Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2003


НАШИ ДЕТИ

РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО

 

Если человек сможет открыть в себе
качества лидера и сумеет реализовать их,
он станет полезным человеком...

Мнение добровольца
центра «ДВЕРИ»

Молодость, юность, подростковый возраст — это время, когда хочется испытать новые ощущения, больше узнать о людях, окружающем мире и о себе, как-то проявить себя, показать лидером. Эти потребности похвальны и достойны поощрения, но нередко ребята, стремясь реализовать свои потребности, попадают в рискованные ситуации. Они могут оказаться вовлеченными в конфликт или употребление психоактивных веществ (ПАВ), может возникнуть опасность заражения ВИЧ-инфекцией. Все эти ситуации требуют предупреждения — через информирование, формирование отношения к ним и навыков противостояния.
А с другой стороны — молодежи нужна поддержка в ее стремлении к лидерству, активности, раскрытию своего потенциала.

ЭФФЕКТИВНЫЙ КАНАЛ

Конечно, можно говорить, что профилактическую работу с подростками и молодежью лучше проводить специалистам, — на их стороне опыт, знания, умение работать с группой. Но вот вопрос: всегда ли подростки воспринимают ту информацию, которую пытаются донести до них взрослые? Как известно, для подростка значима группа сверстников, а к мнению взрослых они прислушиваются далеко не всегда.
Для эффективности профилактики необходимо выбрать максимально действенный канал — саму же молодежь, поэтому наиболее плодотворно работают профилактические программы по принципу «равный обучает равного» («Peer Education (PE)»). Суть таких программ состоит в следующем. В группе находят потенциальных лидеров, обучают их, мотивируют к передаче полученной информации и опыта членам своей целевой группы. Работа идет с опорой на особенности группы и с позиции «на равных», что подразумевает равенство в общении — искренность, открытость; умение быть самим собой и говорить на понятном людям языке; уважение стиля жизни, мнения, чувств других людей.
Привлекая молодежь к профилактической работе, мы объединяем людей, которые знают подростковую субкультуру изнутри, что позволяет гораздо легче установить доверительный контакт с целевой группой. Мы оказываем влияние на тех, кто включается в работу в качестве лидеров, — они получают навыки группового лидерства, опыт помощи другому человеку, опыт общения, управления группой, опыт ответственности за происходящее.
Это дает подростку возможность удовлетворить свое стремление быть взрослым, получить права и функции, которые традиционно принадлежат взрослым, расширить кругозор и сформировать гражданскую позицию по отношению к общественным проблемам. В итоге мы получаем активного члена общества, способного отстаивать свои интересы и помогать другим.
Кроме того, программы «PE» эффективны в работе с подростками, испытывающими трудности социальной адаптации.

КАК ЭТО ДЕЛАЕМ МЫ

В России существует достаточно много некоммерческих, муниципальных, государственных организаций, которые поддерживают и развивают идею привлечения молодежи к решению актуальных для нее социальных проблем. Мы расскажем об опыте нашей организации — Молодежного социально-психологического центра «ДВЕРИ». Это опыт привлечения молодежи к решению задач профилактики наркомании и ВИЧ/СПИДа в молодежной среде.
Наша основная цель — помочь молодежи реализовать свою гражданскую позицию в решении актуальных молодежных проблем: распространения наркомании и ВИЧ/СПИДа, пассивности к окружающему миру и жизни.
В центре разработана система привлечения, обучения и сопровождения деятельности добровольцев-лидеров. Она представлена на схеме.

Добровольцами могут стать старшеклассники (9–11-й класс) и студенты психолого-педагогических, социальных и других вузов (так, мы активно работаем со студентами МПГУ). Схема привлечения потенциальных добровольцев проста. У старшеклассников мы проводим профилактические информационные семинары и предлагаем научиться самим проводить подобные семинары. У студентов изначально существует профессиональный интерес, поэтому их можно привлечь идеей попробовать себя в групповой работе.
С 1999 г. центром подготовлено около 200 молодежных лидеров в Москве и Северо-Западном регионе России.

ВСЕ В НАШИХ РУКАХ

Подготовка лидеров включает в себя лидерский семинар и стажировку. Лидерский семинар — это цикл тренинговых и информационных занятий, цель которых – подготовить молодежных лидеров к профилактической работе в области ВИЧ/СПИДа и наркомании среди молодежи по принципу «равный обучает равного».
Что касается содержания, то лучше об этом расскажет одна из участниц.
Организаторы четырехдневного семинара «Подготовка молодежных лидеров к профилактической работе», несомненно, делали ставку на потенциал самой молодежи. За четыре дня ребята развили в себе лидерские качества, получили информацию о проблеме ВИЧ/СПИДа и наркомании; приняли участие в различных психологических тренингах и деловых играх. Полученные знания усваивались на личном опыте каждого участника. Поскольку все мы готовились к профилактической работе в молодежной среде, то и инициатива была в наших руках. Все проблемы, волнующие подрастающее поколение, выявлялись нами, и мы предлагали способы их разрешения. Вопросы организации досуга и свободы выбора вызвали бурные дискуссии.
Традицией семинара стало проведение «инициации в лидерство» — это череда испытаний для всех участников, где проявляется уровень их сплоченности, ответственности. Мы почувствовали себя частью одного целого, и от этого прибавилось сил и уверенности в необходимости нашей деятельности. В эти минуты каждый из нас понял: главное, что мы вместе, мы нашли друг друга и сумеем решить поставленные задачи. Теперь молодежные лидеры проверяют свои силы на практике в школах ЮВАО.
Стажировка включает в себя: во-первых, дополнительную подготовку (работа со стандартным вариантом информационного семинара, «подстройка» семинара к особенностям работы ведущих, подготовка необходимых материалов); во-вторых, проведение как минимум двух семинаров по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции для подростков и молодежи на базе школы (под наблюдением супервизора и с последующим анализом их деятельности).
Важным элементом сопровождения добровольцев-лидеров является проведение рефлексивных встреч, на которых анализируется их работа, а также осуществляется дополнительная подготовка — информационная и личностная.
По окончании стажировки лидеры могут войти в состав волонтерской службы центра и проводить семинары на базе образовательных и социально-досуговых учреждений, в трудовых и оздоровительных лагерях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

Семинары, которые проводят наши волонтеры, представляют собой информационные интерактивные занятия, цель которых — формирование адекватного отношения к проблеме с помощью предоставления информации и проработки личной позиции по отношению к употреблению ПАВ и риску попадания в ситуации, связанные с возможным заражением ВИЧ-инфекцией и ЗППП. За 1999–2003 гг. лидерами центра проведено более 320 семинаров, в которых приняли участие около восьми тысяч старшеклассников и студентов.
Эффективна ли работа лидеров центра? Чтобы не быть голословными, приведем результаты опроса «Оценка эффективности работы по принципу «равный обучает равного» (осень 2002 г.). Опрашивались участники семинаров (учащиеся 9–11-х классов) и сами молодежные лидеры. Анкеты были построены на вопросах, позволяющих оценить качество семинаров и выявить отношение подростков к мероприятиям, проводимым их сверстниками.
Вот что показал опрос.
Деятельность, осуществляемая по принципу «PE», имеет высокие показатели эффективности. Подростки положительно отзываются как о предоставляемой информации и методах работы, так и о стиле взаимодействия ведущих с группой, что позволяет сделать вывод о качестве работы лидеров.
Подростки выделяют равенство во взаимоотношениях с ведущими, атмосферу доверия в ходе работы, доступность преподнесения информации. Лидеры отмечают значимость своего опыта профилактической работы для жизни, так как он повлиял на их личность в целом, на отношение к себе и жизни, на навыки общения со сверстниками и взрослыми, а также на отношение к проблемам наркомании и ВИЧ/СПИДа.
Опрошенные говорят о необходимости участия сверстников в профилактической работе, так как полученный опыт дает большой потенциал для развития. Большинство лидеров по окончании стажировки продолжают распространять информацию в своей среде, что говорит о длительном эффекте профилактической работы по принципу «PE».
Участники и лидеры выделяют беседы (53%) и тренинги (28%) как эффективные способы донесения информации.

ГОВОРЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ...

Эффективность «лидерской системы» отмечают и педагоги, видя энтузиазм работы лидеров, их информационную готовность, умение работать с группой, способность создать доверительную атмосферу. Они от всей души благодарят ребят и считают, что сами тоже кое-чему у них научились.
А участники мероприятий говорят о том, что они впервые получили возможность пообщаться и откровенно обсудить волнующие их темы со своими одноклассниками и иначе посмотреть друг на друга. Можно сказать, что подобная стратегия не только эффективна в сфере профилактики, но и играет важную роль в воспитательной работе с молодежью.
Говоря о перспективах системы лидерства, можно отметить, что мы планируем развивать и совершенствовать ее. Сейчас создается новый облик волонтерской службы, что позволит адаптировать лидерскую систему к различным условиям, повысить ее гибкость по отношению к вхождению новых лидеров, расширить сферу молодежного участия.
В 2003/04 учебном году центр реализует проект «Создание подростковой добровольческой команды на базе школы» (школа № 519) при поддержке Комитета общественных связей правительства Москвы. Суть проекта — организация лидерской добровольческой команды в школе, которая сможет разрабатывать и проводить как профилактические, так и другие мероприятия для своих сверстников.

Екатерина ЦАРАПКИНА,
Ольга САНАЧИНА
АНО МСПЦ «ДВЕРИ»,
Москва
mspc_dveri@rambler.ru
ЛИТЕРАТУРА

Участие детей и молодежи в процессах принятия решений. Сборник ресурсных материалов. Опыт реализации проектов. — Киев, ЮНИСЕФ, 2002.