Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Роли в школьной системе расписаны четко и давно. Учитель учит, ученик учится, а психолог... Зачем пришел он в школу? Что может сделать такого, чего не может учитель и сам ученик? Ведь присутствие в школе такого специалиста, казалось бы, подразумевает, что есть функции, недоступные для педагогов или менее для них значимые. Чем могут помочь педагогу логопед и дефектолог, понятно. Специфика деятельности психолога до сих пор не всегда ясна даже администрации, не говоря уже о педагогическом коллективе.

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

О необходимости психологической работы в школе и ее специфике написано немало обстоятельных книг. Беда в том, что педагоги их, как правило, не читали. Они встречаются со школьным психологом без подготовки, лицом к лицу. Дальнейшие отношения складываются не только в соответствии с разработанными концепциями, но и во многом под влиянием того самого человеческого фактора, который мы, как честные психологи, просто не можем игнорировать.
Кстати, в соответствии с теми же концепциями в обязательный функционал школьного психолога входит и взаимодействие с учителями. Какие чувства вызывает у вас это положение? Можно предположить, что неоднозначные и противоречивые. Практически каждый психолог, составляя план работы, понимает, что, согласно нормативным документам и здравому смыслу, должен включить в этот план пресловутую «работу с педагогами». Должен. Но почему-то именно эта часть профессионального психологического функционала нередко остается темой, которая неизбежно возникает, но о которой редкий психолог будет рассказывать с интересом и воодушевлением.
Конечно, в психологической среде можно услышать истории о тесном сотрудничестве педагогов и психолога в отдельно взятом учебном заведении. Но это пока исключение из правил, которое вызывает неизменное удивление и — либо недоверие, либо благоговение, потому что очень непохоже на то, что обычно происходит в стенах среднестатистической школы.
Как правило, все происходит иначе. Появление психолога не вызывает в педагогическом коллективе большого оживления и энтузиазма, установление контакта часто начинается с недоверия и сопровождается тем, что принято обозначать емким словом «сопротивление». Часто в психологической среде можно услышать жалобы психологов на то, что педагоги не хотят сотрудничать с психологической службой, что не доверяют нам и не понимают наших благих намерений. Это нередко соответствует истине, и сопротивление — не пустое слово. Но только ли сопротивление педагогов?

НЕБЕЗОПАСНЫЕ ВОПРОСЫ

Работа с педагогами. Как вы это видите? Нет, не в плане методических мероприятий, а — по сути? Если бы не было нормативных документов и методических планов — стали бы вы настаивать на этом взаимодействии, а если стали бы, то зачем? Не самые безопасные вопросы, да и ответы неочевидны. Говорить о детях куда интереснее. Но хотим мы того или нет, а большую часть школьного времени дети проводят со своими учителями. Поэтому взаимодействие с педагогами — не фрагмент, а неотъемлемая часть психологической работы в школе.
Очевидно, под работой психолога с педагогами понимается профессиональное взаимодействие указанных сторон. Взаимодействие, а не манипулирование более слабым и несведущим со стороны более хитрого и сильного. Последний вариант не предполагает установления контакта в принципе, поскольку при манипулировании нужны только статус, профессиональные навыки, наличие диплома, набор обязанностей и так далее. Сам человек — неинтересен.
А для настоящего взаимодействия контакт необходим. Что мы понимаем под контактом в данном случае? Встречу с самим человеком — с его чувствами, идеями, убеждениями. Встречу с его опытом и принятие результатов и последствий этого опыта.
Контакт — НЕ манипулирование, НЕ игры в понимании Берна, НЕ самообман с целью самооправдания. Контакт — это встреча и диалог с «Я» другого человека. Самая конструктивная и, увы, наименее распространенная форма межличностного взаимодействия.
Вряд ли сейчас имеет смысл вдаваться в пространные рассуждения по поводу причин такого положения дел, хотя эта тема, безусловно, интересна и заслуживает внимания. Просто остановимся на том факте, что людям свойственно прерывать процесс установления и поддержания контакта по разным причинам и различными способами. У каждого на это есть основания, однако такая стратегия далеко не всегда конструктивна.

ТРИ МОДЕЛИ

Итак, какие же варианты «бесконтактных» отношений чаще всего мы наблюдаем? С известной долей условности можно выделить три модели таких отношений. Каждая из них имеет свои особенности, эмоциональные «маркеры» (сопутствующие эмоции, указывающие на данный тип отношений), «плюсы» (в основном — иллюзорные и ненадежные), «минусы» и последствия. Конечно, эти модели могут смешиваться и дополнять друг друга.
Более того, при определенных условиях один тип отношений может переходить в другой. Формируются описанные модели как с самого начала взаимодействия, так и в процессе, при этом могут быть характерны для одного из участников взаимодействия или для обоих одновременно.
Подчеркнем, что данная типология весьма условна. Это, скорее, информация к размышлению, не претендующая на абсолютную истинность, но и не лишенная здравого смысла. Здесь мы лишь перечислим основные признаки, отличия, а также возможную стратегию установления контакта, если у психолога достанет мужества поставить себе такую непростую цель. Также напомним, что данной стратегии может придерживаться педагог или психолог, однако данная информация адресована психологу — в расчете на его смелость, развитую рефлексию и... чувство юмора, без которого работа в школе затруднена или невозможна вовсе.

ИЗОЛЯЦИЯ

Часто встречается у молодых или не очень уверенных в себе психологов и педагогов. Каждый существует сам по себе, в своем кабинете, классе, в своем мире. Контакта нет в принципе, поскольку у сторон нет желания его устанавливать. Идея «пойти навстречу» пугает и вызывает смущение и тревогу. Часто обоюдную.
Эмоциональные маркеры. Страх, отчужденность, скованность, тревога, замкнутость, неуверенность.
Плюсы. Обеспечивает иллюзорное ощущение безопасности в пределах «своей норы». Избавляет от многих условно неприятных сторон профессионального общения: необходимости выслушивать критические замечания, пересматривать отдельные аспекты своей профессиональной деятельности, делиться опытом и перенимать опыт других... При этом типе отношений никаких «других» как бы не существует.
Минусы. Изматывает. Держит в постоянном напряжении и страхе разрушения хрупкой иллюзии защищенности. Пожелание другой стороны установить контакт вызывает сильную тревогу. Вмешательство извне воспринимается как попытка нападения. В ответ возникают либо сопротивление и сильное желание «убежать и спрятаться» (сослаться на состояние здоровья, чрезмерную занятость, «не мой профиль» и т.д.), либо — пугающие фантазии по поводу намерений «нападающего» и новые тревоги.
Возможная стратегия. Если данной стратегии придерживается педагог, установление контакта требует чрезвычайной осторожности и мягкости. Не навязываться, но и не оставлять попыток. Не бросать, но и не давить. Установление контакта шаг за шагом. Прислушиваться, присматриваться, заботиться. Если и самому психологу эта модель не чужда, ему гораздо легче понять своих осторожных и замкнутых коллег-педагогов. Важно понять, что в рамках этой модели для «добровольно изолированного» любой, даже самый маленький и незначительный шаг навстречу — это огромный риск, к которому нужно подготовить, подвести, позаботиться о безопасности «рискнувшего».

СЛИЯНИЕ

Кто-то из двоих — Носительница Истины, «Та, Которая Знает». В силу социальных стереотипов и установок, чаще эта роль достается психологу. Кажется, что контакт есть (правда, в отдельных случаях он сводится к обмену ценными советами и рекомендациями, которые следует немедленно принять на веру как догмат). Психолог встречается с раскрытыми объятиями и сразу же назначается на роль первого помощника и друга учителя. А если присмотреться — просто «костыля».
Эмоциональные маркеры. Беспомощность, зависимость, жалость, тревога, страх (но уже не взаимодействия, а его отсутствия).
Плюсы. Очень соблазнительно. Психологу это может первое время льстить: он необходим и универсален, к нему обращаются, его значимость подчеркивают. Эта модель обеспечивает ощущение незаменимости...
Минусы. ...Однако требует от психолога белых крыл и сияющего нимба, поэтому при отсутствии оных вскоре начинает изматывать. Попытка намека на свое человеческое «невсемогущество» воспринимается как предательство и угроза бросить педагога в беде. В ответ — разочарование, обида, агрессия.
Возможная стратегия. Такой вариант требует тонкого выстраивания отношений с обозначением обоюдных границ. Не слияние, а взаимо-действие. Подчеркивание опыта, компетентности, богатого потенциала «взывающего». Консультирование в стиле консилиума. Педагог и психолог — не как «учитель—ученик», а «коллеги, идущие и ищущие вместе».

СОПЕРНИЧЕСТВО

Тип отношений, наиболее часто встречающийся и наименее приятный. Отношение к другому в лучшем случае — снисходительное, в худшем — уничижительное. Другой ничего собой не представляет, некомпетентен, да и «что он может знать о наших проблемах?!» (Как вариант — «Что он смыслит в психологии?»)
Эмоциональные маркеры. Высокомерие, надменность, раздражение, снисходительность.
Плюсы. Дает возможность почувствовать себя «выше всего этого», оберегает от сомнений в собственном высоком профессионализме и в отдельных случаях дает возможность побыть немного жертвой, что тоже приятно, ибо перекладывает ответственность за происходящее на другого.
Минусы. При таком раскладе не столько утомляет, сколько просто ничего не дает и понемногу раздражает (тем более если подобная модель характерна для обеих сторон одновременно!). Отношения с коллегами складываются неприятные, контакт невозможен в принципе, а жизнь «в этом болоте» проходит совершенно бесцельно. Попытка сближения воспринимается как вызов и провоцирует на бряцание оружием и демонстрацию собственного недосягаемо высокого профессионализма, что усугубляет дело.
Возможная стратегия. Сложный вариант, требующий, как это ни парадоксально, принятия и поддержки. Здесь цель — не само взаимодействие, а хотя бы установление доверия, после чего педагог, возможно, отчасти откроется и поведает вам, что иногда, изредка, возможно, не все у него так уж гладко... Если же позиция «соперника» избрана самим психологом, пора серьезно проанализировать ситуацию и решить: стоит ли профессиональное взаимодействие позолоченного «психологического трона».

ЕСТЬ КОНТАКТ!

Установление контакта — работа подчас нелегкая. Установление с преодолением сопротивления — и вовсе тяжкий труд. Перечисленные модели от этого труда избавляют. Так же, как от контакта, поиска, сотрудничества, взаимодействия, радости общения.
Свободен тот, кто имеет выбор: следовать такой модели или все же попробовать преодолеть ее, рискнуть встретиться с Другим, с его опасениями, раздражением, тревогой. Так же как с его надеждой, умом, талантом, творчеством.
Выбор за тем, кто может выбирать.

Татьяна ГРОМОВА,
психолог НОУ «Премьер»