СКАЗОЧНАЯ ПОДГОТОВКА
К НАСТОЯЩЕЙ ШКОЛЕ
Т.В. Громова
М.: Генезис, 2003
Каждый неравнодушный к судьбе
собственного ребенка родитель считает своим
долгом как можно раньше начать готовить его к
школе. Практическая польза от таких действий
часто бывает нулевой или даже со знаком «минус»,
поскольку малыша ставят перед необходимостью
заучивать непонятные буквы и цифры, часто не
задумываясь над его реальными возможностями и
потребностями.
Уверенность в правильности подобных начинаний
многим родителям придают многочисленные издания,
содержащие рекомендации: учить, учить и учить! Но
ведь отрывая детей от привычных занятий и игр и
сажая за письменный стол, можно лишь отбить у них
всякий интерес и желание учиться.
Эта книга является приятным исключением из
правила, поскольку на подготовку ребенка к
школьной жизни автор смотрит не с позиции
родителя или воспитателя и даже не с точки зрения
психолога, а глазами самого ребенка. Причем этот
взгляд настолько понимающий и добрый, что можно
быть уверенным в правильном настрое малыша на
занятия.
Татьяна Громова пошла, по-моему, единственно
правильным путем, предложив детям и их родителям
поучаствовать в разыгрывании сказочных историй,
ненавязчиво вводящих детей в мир школьной жизни.
Основу книжки составляет развивающая сказка
«Принц из Синеброда», основные действующие лица
которой — королевич Джоник и его друзья —
увлекают маленьких читателей в волшебное
путешествие. Несмотря на свое «сказочное»
происхождение, Джоник — вполне реальный мальчик.
И проблемы у него самые что ни на есть понятные:
его тоже готовят к школе и заставляют учиться. И
для того чтобы помочь своему другу, ребята вместе
с ним выполняют увлекательные задания.
Как и любое другое издание по подготовке детей к
школе, эта книжка содержит целый комплекс игр и
упражнений, направленных на развитие основных
познавательных процессов (внимания, памяти,
мышления, воображения) и на формирование
специфических учебных навыков (внутренний план
действия, учебная мотивация).
Особое внимание здесь уделено развитию
эмоционально-волевой сферы ребенка: пониманию
собственных эмоций и эмоций других людей,
обучению навыкам отреагирования негативных
переживаний. Пусть в метафорической форме, но
дети одерживают победу над своими негативными
состояниями: неуверенностью в своих силах, ленью,
нежеланием познавать новое.
Эта сказочная история была разработана автором
для групповых развивающих занятий с
дошкольниками 5–7 лет, но она с успехом
применяется и в индивидуальной работе. К тому же
с детьми могут заниматься не только специалисты,
но и родители.
При занятиях с психологом сказочный сюжет может
быть дополнен разминочными упражнениями,
групповым обсуждением, рисованием или
разыгрыванием по ролям. Возможности сказочной
истории не ограничены — дети сами могут
достраивать ее сюжет, придумывая новые
приключения и испытания.
Особо хочется отметить, что книга написана живым
языком и прекрасно проиллюстрирована автором.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|