Практикум по
социально-психологическому тренингу
Изд. 3-е, испр. и доп.
Под ред. Б.Д. Парыгина
СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000
По счастливой случайности обретенная
в командировке книга (привет Нижнему Новгороду!)
вызвала разноречивые чувства. В первый момент —
привычный профессиональный интерес: что-то по
тренингу? Потом — радость: отечественная!
Следующее чувство — досада: книга двухтысячного
года, третье издание, а я вижу ее впервые! И
наконец: куплю, обязательно куплю! Хоть книжка и
большая, а сумка полная.
«Практикум» под редакцией Б.Д. Парыгина —
хорошая, честная книга, обладающая изрядной
долей изящества и оригинальности.
Социально-психологический тренинг
рассматривается в книге как «метод
интенсификации психолого-педагогической
подготовки людей к эффективной деятельности».
Этот метод в его самых разнообразных
разновидностях и представлен в практикуме на
уровне технологии, техники и сценариев.
Последнее особенно замечательно и ценно, так как
каждый тренинг, описанный авторами в сценарном
варианте, предстает как живой процесс
взаимодействия тренера и участников группы.
В немалой степени этому способствует и жанр
дневниковых записей. Замечательная форма,
позволяющая читателю почувствовать себя
буквально свидетелем происходящих в группе
процессов, увидеть то, что происходит, глазами
тренера — профессионала, живого сомневающегося
человека, аналитика.
Итак, ряд тренингов описан к книге в виде
подробных сценариев в сочетании с дневниковыми
комментариями тренеров: тренинг коммуникативной
компетенции, тренинг индивидуального стиля,
тренинг самореализации личности,
постдиагностический тренинг-коррекция и тренинг
личностного самоопределения женщин (!).
К женщинам и их социально-психологическим
проблемам в книге особенно заботливое отношение.
Еще одна глава — «Социально-психологический
практикум по менеджменту для деловых женщин» —
посвящена этой теме. В ней рассматриваются
различные подходы к обучению женщин деловому
стилю поведения.
В более конспективной форме описаны тренинг
делового общения, когнитивный тренинг и
социально-психологический тренинг
конкурентоспособности. Но и здесь авторы не
поскупились на подробности, изложив и основные
этапы, и технологии, и личный опыт.
Огромную ценность, с моей точки зрения,
представляет глава «Психология реагирования
тренера на особенности поведения личности и
группы». На конкретных примерах показаны
различные проблемные ситуации, с которыми может
столкнуться тренер во время работы с группой и
отдельными участниками, даны возможные способы
их разрешения. Например, работа с тревожными,
агрессивными людьми, участниками с завышенной
самооценкой, с низкой мотивацией на
самоисследование и т.д.
Конечно, разные главы написаны разными людьми,
что вносит в книгу некоторую сумятицу и
разноголосицу. Но это нисколько не мешает данную
работу оценить, признать и выразить всему
коллективу искреннюю благодарность.
Жаль только, что мне не удалось ее найти вовремя
на московских прилавках.
Марина БИТЯНОВА
|