ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ
Роли в школьной системе
расписаны четко и давно. Учитель учит, ученик
учится, а психолог... Зачем пришел он в школу? Что
может сделать такого, чего не может учитель и сам
ученик? Ведь присутствие в школе такого
специалиста, казалось бы, подразумевает, что есть
функции, недоступные для педагогов или менее для
них значимые. Чем могут помочь педагогу логопед и
дефектолог, понятно. Специфика деятельности
психолога до сих пор не всегда ясна даже
администрации, не говоря уже о педагогическом
коллективе.
ЛИЦОМ К ЛИЦУ
О
необходимости психологической работы в школе и
ее специфике написано немало обстоятельных книг.
Беда в том, что педагоги их, как правило, не
читали. Они встречаются со школьным психологом
без подготовки, лицом к лицу. Дальнейшие
отношения складываются не только в соответствии
с разработанными концепциями, но и во многом под
влиянием того самого человеческого фактора,
который мы, как честные психологи, просто не
можем игнорировать.
Кстати, в соответствии с теми же концепциями в
обязательный функционал школьного психолога
входит и взаимодействие с учителями. Какие
чувства вызывает у вас это положение? Можно
предположить, что неоднозначные и
противоречивые. Практически каждый психолог,
составляя план работы, понимает, что, согласно
нормативным документам и здравому смыслу, должен
включить в этот план пресловутую «работу с
педагогами». Должен. Но почему-то именно эта
часть профессионального психологического
функционала нередко остается темой, которая
неизбежно возникает, но о которой редкий
психолог будет рассказывать с интересом и
воодушевлением.
Конечно, в психологической среде можно услышать
истории о тесном сотрудничестве педагогов и
психолога в отдельно взятом учебном заведении.
Но это пока исключение из правил, которое
вызывает неизменное удивление и — либо
недоверие, либо благоговение, потому что очень
непохоже на то, что обычно происходит в стенах
среднестатистической школы.
Как правило, все происходит иначе. Появление
психолога не вызывает в педагогическом
коллективе большого оживления и энтузиазма,
установление контакта часто начинается с
недоверия и сопровождается тем, что принято
обозначать емким словом «сопротивление». Часто в
психологической среде можно услышать жалобы
психологов на то, что педагоги не хотят
сотрудничать с психологической службой, что не
доверяют нам и не понимают наших благих
намерений. Это нередко соответствует истине, и
сопротивление — не пустое слово. Но только ли
сопротивление педагогов?
НЕБЕЗОПАСНЫЕ ВОПРОСЫ
Работа с педагогами. Как вы это видите? Нет, не в
плане методических мероприятий, а — по сути? Если
бы не было нормативных документов и методических
планов — стали бы вы настаивать на этом
взаимодействии, а если стали бы, то зачем? Не
самые безопасные вопросы, да и ответы неочевидны.
Говорить о детях куда интереснее. Но хотим мы
того или нет, а большую часть школьного времени
дети проводят со своими учителями. Поэтому
взаимодействие с педагогами — не фрагмент, а
неотъемлемая часть психологической работы в
школе.
Очевидно, под работой психолога с педагогами
понимается профессиональное взаимодействие
указанных сторон. Взаимодействие, а не
манипулирование более слабым и несведущим со
стороны более хитрого и сильного. Последний
вариант не предполагает установления контакта в
принципе, поскольку при манипулировании нужны
только статус, профессиональные навыки, наличие
диплома, набор обязанностей и так далее. Сам
человек — неинтересен.
А для настоящего взаимодействия контакт
необходим. Что мы понимаем под контактом в данном
случае? Встречу с самим человеком — с его
чувствами, идеями, убеждениями. Встречу с его
опытом и принятие результатов и последствий
этого опыта.
Контакт — НЕ манипулирование, НЕ игры в
понимании Берна, НЕ самообман с целью
самооправдания. Контакт — это встреча и диалог с
«Я» другого человека. Самая конструктивная и,
увы, наименее распространенная форма
межличностного взаимодействия.
Вряд ли сейчас имеет смысл вдаваться в
пространные рассуждения по поводу причин такого
положения дел, хотя эта тема, безусловно,
интересна и заслуживает внимания. Просто
остановимся на том факте, что людям свойственно
прерывать процесс установления и поддержания
контакта по разным причинам и различными
способами. У каждого на это есть основания,
однако такая стратегия далеко не всегда
конструктивна.
ТРИ МОДЕЛИ
Итак, какие же варианты «бесконтактных»
отношений чаще всего мы наблюдаем? С известной
долей условности можно выделить три модели таких
отношений. Каждая из них имеет свои особенности,
эмоциональные «маркеры» (сопутствующие эмоции,
указывающие на данный тип отношений), «плюсы» (в
основном — иллюзорные и ненадежные), «минусы» и
последствия. Конечно, эти модели могут
смешиваться и дополнять друг друга.
Более того, при определенных условиях один тип
отношений может переходить в другой. Формируются
описанные модели как с самого начала
взаимодействия, так и в процессе, при этом могут
быть характерны для одного из участников
взаимодействия или для обоих одновременно.
Подчеркнем, что данная типология весьма условна.
Это, скорее, информация к размышлению, не
претендующая на абсолютную истинность, но и не
лишенная здравого смысла. Здесь мы лишь
перечислим основные признаки, отличия, а также
возможную стратегию установления контакта, если
у психолога достанет мужества поставить себе
такую непростую цель. Также напомним, что данной
стратегии может придерживаться педагог или
психолог, однако данная информация адресована
психологу — в расчете на его смелость, развитую
рефлексию и... чувство юмора, без которого работа
в школе затруднена или невозможна вовсе.
ИЗОЛЯЦИЯ
Часто встречается у молодых или не очень
уверенных в себе психологов и педагогов. Каждый
существует сам по себе, в своем кабинете, классе,
в своем мире. Контакта нет в принципе, поскольку у
сторон нет желания его устанавливать. Идея
«пойти навстречу» пугает и вызывает смущение и
тревогу. Часто обоюдную.
Эмоциональные маркеры. Страх,
отчужденность, скованность, тревога,
замкнутость, неуверенность.
Плюсы. Обеспечивает иллюзорное
ощущение безопасности в пределах «своей норы».
Избавляет от многих условно неприятных сторон
профессионального общения: необходимости
выслушивать критические замечания,
пересматривать отдельные аспекты своей
профессиональной деятельности, делиться опытом
и перенимать опыт других... При этом типе
отношений никаких «других» как бы не существует.
Минусы. Изматывает. Держит в
постоянном напряжении и страхе разрушения
хрупкой иллюзии защищенности. Пожелание другой
стороны установить контакт вызывает сильную
тревогу. Вмешательство извне воспринимается как
попытка нападения. В ответ возникают либо
сопротивление и сильное желание «убежать и
спрятаться» (сослаться на состояние здоровья,
чрезмерную занятость, «не мой профиль» и т.д.),
либо — пугающие фантазии по поводу намерений
«нападающего» и новые тревоги.
Возможная стратегия. Если данной
стратегии придерживается педагог, установление
контакта требует чрезвычайной осторожности и
мягкости. Не навязываться, но и не оставлять
попыток. Не бросать, но и не давить. Установление
контакта шаг за шагом. Прислушиваться,
присматриваться, заботиться. Если и самому
психологу эта модель не чужда, ему гораздо легче
понять своих осторожных и замкнутых
коллег-педагогов. Важно понять, что в рамках этой
модели для «добровольно изолированного» любой,
даже самый маленький и незначительный шаг
навстречу — это огромный риск, к которому нужно
подготовить, подвести, позаботиться о
безопасности «рискнувшего».
СЛИЯНИЕ
Кто-то из двоих — Носительница Истины, «Та,
Которая Знает». В силу социальных стереотипов и
установок, чаще эта роль достается психологу.
Кажется, что контакт есть (правда, в отдельных
случаях он сводится к обмену ценными советами и
рекомендациями, которые следует немедленно
принять на веру как догмат). Психолог встречается
с раскрытыми объятиями и сразу же назначается на
роль первого помощника и друга учителя. А если
присмотреться — просто «костыля».
Эмоциональные маркеры.
Беспомощность, зависимость, жалость, тревога,
страх (но уже не взаимодействия, а его
отсутствия).
Плюсы. Очень соблазнительно.
Психологу это может первое время льстить: он
необходим и универсален, к нему обращаются, его
значимость подчеркивают. Эта модель
обеспечивает ощущение незаменимости...
Минусы. ...Однако требует от
психолога белых крыл и сияющего нимба, поэтому
при отсутствии оных вскоре начинает изматывать.
Попытка намека на свое человеческое
«невсемогущество» воспринимается как
предательство и угроза бросить педагога в беде. В
ответ — разочарование, обида, агрессия.
Возможная стратегия. Такой вариант
требует тонкого выстраивания отношений с
обозначением обоюдных границ. Не слияние, а
взаимо-действие. Подчеркивание опыта,
компетентности, богатого потенциала
«взывающего». Консультирование в стиле
консилиума. Педагог и психолог — не как
«учитель—ученик», а «коллеги, идущие и ищущие
вместе».
СОПЕРНИЧЕСТВО
Тип отношений, наиболее часто
встречающийся и наименее приятный. Отношение к
другому в лучшем случае — снисходительное, в
худшем — уничижительное. Другой ничего собой не
представляет, некомпетентен, да и «что он может
знать о наших проблемах?!» (Как вариант — «Что он
смыслит в психологии?»)
Эмоциональные маркеры. Высокомерие,
надменность, раздражение, снисходительность.
Плюсы. Дает возможность
почувствовать себя «выше всего этого», оберегает
от сомнений в собственном высоком
профессионализме и в отдельных случаях дает
возможность побыть немного жертвой, что тоже
приятно, ибо перекладывает ответственность за
происходящее на другого.
Минусы. При таком раскладе не
столько утомляет, сколько просто ничего не дает и
понемногу раздражает (тем более если подобная
модель характерна для обеих сторон
одновременно!). Отношения с коллегами
складываются неприятные, контакт невозможен в
принципе, а жизнь «в этом болоте» проходит
совершенно бесцельно. Попытка сближения
воспринимается как вызов и провоцирует на
бряцание оружием и демонстрацию собственного
недосягаемо высокого профессионализма, что
усугубляет дело.
Возможная стратегия. Сложный
вариант, требующий, как это ни парадоксально,
принятия и поддержки. Здесь цель — не само
взаимодействие, а хотя бы установление доверия,
после чего педагог, возможно, отчасти откроется и
поведает вам, что иногда, изредка, возможно, не
все у него так уж гладко... Если же позиция
«соперника» избрана самим психологом, пора
серьезно проанализировать ситуацию и решить:
стоит ли профессиональное взаимодействие
позолоченного «психологического трона».
ЕСТЬ КОНТАКТ!
Установление контакта — работа подчас
нелегкая. Установление с преодолением
сопротивления — и вовсе тяжкий труд.
Перечисленные модели от этого труда избавляют.
Так же, как от контакта, поиска, сотрудничества,
взаимодействия, радости общения.
Свободен тот, кто имеет выбор: следовать такой
модели или все же попробовать преодолеть ее,
рискнуть встретиться с Другим, с его опасениями,
раздражением, тревогой. Так же как с его надеждой,
умом, талантом, творчеством.
Выбор за тем, кто может выбирать.
Татьяна ГРОМОВА,
психолог НОУ «Премьер»
|