Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2003


НОВОСТИ

НАРЬЯН-МАР
(Ненецкий автономный округ)

15 октября состоялась встреча родителей детей-инвалидов
с представителями администрации Ненецкого автономного округа, психологами, педагогами, специалистами здравоохранения, центра занятости и других социальных структур. Главной темой для обсуждения на круглом столе стало толерантное, терпимое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста количества «особых» детей. Только в Ненецком автономном округе в обществе «Надежда» на учете состоят 110 таких детей.
Безусловно, их близкие озабочены тем, насколько успешно ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной среды, как он будет принят в обществе, как сможет жить и взаимодействовать с окружающими.
Этому вопросу — проблеме толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья — был посвящен круглый стол, организованный и проведенный в рамках двухдневной акции «Особый ребенок».
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели, исходя из которой инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, обособляет его от нормального, здорового детского сообщества, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
Но проблема детской инвалидности не ограничивается медицинским аспектом. Это и вопрос неравных возможностей. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — и к элементарному образованию. Об этом с болью в сердце говорили участники круглого стола.
Для нашего образа жизни характерна оценка людей по их внешнему виду и умственным способностям. Все люди, так или иначе отличающиеся от нас, вызывают особое, не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Но сделать такой важный шаг — перейти от негативного стереотипа к толерантности — необходимо и возможно с помощью средств массовой информации, воспитательно-просветительской работы в образовательных учреждениях, участия в конкурсах, социальных проектах.
Обсуждение таких тем, как организация образовательного пространства, медицинское обслуживание, отдых, социальные права и льготы «особых детей», вызвало эмоциональный отзыв у участников встречи. Родители задавали вопросы специалистам, педагогам, психологам, говорили о наболевшем. По итогам работы они внесли два предложения: подготовить обращение родителей к общественности о терпимом отношении к «особым детям» и рассмотреть на коллегии управления образования вопрос о системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вторым этапом окружной акции «Особый ребенок» стала игра-викторина для детей «Времена года», занимательный конкурс «Веселые мордашки», а также выставка комнатных растений, посетить которую могли все желающие.
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество — это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Оксана МЕДВЕДЕВА,
психолог Нарьян-Марского
социально-гуманитарного колледжа
им. И.П. Выучейского
Тел.: (81853) 4-07-69
E-mail: college@atnet.ru