего 60 минут,
и за это время надо успеть разогреться,
организовать значимое ролевое взаимодействие и
завершить процесс, вывести детей из ролей),
способы работы с заторможенными, боязливыми и
агрессивными детьми.
Последняя глава посвящена требованиям к
психотерапевтам. В ней анализируются различные
аспекты переноса и контрпереноса на разных
стадиях развития группы. Авторы обращают
внимание читателей на принципиальные моменты
внутренних переживаний терапевтов и их влияние
на групповой процесс, а также на особенности
развития процесса в том случае, когда терапевтов
двое.
Книга насыщена конкретными примерами из опыта
работы авторов, что делает текст предельно
наглядным и позволяет читателю не только как
будто воочию увидеть все происходящие в группе
процессы, но и вместе с авторами отреагировать на
них в роли терапевта.
Эта работа будет полезна ищущим и творческим
специалистам, каковыми, без сомнения, и являются
все читатели нашей газеты.
Александр ШАДУРА
|