РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО
Если человек сможет
открыть в себе
качества лидера и сумеет реализовать их,
он станет полезным человеком...Мнение добровольца
центра «ДВЕРИ» |
Молодость, юность, подростковый
возраст — это время, когда хочется испытать
новые ощущения, больше узнать о людях, окружающем
мире и о себе, как-то проявить себя, показать
лидером. Эти потребности похвальны и достойны
поощрения, но нередко ребята, стремясь
реализовать свои потребности, попадают в
рискованные ситуации. Они могут оказаться
вовлеченными в конфликт или употребление
психоактивных веществ (ПАВ), может возникнуть
опасность заражения ВИЧ-инфекцией. Все эти
ситуации требуют предупреждения — через
информирование, формирование отношения к ним и
навыков противостояния.
А с другой стороны — молодежи нужна поддержка в
ее стремлении к лидерству, активности, раскрытию
своего потенциала.
ЭФФЕКТИВНЫЙ КАНАЛ
Конечно, можно говорить, что профилактическую
работу с подростками и молодежью лучше проводить
специалистам, — на их стороне опыт, знания,
умение работать с группой. Но вот вопрос: всегда
ли подростки воспринимают ту информацию,
которую пытаются донести до них взрослые? Как
известно, для подростка значима группа
сверстников, а к мнению взрослых они
прислушиваются далеко не всегда.
Для эффективности профилактики необходимо
выбрать максимально действенный канал — саму же
молодежь, поэтому наиболее плодотворно работают
профилактические программы по принципу «равный
обучает равного» («Peer Education (PE)»). Суть таких
программ состоит в следующем. В группе находят
потенциальных лидеров, обучают их, мотивируют к
передаче полученной информации и опыта членам
своей целевой группы. Работа идет с опорой на
особенности группы и с позиции «на равных», что
подразумевает равенство в общении —
искренность, открытость; умение быть самим собой
и говорить на понятном людям языке; уважение
стиля жизни, мнения, чувств других людей.
Привлекая молодежь к профилактической работе, мы
объединяем людей, которые знают подростковую
субкультуру изнутри, что позволяет гораздо легче
установить доверительный контакт с целевой
группой. Мы оказываем влияние на тех, кто
включается в работу в качестве лидеров, — они
получают навыки группового лидерства, опыт
помощи другому человеку, опыт общения,
управления группой, опыт ответственности за
происходящее.
Это дает подростку возможность удовлетворить
свое стремление быть взрослым, получить права и
функции, которые традиционно принадлежат
взрослым, расширить кругозор и сформировать
гражданскую позицию по отношению к общественным
проблемам. В итоге мы получаем активного члена
общества, способного отстаивать свои интересы и
помогать другим.
Кроме того, программы «PE» эффективны в работе с
подростками, испытывающими трудности социальной
адаптации.
КАК ЭТО ДЕЛАЕМ МЫ
В России существует достаточно много
некоммерческих, муниципальных, государственных
организаций, которые поддерживают и развивают
идею привлечения молодежи к решению актуальных
для нее социальных проблем. Мы расскажем об опыте
нашей организации — Молодежного
социально-психологического центра «ДВЕРИ». Это
опыт привлечения молодежи к решению задач
профилактики наркомании и ВИЧ/СПИДа в молодежной
среде.
Наша основная цель — помочь молодежи реализовать
свою гражданскую позицию в решении актуальных
молодежных проблем: распространения наркомании
и ВИЧ/СПИДа, пассивности к окружающему миру и
жизни.
В центре разработана система привлечения,
обучения и сопровождения деятельности
добровольцев-лидеров. Она представлена на схеме.

Добровольцами могут стать старшеклассники
(9–11-й класс) и студенты
психолого-педагогических, социальных и других
вузов (так, мы активно работаем со студентами
МПГУ). Схема привлечения потенциальных
добровольцев проста. У старшеклассников мы
проводим профилактические информационные
семинары и предлагаем научиться самим проводить
подобные семинары. У студентов изначально
существует профессиональный интерес, поэтому их
можно привлечь идеей попробовать себя в
групповой работе.
С 1999 г. центром подготовлено около 200 молодежных
лидеров в Москве и Северо-Западном регионе
России.
ВСЕ В НАШИХ РУКАХ
Подготовка лидеров включает в себя лидерский
семинар и стажировку. Лидерский семинар — это
цикл тренинговых и информационных занятий, цель
которых – подготовить молодежных лидеров к
профилактической работе в области ВИЧ/СПИДа и
наркомании среди молодежи по принципу «равный
обучает равного».
Что касается содержания, то лучше об этом
расскажет одна из участниц.
Организаторы четырехдневного семинара
«Подготовка молодежных лидеров к
профилактической работе», несомненно, делали
ставку на потенциал самой молодежи. За четыре дня
ребята развили в себе лидерские качества,
получили информацию о проблеме ВИЧ/СПИДа и
наркомании; приняли участие в различных
психологических тренингах и деловых играх.
Полученные знания усваивались на личном опыте
каждого участника. Поскольку все мы готовились к
профилактической работе в молодежной среде, то и
инициатива была в наших руках. Все проблемы,
волнующие подрастающее поколение, выявлялись
нами, и мы предлагали способы их разрешения.
Вопросы организации досуга и свободы выбора
вызвали бурные дискуссии.
Традицией семинара стало проведение «инициации
в лидерство» — это череда испытаний для всех
участников, где проявляется уровень их
сплоченности, ответственности. Мы почувствовали
себя частью одного целого, и от этого прибавилось
сил и уверенности в необходимости нашей
деятельности. В эти минуты каждый из нас понял:
главное, что мы вместе, мы нашли друг друга и
сумеем решить поставленные задачи. Теперь
молодежные лидеры проверяют свои силы на
практике в школах ЮВАО.
Стажировка включает в себя: во-первых,
дополнительную подготовку (работа со
стандартным вариантом информационного семинара,
«подстройка» семинара к особенностям работы
ведущих, подготовка необходимых материалов);
во-вторых, проведение как минимум двух семинаров
по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции для
подростков и молодежи на базе школы (под
наблюдением супервизора и с последующим
анализом их деятельности).
Важным элементом сопровождения
добровольцев-лидеров является проведение
рефлексивных встреч, на которых анализируется их
работа, а также осуществляется дополнительная
подготовка — информационная и личностная.
По окончании стажировки лидеры могут войти в
состав волонтерской службы центра и проводить
семинары на базе образовательных и
социально-досуговых учреждений, в трудовых и
оздоровительных лагерях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
Семинары, которые проводят наши волонтеры,
представляют собой информационные
интерактивные занятия, цель которых —
формирование адекватного отношения к проблеме с
помощью предоставления информации и проработки
личной позиции по отношению к употреблению ПАВ и
риску попадания в ситуации, связанные с
возможным заражением ВИЧ-инфекцией и ЗППП. За
1999–2003 гг. лидерами центра проведено более 320
семинаров, в которых приняли участие около
восьми тысяч старшеклассников и студентов.
Эффективна ли работа лидеров центра? Чтобы не
быть голословными, приведем результаты опроса
«Оценка эффективности работы по принципу
«равный обучает равного» (осень 2002 г.).
Опрашивались участники семинаров (учащиеся 9–11-х
классов) и сами молодежные лидеры. Анкеты были
построены на вопросах, позволяющих оценить
качество семинаров и выявить отношение
подростков к мероприятиям, проводимым их
сверстниками.
Вот что показал опрос.
Деятельность, осуществляемая по принципу «PE»,
имеет высокие показатели эффективности.
Подростки положительно отзываются как о
предоставляемой информации и методах работы, так
и о стиле взаимодействия ведущих с группой, что
позволяет сделать вывод о качестве работы
лидеров.
Подростки выделяют равенство во
взаимоотношениях с ведущими, атмосферу доверия в
ходе работы, доступность преподнесения
информации. Лидеры отмечают значимость своего
опыта профилактической работы для жизни, так как
он повлиял на их личность в целом, на отношение к
себе и жизни, на навыки общения со сверстниками и
взрослыми, а также на отношение к проблемам
наркомании и ВИЧ/СПИДа.
Опрошенные говорят о необходимости участия
сверстников в профилактической работе, так как
полученный опыт дает большой потенциал для
развития. Большинство лидеров по окончании
стажировки продолжают распространять
информацию в своей среде, что говорит о
длительном эффекте профилактической работы по
принципу «PE».
Участники и лидеры выделяют беседы (53%) и тренинги
(28%) как эффективные способы донесения
информации.
ГОВОРЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ...
Эффективность «лидерской системы» отмечают и
педагоги, видя энтузиазм работы лидеров, их
информационную готовность, умение работать с
группой, способность создать доверительную
атмосферу. Они от всей души благодарят ребят и
считают, что сами тоже кое-чему у них научились.
А участники мероприятий говорят о том, что они
впервые получили возможность пообщаться и
откровенно обсудить волнующие их темы со своими
одноклассниками и иначе посмотреть друг на
друга. Можно сказать, что подобная стратегия не
только эффективна в сфере профилактики, но и
играет важную роль в воспитательной работе с
молодежью.
Говоря о перспективах системы лидерства, можно
отметить, что мы планируем развивать и
совершенствовать ее. Сейчас создается новый
облик волонтерской службы, что позволит
адаптировать лидерскую систему к различным
условиям, повысить ее гибкость по отношению к
вхождению новых лидеров, расширить сферу
молодежного участия.
В 2003/04 учебном году центр реализует проект
«Создание подростковой добровольческой команды
на базе школы» (школа № 519) при поддержке Комитета
общественных связей правительства Москвы. Суть
проекта — организация лидерской
добровольческой команды в школе, которая сможет
разрабатывать и проводить как профилактические,
так и другие мероприятия для своих сверстников.
Екатерина ЦАРАПКИНА,
Ольга САНАЧИНА
АНО МСПЦ «ДВЕРИ»,
Москва
mspc_dveri@rambler.ru
ЛИТЕРАТУРА
Участие детей и молодежи в процессах принятия
решений. Сборник ресурсных материалов. Опыт
реализации проектов. — Киев, ЮНИСЕФ, 2002.
|