Любовь и совесть
правят миром. Я пишу эти строчки в шесть утра, на
кухне, и притом на чужой. Истертая клеенка на
столе, помятые алюминиевые кастрюли над плитой —
хозяева дома старые люди. Я оглядываюсь вокруг.
Всматриваюсь в свою жизнь — да так ли? Сомнение
охватывает меня, как и каждого человека
схватывает иногда сердечная боль. Да так ли?
Но кухня кухней, а правда правдой. То — то, а это —
это.
Любовь и совесть правят миром.
Нет-нет, читатель, я не уговариваю вас жить по
совести, кто я такой? Я просто обращаю ваше
внимание на одно педагогическое обстоятельство:
если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми и
честными людьми, то мало быть такими же по
отношению к детям, хоть это трудно. Надо еще и
верить в любовь и совесть — и более простого
способа достичь своей цели в воспитании нет. Да,
Петька шастает где-то, но мама встретит его
сурово и нежно, потому что в ее душе любовь и
совесть.
Свойства и судьба детей строго зависят от того,
какое из пяти нижеследующих высказываний (разумеется,
таких градаций не пять, а бесконечное множество,
потому-то люди и разные) кажется нам достоверней:
1. В мире нет ни любви, ни совести.
2. А есть ли в мире любовь? Есть ли совесть?
3. Нет, все-таки в мире есть любовь и совесть.
4. В мире есть любовь и совесть.
5. Любовь и совесть правят миром.
И тому, кто находится на уровне первого
утверждения или близок к нему, тому, боюсь, не
помогут в его делах с детьми ни советы, ни
консультации, ни доценты педагогики, ни
профессора психологии. Так — не получается.
Если бы здесь было сказано: «Зимой дети должны
ходить в обуви», никто не стал бы возражать или
спрашивать, где ее взять. Кто заботится о детях,
тот где-нибудь да найдет ботинки, не вступая в
спор, нужны они или нет. Точно так и в невидимых
нравственных делах. Справедливо утверждение
относительно любви и совести или несправедливо,
трудно оно дается или мучительно, нравится оно
или вызывает возмущение, но для воспитания
честных и добрых людей необходимо верить в
правду и любовь.
Детным людям нельзя не верить в красоту
нравственного мира, иначе мы не воспитываем, а
развращаем детские души. Будем верить в его
красоту — ради детей и вместе с детьми.
Симон СОЛОВЕЙЧИК
Из книги «Педагогика для всех»
|