Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Патопсихология поведения.
Нарушения и патологии психики

Рональд Комер
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс

Многие психологи образования пришли в эту профессию из педагогики. И вполне естественно, что они часто испытывают недостаток знаний в области клинической психологии и патопсихологии. В то же время практика повседневной профессиональной деятельности порой требует ответа на вопрос о том, какова глубина нарушения у того или иного ребенка. Психолог должен внимательно отслеживать границы своей компетентности, чтобы при необходимости направить человека за консультацией к психиатру или наркологу. Но для этого необходимы знания в области психических нарушений.
Большинство книг по психиатрии и психопатологии, к сожалению, написаны столь специальным языком, что без словаря понять, о чем там идет речь, практически невозможно. Данная книга, предлагаемая в серии «Психологическая энциклопедия», выгодно отличается прежде всего доступностью языка. Она представляет собой учебник «среднего объема — как раз такой подойдет студентам, которым для небольшого курса психологии в течение непродолжительного семестра и при большой занятости требуется более краткое изложение», — пишет автор в предисловии ко второму, 2001 года, изданию этой книги в США. Остается только догадываться, какого же объема полное, третье издание, если этот «средний» вариант занимает 600 страниц, чуть-чуть не дотягивая до формата А4 по размеру?!
Сделана книга в лучших традициях американских учебников, то есть с картинками, отдельно выделенными определениями основных понятий, списком ключевых терминов и вопросами для самоконтроля в конце каждой главы. В каждой главе есть вопросы для размышления, интересные цитаты и такие рубрики, как «Психологические заметки» (например, какую плату брал Фрейд со своих клиентов), «Сцены из современной жизни», «Патология и искусство». Много здесь различных тематических таблиц.
Сам автор в предисловии без ложной скромности подчеркивает, например, такие особенности и преимущества своего творения: краткость изложения и насыщенность материала (безусловно), человечность, обширность и сбалансированность, полное описание лечения (правда, очень краткое!); описание конкретных случаев патологии, уделяется внимание этническим и гендерным аспектам (немного), наличие тем, представляющих (по мнению автора) особый интерес для студентов (американских), например расстройства питания, суицид и расстройства памяти.
Все расстройства рассматриваются сквозь призму единой классификации психических расстройств DSM-IV, а в приложении дается краткий, но довольно подробный список критериев для описания и постановки диагноза. В приложении содержится и глоссарий, где определяются основные понятия из этой области знания. Интересен раздел, посвященный этическим и правовым аспектам оказания психологической и врачебной помощи лицам, страдающим расстройствами психики в США.
Хорошая книга, пригодная как для учебных целей, так и в качестве справочника.

Александр ШАДУРА