НИЖНИЙ НОВГОРОД
В октябре на семинаре школьных психологов
Советского района
состоялось обсуждение проблемы зависти
Семинар был проведен руководителем
районного методобъединения психологов Е.П.
Рязановой в школе № 53.
Замечено, что попытка взрослых идентифицировать
это чувство у себя или заметить его у других
наталкивается на определенные трудности. Это
связано с тем, что зависть чаще всего не
осознается и не проявляется напрямую, так как
находится в противоречии с нравственными
принципами.
Поэтому работа с этим отрицательным чувством
сложна. Но в атмосфере доверительных отношений, в
которой проходил семинар, психологам и педагогам
удалось выявить различные стороны проявления
зависти у взрослых и те моменты, когда
порождаемое ею поведение может отрицательно
сказаться на детях.
Опыт переживаний этого чувства, которым
поделились психологи, показал, что человек
довольно часто оказывается в ситуациях,
порождающих чувство зависти. Чтобы назвать это
состояние своим именем и осмыслить его, нужно
определенное усилие. На семинаре приводились
примеры того, как родители неосознанно
демонстрируют детям модели поведения, которые
формируют завистливость. Часто причиной этого
является неадекватная оценка собственных детей
и сравнение их с другими.
Было отмечено, что чувство зависти часто
возникает в женском коллективе. А поскольку в
школах в основном работают женщины, то очевидно,
что там нужно проводить особую работу с этим
чувством.
В ходе обсуждения была названа одна из причин,
порождающих чувство зависти, — это переживание
ребенком своей неуспешности. Это переживание
часто возникает в раннем детском возрасте.
Например, младшие дети в семье рано вступают в
отношения соперничества со старшими.
В конце семинара его участники дали определение
зависти и сформулировали вызывающие ее причины.
Многие говорили о том, что теперь они будут
обращать внимание на проявления этого чувства у
себя и других.
Ирина КАЛИСТРАТОВА,
г. Нижний Новгород
|