Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Практикум по
социально-психологическому тренингу

Изд. 3-е, испр. и доп.
Под ред. Б.Д. Парыгина
СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000

По счастливой случайности обретенная в командировке книга (привет Нижнему Новгороду!) вызвала разноречивые чувства. В первый момент — привычный профессиональный интерес: что-то по тренингу? Потом — радость: отечественная! Следующее чувство — досада: книга двухтысячного года, третье издание, а я вижу ее впервые! И наконец: куплю, обязательно куплю! Хоть книжка и большая, а сумка полная.
«Практикум» под редакцией Б.Д. Парыгина — хорошая, честная книга, обладающая изрядной долей изящества и оригинальности.
Социально-психологический тренинг рассматривается в книге как «метод интенсификации психолого-педагогической подготовки людей к эффективной деятельности». Этот метод в его самых разнообразных разновидностях и представлен в практикуме на уровне технологии, техники и сценариев. Последнее особенно замечательно и ценно, так как каждый тренинг, описанный авторами в сценарном варианте, предстает как живой процесс взаимодействия тренера и участников группы.
В немалой степени этому способствует и жанр дневниковых записей. Замечательная форма, позволяющая читателю почувствовать себя буквально свидетелем происходящих в группе процессов, увидеть то, что происходит, глазами тренера — профессионала, живого сомневающегося человека, аналитика.
Итак, ряд тренингов описан к книге в виде подробных сценариев в сочетании с дневниковыми комментариями тренеров: тренинг коммуникативной компетенции, тренинг индивидуального стиля, тренинг самореализации личности, постдиагностический тренинг-коррекция и тренинг личностного самоопределения женщин (!).
К женщинам и их социально-психологическим проблемам в книге особенно заботливое отношение. Еще одна глава — «Социально-психологический практикум по менеджменту для деловых женщин» — посвящена этой теме. В ней рассматриваются различные подходы к обучению женщин деловому стилю поведения.
В более конспективной форме описаны тренинг делового общения, когнитивный тренинг и социально-психологический тренинг конкурентоспособности. Но и здесь авторы не поскупились на подробности, изложив и основные этапы, и технологии, и личный опыт.
Огромную ценность, с моей точки зрения, представляет глава «Психология реагирования тренера на особенности поведения личности и группы». На конкретных примерах показаны различные проблемные ситуации, с которыми может столкнуться тренер во время работы с группой и отдельными участниками, даны возможные способы их разрешения. Например, работа с тревожными, агрессивными людьми, участниками с завышенной самооценкой, с низкой мотивацией на самоисследование и т.д.
Конечно, разные главы написаны разными людьми, что вносит в книгу некоторую сумятицу и разноголосицу. Но это нисколько не мешает данную работу оценить, признать и выразить всему коллективу искреннюю благодарность.
Жаль только, что мне не удалось ее найти вовремя на московских прилавках.

Марина БИТЯНОВА